Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как факторы тендерной социализации






 

Большая часть формирования uендерной социализации ребенка происходит в школе. Т. В. Виноградова и В. В. Семенов приводят данные исследований, проведенных в школах разных стран, свидетельствующие о том, что мальчикам уделяется больше внимания со стороны педагогов. Учителя в среднем отводят девочкам на 20 % времени меньше, чем мальчикам: мальчиков чаще привлекают к демонстрации различных опытов в классе, девочек же обычно сажают писать протокол; в тех случаях, когда не хватает учебных пособий или приборов, их скорее получают мальчики; наконец, учителя ожидают от мальчиков более высоких результатов, особенно там, где требуется абстрактное мышление, и более высоко оценивают их работу [120].

Нарушения школьниками дисциплины вызывают различную реакцию педагогов в зависимости от пола нарушителя. Замечено, что мелкие нарушения дисциплины (например, выкрики с места), допускаемые девочками, вызывают активное неприятие учителей, тогда как мальчикам те же действия «сходят с рук», они воспринимаются педагогами как такое наименьшее из зол, которое даже нет смысла замечать. В целях подкрепления позитивных проявлений [627] мальчиков хвалят чаще, чем девочек. Но различия существуют не только по количественным параметрам, но и по качественным. Мальчиков хвалят за их знания и за правильные ответы, а девочек - за послушание и прилежание. Осуждают же мальчиков из-за неумения себя вести, а девочек - за ошибки в ответах. Так, в исследовании S. Golombok и R. Fivuch, проведенном в четвертых - пятых классах, было выявлено, что 90 % всех поощрений со стороны учителей, предназначенных мальчикам, - это поощрения за успешную интеллектуальную деятельность. Девочки таких поощрений получили меньше 80 %. В то же время негативная обратная связь за неудачи в интеллектуальной деятельности составила 30 % у мальчиков и 75 % у девочек [628].

Л. В. Попова отмечает, что учителя по-разному объясняют плохие успехи учащихся разного пола. Неуспех девочек объясняется отсутствием способностей, а неуспех мальчиков - ленью. Это отличие имеет большое значение, так как при отсутствии способностей трудолюбие, дополнительные усилия не решат проблему. Следовательно, девочек меньше настраивают на работу, их поощряют принять то, что есть, как должное, а мальчиков - наоборот, стимулируют работать больше, чтобы добиться успеха [430].

Исследования Е. Е. Maccoby и С. N. Jacklin, опубликованные в Стенфордском универститете, показали, что посторонние больше, чем родители, воспринимают детей на основе общепринятых стереотипов полоролевого поведения. Родители знают индивидуальные особенности своего ребенка и принимают их во внимание. Незнакомые же люди, которые не знают ребенка, ожидают, что он должен вести себя «как мальчик» или «как девочка» [634].

Обобщая анализ школьных учебников, Л. В. Попова подчеркивает, что и в зарубежных, и в отечественных школьных учебниках достаточно много проявлений сексизма (ущемления прав личности в зависимости от половой принадлежности): мальчики в них изображаются главными действующими лицами - смелыми, независимыми, способными на риск, девочки - пассивными, второстепенными персонажами, ожидающими помощи и поддержки. Стереотипно-патриархально представлены мужские и женские персонажи в разных сферах деятельности: мужчины и мальчики изображены активными, занятыми работой, увлечениями (инструментальная сфера деятельности), а женщины и девочки - занимающимися покупками и домашними делами (экспрессивная сфера) [430].

Аналогичные данные приводит И. С. Клецина из исследования, проведенного под ее руководством, в котором анализ иллюстраций пяти учебников для 1-х и 2-х классов общеобразовательной школы проводился по следующим категориям: 1) общее число изображений лиц мужского и женского пола; 2) количество изображений лиц мужского и женского пола в инструментальной и экспрессивной сферах деятельности; 3) соотношение частот изображений лиц мужского и женского пола в сфере учебной деятельности; 4) соотношение частот изображений лиц мужского и женского пола в сфере отдыха (табл. 2).

 

ТАБЛИЦА 2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.