Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация сбора эмпирического материала






 

Сбор эмпирического материала для выявления типичных образов ребенка и Я-образов детей и взрослых происходил: в аудиторных усло­виях, в ходе занятий по психологии со студентами третьих курсов ма­тематического факультета Высшей педагогической школы в г. Фрай­бурге (ФРГ), математического факультета РГПУ им. А. И. Герцена, ма­тематического факультета и факультета психологии и педагогики ЛГОУ им. А. С. Пушкина; в процессе занятий и собеседований в шко­лах и на курсах повышения квалификации педагогов.

Пилотажное исследование включало батарею методик в следую­щей последовательности:

1.«20Я».

2. «Психогеометрический тест» - вариант «Автопортрет».

3. «20 определений ребенка».

4. «Психогеометрический тест» - вариант «Портрет ребенка».

5. «20 определений хорошего ребенка».

6. «Психогеометрический тест» - вариант «Портрет хорошего ре­бенка».

7. «20 определений плохого ребенка».

8. «Психогеометрический тест» - вариант «Портрет плохого ребенка».

9. Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фи­гур».

Кроме этого, ряду групп было предложено нарисовать те ассоциа­ции, которые вызывает у них слово «ребенок», описать своих собст­венных или наиболее знакомых детей, описать себя в детстве, предло­жить свои варианты решения проблемных педагогических ситуаций.

К каждому заданию давались необходимые комментарии и поясне­ния. Задания выполнялись в индивидуальном режиме: до полного вы­полнения или до самостоятельного решения о переходе к выполнению следующего задания, без жестких ограничений во времени. Общее время выполнения девяти основных заданий составляло от 35 до 60 минут.

В ходе исследования сложились различные блоки заданий для раз­ных групп испытуемых.

1 блок. Для педагогов и студентов:

1.«20Я».

2. «Психогеометрический тест» - вариант «Автопортреты».

3. «20 определений ребенка».

4. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты ребенка».

5. «20 определений хорошего ребенка».

6. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты хорошего ребенка».

7. «20 определений плохого ребенка».

8. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты плохого ре­бенка».

9. «20 определений типичного мальчика».

10. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты типичного мальчика».

11. «20 определений типичной девочки».

12. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты типичной девочки».

Пункты с 3 по 12 выполнялись педагогами для описания как абст­рактных, так и реальных детей; студенты описывали только абстракт­ных детей.

2 блок. Для педагогов и студентов:

1.«20Я».

2. «Психогеометрический тест» - вариант «Автопортреты».

3. «20 определений обычного ученика».

4. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты ученика».

5. «20 определений хорошего ученика».

6. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты хорошего ученика».

7. «20 определений плохого ученика».

8. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты плохого ученика».

9. «20 определений одаренного ученика».

10. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты одаренного ученика».

11. «20 определений бездарного ученика».

12. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты бездарного ученика».

13. Опросник Б. И. Додонова - выявление эмоциональной направ­ленности личности.

14. Методика Смекала, Кучера - выявление направленности личности.

15. Тест Томаса в модификации Н. В. Гришиной - выявление стра­тегии поведения в конфликте.

16. Методика К. Замфир в модификации А. Реана - выявление мо­тивации профессиональной деятельности.

17. Методика А. Реана (модификация методик В. А. Ядова, Н. В. Кузь­миной) - выявление удовлетворенности избранной профессией.

18. Тест-опросник МУН - мотивация успеха и мотивация боязни неудачи.

Пункты с 3 по 12 выполнялись педагогами для описания как «абст­рактных», так и реальных учащихся; студенты описывали только «аб­страктных» школьников.

3 блок. Для педагогов и студентов:

1.«20Я».

2. «Психогеометрический тест» - вариант «Автопортреты».

3. «20 определений обычного ученика».

4. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты ученика».

5. «20 определений хорошего ученика».

6. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты хорошего ученика».

7. «20 определений плохого ученика».

8. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты плохого ученика».

9. «20 определений одаренного ученика».

10. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты одаренного ученика».

11. «20 определений бездарного ученика».

12. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты бездарного ученика».

13. Методика К. Замфир в модификации А. Реана - выявление мо­тивации профессиональной деятельности.

14. Методика А. Реана (модификация методик В. А. Ядова, Н. В. Кузь­миной) - выявление удовлетворенности избранной профес­сией.

4 блок. Для педагогов и студентов:

1.«20Я».

2. «Психогеометрический тест» - вариант «Автопортреты».

3. «20 определений обычного ученика».

4. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты ученика».

5. «20 определений хорошего ученика».

6. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты хорошего ученика».

7. «20 определений плохого ученика».

8. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты плохого ученика».

9. «20 определений одаренного ученика».

10. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты одаренного ученика».

11. «20 определений бездарного ученика».

12. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты бездарного ученика».

13. Опросник Б. И. Додонова - выявление эмоциональной направ­ленности личности.

14. Тест Томаса в модификации Н. В. Гришиной - выявление стра­тегии поведения в конфликте.

 

5 блок. Для родителей:

1.«20Я».

2. «Психогеометрический тест» - вариант «Автопортреты».

3. «20 определений Вашего ребенка».

4. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты Вашего ре- бенка».

 

6 блок. Для детей:

1.«20Я».

2. «Психогеометрический тест» - вариант «Автопортреты».

 

7 блок. Для детей:

1.«20Я».

2. «Психогеометрический тест» - вариант «Автопортреты».

3. «20 определений Вашего друга».

4. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты Вашего друга».

5. «20 определений Вашего недруга».

6. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты Вашего не­друга».

 

8 блок. Для старшеклассников:

1.«20Я».

2. «Психогеометрический тест» - вариант «Автопортреты».

3. ШТУР - выявление уровня умственного развития.

4. Опросник Фанталовой - выявление ценностных ориентации.

Как видно из описаний блоков, они включают разные сочетания

методик, которые можно разделить на две группы:

а) диагностика личностных характеристик;

б) диагностика содержания и структуры образов.

Все блоки включают от одного до шести вариантов методики «СОЧ(И)», которые составляют диагностическую группу, направлен­ную на выявление содержания и структур Я-образов и образов ребенка. Второй, третий, четвертый и восьмой блоки включают ряд методик, составляющих группу методик, направленных на диагностику некото­рых личностных особенностей обследуемых.

Обследование с применением двух групп методик проводилось в раз­ное время; диагностика личностных особенностей - также в разное время, как правило - не более 2-3 методик в один день; изучение образов - в те­чение одного дня в одной и той же последовательности по каждому блоку.

Многие испытывали некоторое замешательство перед началом вы­полнения 1, 2, 3 и 7 заданий, но после 10-30-секундной паузы и уточ­няющих вопросов, как правило, полностью выполняли задание, неред­ко проявляя при этом заметный интерес.

Как отмечали многие участники исследования, выполнение этих за­даний давало обучающий эффект, причем происходило как бы самообу­чение, так как новая информация приходила не со стороны, а изнутри - от самого участника, который не только находил новые определения и ассо­циации (т. е. осуществлял познавательную деятельность), но при этом и переживал определенные (нередко неожиданные для него) эмоции.

Во время выполнения этой серии заданий не только осознаются имеющиеся в данный момент образы, но и актуализируются обычно неосознаваемые функции психических образов, что приводит к неко­торой (порой, по отзывам педагогов, весьма существенной) переработ­ке представлений. В этом проявился коррекционный потенциал дан­ной методики выявления образов, но этот потенциал, его объем и влияние не являются предметом данного исследования.

С применением данного комплекса методик были обследованы:

 

учащиеся младших классов 249

учащиеся средних классов 176

учащиеся 15-18-летнего возраста Санкт-Петербурга, 413

Ленинградской и Свердловской областей,

Санкт-Петербургского кадетского корпуса

 

Из них:

юноши 205

девушки 208

учащиеся 9 классов 128

учащиеся 10 классов и кадеты 1 курса 141

учащиеся 11 классов и кадеты 2 курса 136

 

Кроме учащихся были обследованы:

родители учащихся 89

учителя начальных классов 217

учителя математики 40

классные руководители средних классов 20

классные руководители старших классов 20

студенты (квалификация «педагог-психолог») 51

студенты (квалификация «учитель начальных классов» 40

российские студенты математических факультетов 34

немецкие студенты математического факультета 72

 

Всего был обследован 1381 человек.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.