Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полосоциальные стереотипы






 

Проблема психологических различий между мужчинами и женщинами (мальчиками и девочками) давно привлекает внимание психологов. Однако систематические исследования, посвященные этой проблеме, как уже отмечалось выше, проводятся в основном зарубежными психологами.

Как правило, в психологической литературе, вслед за обыденным житейским сознанием, подчеркивается наличие различий между мальчиками и девочками (мужчинами и женщинами) в поведении, мотивационно-волевой сфере, в интеллектуальном и моральном развитии.

В статье Т. Н. Виноградовой и В. В. Семенова [120] были проанали-зированы многочисленные работы зарубежных исследователей, посвященные половым различиям в познавательной сфере. В соответствии с этими исследованиями оказалось, что на ранних этапах онтогенеза (примерно до 7 лет) девочки в своем интеллектуальном развитии опережают мальчиков. В дальнейшем эти различия сглаживаются, и взрослые мужчины и женщины по интеллектуальным показателям развития не различаются.

В то же время, по данным психометрических исследований, число мужчин на обоих концах кривой нормального распределения, построенной по результатам измерения коэффициента интеллектуальности (IQ), заметно превосходит число женщин. Это говорит о том, что среди мужчин больше умственно отсталых индивидов, но и больше высокоодаренных.

Различия в интеллектуальной сфере проявляются не только диапазоном разброса умственных способностей. Я. Маккоби и К. Джеклин, проанализировав 1600 доступных им психологических исследований половых различий, показали, что у представительниц «слабого» пола лучше развит вербальный интеллект, а у «сильного» пола лучше развиты зрительно-пространственные и математические способности [634].

Вопрос о природе половых различий в когнитивной сфере рас-сматривается либо с точки зрения влияния биологических факторов в дифференциации познавательных способностей мужчин и женщин, либо исходя из роли социально-психологических факторов в развитии познавательных способностей.

Сегодня наиболее популярны объяснения половых различий, основанные на гормональной регуляции и особенностях межполушарного распределения функций у мужчин и женщин.

Ряд авторов высказывают предположение, что половые различия в познавательных способностях связаны с воздействием половых гормонов на формирование мозговых структур либо в пренатальный, либо в пубертатный период. Английский психолог Р. Л. Вудфилд сопоставлял выполнение женщинами тестов на пространственную способность до родов и после них, т. е. в периоды, когда наблюдаются выраженные гормональные сдвиги. Обнаружено, что в те моменты, когда у женщин резко снижался уровень эстрогенов (женских половых гормонов), заметно улучшалось выполнение пространственных тестов (по [244]).

Наряду с этим в настоящее время активно разрабатывается направление, связывающее половые различия в познавательной сфере с функциональной специализацией мозговых полушарий. Существуют данные, что правое полушарие становится специализированным для пространственного восприятия у мальчиков раньше, чем у девочек. В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман отмечают, что у мальчиков дольше созревает левое полушарие, а у девочек правое, но у мужчин сознание в большей степени левополушарное, а у женщин - правополушарное [199, с. 97].

В числе социально-психологических факторов дифференциации познавательных способностей исследователи выделяют:

1) определенные традиции и культурные реалии, которые, инте-риоризируясь в процессе взаимодействия ребенка с окружающим миром, влияют в дальнейшем на его мотивацию, систему ценностей, степень уверенности в себе и пр.;

2) поведение родителей и педагогов, связанное с внушением детям представлений о стереотипных половых ролях, о «мужском» и «женском» типах поведения, «мужских» и «женских» профессиях;

3) явная и скрытая дискриминация женщин, которая существует в научном сообществе и мешает достижениям женщин на научном поприще.

В обыденном сознании прочно утвердилось представление, что женщины и точные науки - это несовместимые понятия. Обследовав большую выборку американских учащихся выпускного класса, Ш. Раллис и его коллеги обнаружили, что девочки, даже успешно прошедшие курсы по математике и естественным наукам, в три раза реже выражают желание в будущем работать в этих областях. К. Бенбоу получила аналогичные результаты.

Причина этого факта заключается, скорее всего, в том, что с раннего возраста дети привыкают к мысли, что существуют сферы деятельности, где они добьются успеха прежде всего потому, что принадлежат к определенному полу (по [244]).

Вероятно, этому в значительной степени способствуют средства массовой информации, создающие образ профессионала в контексте его тендерной идентичности [201].

Исследования особенностей мужчин и женщин в сфере мотивации в основном касались изучения мотивации достижений. В исследовании Д. Спенса и Р. Хельмрайха мотив достижения у мужчин и женщин изучался в трех сферах: совершенствование, соревнование, достижение результата. На студенческой выборке было установлено, что у женщин выше мотивация достижения результата, а у мужчин выше мотивация совершенствования и соревнования. У других групп испытуемых (атлеты, бизнесмены, психологи) различия между мужчинами и женщинами по мотивации достижения результата и совершенствования снизились, но по соревновательности различия оставались статистически значимыми. Мотив соревнования для мужчин существенно значимее, чем для женщин [623].

Ряд авторов высказывают предположение, что различия между мужчинами и женщинами имеют социокультурную детерминацию, что находит свое отражение и в сфере морально-нравственных ценностей. Так, в конце XIX - начале XX века в западных странах утвердились мнения о том, что женские добродетели, которых недостает мужчинам, это сочувствие, сострадание, благожелательность, скромность; но эти же добродетели - виновницы того, что у женщин нет мужской рассудочности, способности действовать на основе принципов. Многие считали, что женщины больше зависят от частностей и чаще, чем мужчины, поддаются эмоциям. Такие суждения основывались на мнении, что существуют системные различия между мужской и женской личностями в структуре мужской и женской психики [166].

Исходя из стереотипного представления, что процесс рассуждения у женщин более примитивный, чем у мужчин, Л. Колберг утверждает, что в одном и том же возрасте мальчики по сравнению с девочками находятся на более высокой ступени морального развития. В то же время К. Доу подчеркивает, что по отношению к детям разного пола в процессе социализации используются противоположные принципы морального развития. Для мальчиков - принцип индивидуализации, а для воспитания девочки используется принцип кооперации [623].

Особенности морально-нравственного развития мальчиков и девочек в полной мере отражаются на особенностях их поведения. Так, ряд авторов считает, что половые различия прежде всего отражаются в различных уровнях агрессии, конформности и эмпатии. Е. Маккоби и К. Джеклин считали агрессию единственным видом социального поведения, где явно проявляются половые различия. Опираясь на культурные и межвидовые исследования (у самцов животных агрессивность выше, чем у самок), они утверждали, что половые различия в агрессии биологически детерминированы [634].

А. Фроди со своими сотрудниками отвергли мнение о биологической обусловленности половых различий агрессивности. Женщины, по их данным, не менее агрессивны, чем мужчины, если расценивают свои действия как справедливые или свободные от ответственности за них. Присущее женщинам чувство вины часто приводит к подавлению агрессивности там, где мужчины ее не скрывают. Поэтому правильнее говорить не о половых различиях агрессивности, а о половых различиях ее детерминации в разных ситуациях [230].

Е. Маккоби и К. Джеклин в 1980 г. провели дополнительные иссле-дования, что позволило им отстаивать свое мнение, высказанное ранее. Они ссылались на данные о том, что мальчики уже в 3-5 лет более агрессивны, чем девочки, а поскольку социализация в этом возрасте еще не завершена, различия следует считать врожденными [623].

Мнение о том, что агрессивность является характеристикой мужчин [634] и детерминирована биологически, подверг сомнению Т. Тиигер (Tieger, 1980), который на основе обстоятельного анализа данных заключает, что до шести лет нет различий между мальчиками и девочками в уровне агрессивности, а затем агрессивное поведение начинает формироваться под влиянием полоролевых стереотипов.

Все перечисленное свидетельствует о сложности проблемы психологии половых различий. Не меньше вопросов преподносят исследования конформности детей разных полов. Так, например, в исследовании Б. Фагот получены факты, подтверждающие, что девочки по сравнению с мальчиками более застенчивы, не уверены в своих силах, более эмоциональны и конформны [269].

Е. Маккоби и К. Джеклин отмечают, что самым прочным стереотипом полоролевого поведения является стереотип о зависимости женщин. Эта черта в раннем детстве характерна для детей обоего пола, но закрепляется она главным образом в поведении девочек и становится устойчивой чертой личности, так как поддерживается социальными ожиданиями окружающих людей, и в первую очередь родителями [634].

Американская исследовательница психологии половых различий К. Доу, анализируя данные о более высокой конформности женщин по сравнению с мужчинами, полученные в исследовании Eccles, высказывает обоснованное предположение: конформность женщин выше, потому что их статус в обществе ниже, чем статус мужчин [623].

Таким образом, большинство исследователей половых различий склонны утверждать, что имеющиеся между полами различия в значительной степени имеют социокультурную детерминацию. В связи с этим представляется целесообразным провести анализ существующих стереотипов «настоящего» мужчины и «настоящей» женщины.

Под стереотипом в социальной психологии понимают «набор устойчи-вых, упрощенных сверхобобщений о группе людей» (Reber, 1995, по [325]). Полоролевые стереотипы, содержание которых объясняется в немалой степени влиянием культурного контекста, касаются типичных характеристик, приписываемых мужчинам или женщинам. Воздействие этих штампов на индивидуальное сознание мало с чем может сравниться по своей силе.

Существующие в обществе тендерные стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность. И. С. Клецина, рассматривая основные группы гендерных стереотипов, под гендерными стереотипами понимает стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское». Все описываемые в литературе тендерные стереотипы она объединяет в три группы.

Первая группа - это стереотипы маскулинности-фемининности. Мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные психологические качества и свойства личности. Маскулинность-феминин-ность - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, культурным началом, а фемининность - с пассивно-репродуктивным, природным. Эти нормативные представления (стереотипы) полярно и иерархически противопоставляют мужчин и женщин: мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логически; женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны и нежны.

Вторая группа гендерных стереотипов касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для женщин главными социальными ролями являются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин - профессиональные. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин - по наличию семьи и детей.

В народе бытует мнение, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые она может иметь, являются вторичными по отношению к этим семейным ролям. Женщины, которые не хотят выходить замуж, иметь детей, не получают удовлетворения от общения с детьми, описываются как ненормальные или, по меньшей мере, странные. Считается, что для выполнения традиционной роли домашней хозяйки женщина должна развивать свои способности быть чуткой, сострадательной и заботливой. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин требуется ориентированность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений.

Третья группа гендерных стереотипов связана с различиями в содержании труда. Удел женщин - это экспрессивная сфера деятельности, где главным является исполнительский и обслуживающий характер труда. Инструментальная сфера - это область деятельности для мужчин, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд. Широкому распространению данного стереотипа в социальных науках способствовала весьма популярная концепция «естественной» взаимодополнительности полов Т. Парсонса и Р. Бейлза (по [269]).

Гендерные стереотипы являются одной из причин профессиональной сегрегации. Профессиональная сегрегация - это асимметричное размещение мужчин и женщин в профессиональной структуре. Женщины в основном работают в непроизводственной сфере, труд в этой сфере малопрестижен, малооплачиваем и связан с выполнением обслуживающих функций. Так, например, в здравоохранении и социальном обеспечении женщины составляют 83 %, в торговле и общественном питании - 82 %, в образовании - 79 % от общего числа занятых [232]. «Женские профессии» сформировались путем «вынесения» на макроуровень традиционных женских занятий в рамках семьи. Руководящие должности, как правило, занимают мужчины, Так, среди имеющих высшее и среднее специальное образование руководителями того или иного уровня являются 48 % мужчин, т. е. каждый второй мужчина - руководитель. Среди женщин - дипломированных специалистов доля руководителей составляет всего 7 % [471]. Несмотря на то, что сфера преподавания в средних школах является одной из феминизированных отраслей (удельный вес женщин в общей численности учителей в 1991 г. составил 75 %), доля женщин - директоров средних школ составила лишь 39 % [232].

Каждый человек является обладателем множества психологических черт характера. Одни черты как бы «бесполые», универсальные, а другие - традиционно связываются с типично мужской или типично женской психологией. Некоторые типичные мужские или женские черты имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основания, предпосылки. Например, уровень агрессивности и доминантности (рассматриваемые как типично мужские черты), как оказалось, коррелирует с уровнем концентрации у индивидов мужских половых гормонов - андрогенов. Другие черты формируются в процессе социализации, воспитания и развития личности. По преимуществу дело обстоит все-таки так, что приобретение тех или иных типично мужских или типично женских психологических черт происходит в результате совместного влияния обеих групп факторов - биологического и социального порядка.

К типично мужским чертам (маскулинность) традиционно относятся: независимость, самостоятельность, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, уверенность в себе, самоуважение и др. (К. Christiansen, R. Knussmann, 1987, Lau Sing, 1989).

К типично женским чертам (фемининность) традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы фемининности меньше касаются волевых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом в них уделяется значительное внимание эмоциональным аспектам.

По доминирующим сегодня представлениям индивид далеко не всегда является носителем четко и однозначно выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности может более отчетливо проявляться андрогинность, т. е. гармоничная представленность на равных, взаимодополняющих началах черт как маскулинного, так и фемининного типов. В соответствии с современными воззрениями считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фе мининных черт повышает адаптивные возможности андрогинного типа (Исаев, Каган, 1988, Bern, 1975, Lau Sing, 1989, Taylor & Hail, 1982).

Можно говорить о сформировавшейся концепции андрогинии, или, как ее, в частности, называет И. С. Клецина, «новой психологии пола». Она отмечает, что возникновению этой новой теории пола способствовали три фундаментальных исследования, выводы которых опровергают основные положения традиционных теорий: работы Е. Маккоби и К. Джеклин [634], исследования Дж. Мани и А. Эрхарда (по [545]), концепция андрогинии С. Бем [621]. Далее И. С. Клецина предлагает следующий краткий обзор этих исследований.

Б. Маккоби и К. Джеклин, проанализировав 1600 исследований, посвя­щенных изучению психологических половых различий, пришли к выводу, что, по существу, нет фундаментальных врожденных различий в психологических особенностях мужчин и женщин во многих областях, где раньше эти различия признавались (например, активность, соревновательность, способность к творческой деятельности - как черты, присущие мужчинам, и пассивность, эмоциональность, зависимость - как черты, в большей мере присущие женщинам). Немногочисленные различия, которые имеются у маленьких детей, явно недостаточны, чтобы обосновать традиционное неравенство половых социаль­ных ролей, существующее в обществе.

Дж. Мани и А. Эрхард провели свои исследования, изучая явление гермафродитизма. Гермафродитизм - врожденное состояние неопределенности, двойственности репродуктивной системы организма (прежде всего, наружных половых органов), когда однозначное определение пола как мужского или женского невозможно либо затруднительно. Пока половая принадлежность определялась только по наружным гениталиям, смысл биологического пола казался ясным. Но положение существенно усложнилось, когда науке стали известны глубинные компоненты пола (генетический, гормональный, морфологический), поведенческая и психологическая дифференциация индивидов.

Эксперименты Дж. Мани и А. Эрхарда с гермафродитами внесли коррективы в понимание биологического пола. Группу детей гермафродитов с генетическими мужскими половыми признаками разделили на пары. Один ребенок из каждой пары перенес операцию и гормональную терапию и стал особью мужского пола; его воспитывали как мальчика Другой ребенок после операции и лечения гормонами приобрел женский пол и воспитывался как девочка. Дети, воспитанные как мальчики, усвоили традиционные мужские роли и женились на женщинах; дети, воспитанные как девочки, выросли, осознавая себя женщинами, их дальнейшая жизнь и сексуальный опыт соответствовали возрастным нормам.

Отвечая на вопрос, являются ли различия в поведении мужчин и женщин биологически обусловленными, Дж. Мани сделал вывод, что «неопровержимы лишь такие половые различия, как менструации, беременность и лактация женщин, а также способность мужчин к оплодотворению».

С. Бем предложила концепцию психологической андрогинии, внесшую существенные коррективы в представления о маскулинности и фемининности. Андрогиния - понятие, обозначающее людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества. Эго позволяет людям менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским. Маскулинность/фемининнсть - нормативные представления о соматических, психологических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, а фемининность - с пассивно-репродуктивным началом.

Долгое время маскулинные и фемининные черты считались строго дихотимическими, взаимоисключающими, а всякое отступление от норматива воспринималось как патология или шаг в направлении к ней (ученая женщина - «синий чулок», домохозяйка - интеллектуально слаборазвитая женщина). Такие представления о маскулинности и фемининности полярно противопоставляют мужчин и женщин: мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логически; женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны и нежны. Существенной чертой этой модели является ее иерархичность: альтернативные функции дополняют друг друга «по вертикали», так что женщине отводится подчиненная роль.

По мере того как распределение труда по признаку пола в качестве главного принципа организации общества утрачивало свою жесткость, строгий нормати­визм уступил место идее континуума маскулинно-фемининных свойств. Предполагалось, что мужчина может быть сильным и энергичным, не будучи при этом непременно грубым и агрессивным, а женская нежность не обязательно пассивна [230]. На этой основе в 30-60-х годах XX века психологи сконструировали несколько специальных шкал для измерения маскулинности-фемининности (М-Ф) умственных способностей, эмоций, интересов (например, шкала М-Ф опросника MMPI, шкала маскулинности Гилфорда и др.). Все эти шкалы предполагали, что в пределах некоторой нормы индивиды могут различаться по степени М и Ф, но сами свойства М-Ф представлялись альтернативными, взаимоисключающими: высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фемининностью, и обратно, причем для мужчины нормативна высокая М, а для женщины - Ф [269].

В 1974 г. С. Бем (по [621]) в рамках концепции андрогинии предложила тест маскулинности-фемининности, который отличался от всех предшествующих тестов тем, что был построен на представлении о М-Ф как независимых, ортогональных измерениях личности. Ее тест разделял мужчин и жен­щин на четыре типа: МАСКУЛИННЫЙ, ФЕМИНИННЫЙ, АНДРОГИННЫЙ, НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ.

К первой группе относятся маскулинные индивиды с выраженными традиционно мужскими качествами, такими, как честолюбие, решительность и др. Ко второй группе относятся фемининные индивиды с выраженными традиционно женскими качествами, такими, как мягкость, эмоциональность и др. Третью группу составляют андрогины - люди, сочетающие в себе как традиционно женские, так и мужские черты. Четвертая группа представлена людьми, не обладающими выраженными ни маскулинными, ни фемининными чертами.

Какая же полоролевая ориентация, измеренная соотношением М и Ф, обеспечивает личности максимальное психологическое благополучие? Дифференциальная психология имеет на этот счет три точки зрения. Первая, традиционная, модель полагает, что наиболее благополучными будут те, полоролевые ориентации которых максимально соответствуют их половой принадлежности, т. е. маскулинные мужчины и фемининные женщины. Вторая модель считает оптимальной андрогинию, т. е. высокие степени проявления как М, так и Ф для обоих полов, а третья - что самый благоприятный фактор для обоих полов - высокая маскулинность.

Экспериментальная проверка этих гипотез показала, что наиболее благополучными (в смысле общей психологической адаптированности) являются индивиды обоего пола с высокой степенью маскулинности. Существенное, хотя несколько меньшее подтверждение получила андрогинная модель, и совсем не оправдалась теория «соответствия» [269].

Андрогиния является важной психологической характеристикой человека, определяющей его способность менять свое поведение в зависимости от ситуации, она помогает формированию устойчивости к стрессам, способствует достижению успехов в различных сферах жизнедеятельности. Андрогиния может пониматься как эмансипация обоих полов, а не как борьба женщин за равенство в маскулинно ориентированном обществе.

Сегодня, прежде всего на Западе, проводится достаточно много гендерных исследований. Немалый интерес представляют материалы по выявлению полосоциальных стереотипов у взрослых людей. В одном из них студентов обоего пола попросили сформировать список наиболее характерных мужских и женских черт, а затем дали этот список другой группе студентов для оценки личности типичных мужчин и женщин. Результаты показали наличие согласия между оценивающими юношами и девушками относительно набора характеристик для описания маскулинности и фемининности. Выделенные показатели, как свидетельствовали более ранние исследования, действительно являются типичными. Интересно, что для всех участников опроса маскулинные черты оказались более социально желательными, а большое количество свойственных типичному мужчине черт оценивалось более позитивно, чем типично женские черты.

Дж. Уильяме и Д. Бест [643] предприняли глубокий анализ поло-ролевых стереотипов на основе списка из 300 наиболее употребительных прилагательных, описывающих личностные черты. Выявленные кластеры признаков показали, что мужчины оцениваются как агрессивные, предприимчивые и доминантные, а женщины как сентиментальные, нежные и мягкосердечные (табл. 1).

Первые три показателя в обеих колонках являются наиболее предсказательными. При составлении своего индивидуального самопортрета 25 % женщин употребили прилагательные, более характерные для описания типичных мужчин. Такое же количество мужских самопортретов больше походило на типично-стереотипное описание женщин. В описаниях лучшего друга мужчины и женщины одинаково хотели видеть друга-мужчину, более соответствующего мужскому типичному портрету, а женщину-подругу - женскому. Исследование подтвердило влияние полоролевых стереотипов как при составлении самопортрета, так и при описании образа другого.

И. Броверман [622] с коллегами изучил описания типичных мужчины, женщины и просто взрослого, характеризуемых как здоровые, зрелые и социально компетентные. Эти описания были сделаны клиническими практиками, психиатрами и социальными работниками. Обнаружилась общая для профессионалов установка, что компетентность больше характеризует здорового мужчину, чем здоровую женщину. В свою очередь женщины, по сравнению с мужчинами, характеризовались как более послушные, менее объективные и подверженные влиянию, менее агрессивные и соревновательные, легко раздражающиеся по поводу незначительных стрессовых событий.

Анализ исследований заботливости и агрессивности [627] показал, что во многих случаях психологи игнорировали или преуменьшали результаты, свидетельствующие о проявлении агрессивных действий женщинами и заботливости мужчинами.

Все больше укрепляется точка зрения, что, за исключением пара-метров, обусловленных генетической программой созревания организма, большинство наблюдаемых различий детерминировано влиянием социального контекста (Unger, 1979; Maccoby & Jacklin, 1974).

ТАБЛИЦА 1

Стереотипы типичных черт мужчин и женщин (по [643])

Типичный мужчина Типичная женщина
Агрессивный Предприимчивый Доминирующий Независимый Скрывающий эмоции Любит математику и науку Обладает деловыми навыками Знает, как осваивать мир Легко принимает решения Самодостаточен Свободно говорит о сексе с другими мужчинами   Сентиментальная Нежная Мягкосердечная Тактичная Не использует грубых выражений Понимает чувства других Разговорчивая Интересуется собственной внешностью Ценит искусство и литературу Сильно нуждается в защите Аккуратная в привычках Спокойная  





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.