Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема половой идентификации детей






В отечественной психологии, в силу, прежде всего, идеологических причин, до недавнего времени практически не уделялось внимания изучению особенностей отражения педагогами психосексуальных различий учащихся. Но в настоящее время, в период снятия всяческих запретов на проявления сексуальности, в ходе поиска новых резервов повышения эффективности развития школьников, а также в условиях снижения рождаемости и, как следствие, острой конкуренции школ в борьбе за наполняемость классов и повышения внимания как к индивидуально-личностным, так и к типично-личностным особенностям детей, проблемы тендерных особенностей учащихся все чаще становятся предметом психологических исследований. Заинтересовавшись проблемами полового дипсихизма детей более четверти века назад, что нашло отражение еще в моей дипломной работе, в данном исследовании я продолжил изучение особенностей психосексуальных различий в области социальной перцепции.

Проблема психологических различий между мужчинами и женщинами (мальчиками и девочками) давно привлекает внимание исследователей, в том числе и психологов. Однако систематические исследования, посвященные этой проблеме, проводятся в основном зарубежными психологами. В отечественных психологических публикациях полученные эмпирические данные о поведенческих и личностных различиях между мальчиками и девочками (мужчинами и женщинами) часто представляются как вполне очевидный факт, не требующий обоснования и интерпретации.

Традиционный анализ половых различий сводился к демонстрации и доказательству характерных отличий мужской и женской при роды (например, адресованная родителям и педагогам весьма содержательная и полезная книга известных биологов-нейропсихологов В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман так и называется: «Мальчики и девочки - два разных мира»), при замалчивании возможной близости некоторых психологических и поведенческих реакций у мужчин и женщин. Эпизодически обращаясь к проблеме половой дифференциации, психологи ограничивались констатацией «естественной» противоположности мужского и женского. Взятый в более широком культурно-историческом контексте, процесс формирования полоролевых стереотипов состоит в постоянном акцентировании гормонально-биологических детерминант женского (но не мужского) социального поведения. Такая позиция психологов обусловлена глубоко укоренившимся представлением, что признак пола - это обязательное различие не только на уровне проявлений человека как индивида, но и на таких уровнях, как личность, субъект деятельности, индивидуальность.

Если прежде в нашей стране тендерными проблемами в основном за-нимались социологи (И. С. Кон, С. И. Голод и др.), биологи (В. А. Геодокян, Д. В. Колесов, Т. П. Хризман и др.), врачи (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган и др.), то в последнее время значительно усилился интерес отечественных психологов к проблемам тендерной организации психики, свидетельством чего является увеличивающееся количество научных статей и монографий. Одной из наиболее информативных публикаций отечественных психологов за последние три года является учебное пособие И. С. Клециной «Гендерная социализация». В этом пособии достаточно компактно и содержательно рассматриваются основные понятия, теории и проблемы тендерного развития.

Сегодня основными понятиями в области полоролевой социализации, по мнению И. С. Клециной, являются: «тендерная идентичность», «тендерная роль», «полоролевая ориентация», «полоролевые предпочтения».

Под гендерной идентичностью понимается аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя опреде-ленного пола. Это первая категория, в которой ребенок осмысливает свое собственное Я. От разнополых детей ожидается разное поведение. С ними по-разному обращаются, в ответ они ведут себя по-разному. С момента рождения паспортный пол, установленный на основе строения гениталий ребенка, сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, ребенок должен воспитываться. Гендерная социализация начинается буквально с момента рождения ребенка и формируется у него к полутора годам, составляя наиболее устойчивый, но изменяющийся с возрастом стержневой элемент его самосознания.

Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. В три-четыре года дети уже осознанно различают пол окружающих людей, но часто ассоциируют его со случайными внешними признаками, например с одеждой, прической. Нередко это служит причиной их конфликтов с родителями, проявляющихся в отказе надевать одежду определенных фасонов или делать прическу, соответствующую, на их взгляд, противоположному полу.

Достаточно часто одежда или прическа детей из-за их «полового несоответствия» провоцируют насмешки сверстников. Такие конфликты, начинаясь, как правило, после 3 лет, нередко продолжаются до подросткового возраста. Но в последние годы, благодаря усилению в моде (начиная с детской) андрогинных тенденций, это реже становится причиной конфликтов.

К 6-7 годам дети окончательно осознают, что одежда не изменяет половой принадлежности. Начинается период достаточно бурной половой дифференциации, который способствует кристаллизации и осознанию половых различий и устойчивому проявлению их в выполнении соответствующей тендерной роли.

Гендерная роль проявляется в достаточно четком разделении статусов, прав, обязанностей и видов деятельности людей в зависимости от их половой принадлежности. Тендерные роли относятся к разновидности социальных ролей. В них выражаются определенные социальные ожидания, закрепленные в правилах поведения людей. Они проявляются в определенной системе половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности.

По мере осознания своей половой принадлежности у ребенка формируется и определенное отношение к ней. Представления ребенка о соответствии ожиданиям и требованиям мужской или женской роли отражаются в его полоролевой ориентации. В полоролевых предпочтениях отражается удовлетворенность своей принадлежностью к данному полу.

В настоящее время сложились несколько основных теорий, описывающих и объясняющих процесс усвоения тендерной роли. Содержательный, глубокий и в то же время компактный анализ теорий психоанализа, социального научения, когнитивного развития и новой теории пола проделан Т. А. Репиной [472] и И. С. Клециной [244], которые приходят к выводу о серьезном вкладе всех этих теорий в формирование понимания психологической сущности тендерной социализации и осознание активности и вариативности полоролевого самоопределения человека.

Подводя итоги своего обзора современных тендерных теорий, И. С. Клецина делает вывод, что основными психологическими механизмами половой социализации являются: процесс идентификации (психоаналитическая теория), социальные подкрепления (теория социального научения), осознание половой социальной роли (теория когнитивного развития) и социальные ожидания (новая психология пола). По ее мнению, в отдельности каждый их этих механизмов вряд ли может объяснить полоролевую социализацию.

На мой взгляд, фактически каждая концепция включает в психологический механизм половой социализации процесс формирования соответствующей системы образов человека. Процесс полового самоопределения происходит в ходе формирования системы тендерной идентификации, при взаимодействии и активном взаимовлиянии шести групп образов, включающих:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.