Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи, требующие нешаблонного мышления






Шаблонное или нешаблонное мышление? Ответить на этот вопрос можно, пусть и не в полной мере, решив задачу из книги Эдварда де Боно «Рождение новой идеи» (М., 1976).

Задача: «Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-то деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний, старый и уродливый, влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него дочь.

Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребий: положить в сумку два камешка — черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тащить жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет нищей и умрет с голоду.

Неохотно, очень неохотно, согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил на дорожке, усыпанной гравием. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешек для жребия, дочь купца заметила, что он положил в сумку два черных камня. Затем он предложил девушке вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца».

Теперь представьте себе, что вы стоите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте бедной девушки? Или что бы вы ей посоветовали?

Варианты шаблонного и нешаблонного мышления: шаблонно мыслящие люди сосредоточены в основном на камешке, который надо вытащить, поэтому они предлагают три варианта, равным образом мало помогающие девушке: 1) отказаться тащить камешек; 2) девушка должна дать понять, что ей известна хитрость ростовщика, и выставить его мошенником; 3) девушке остается вытащить черный камешек и пожертвовать собой ради отца.

Мыслящие нешаблонно сосредоточены в основном на оставшемся камушке. Итак, девушка опустила руку в сумку, вытащила камешек и, не взглянув на него, уронила прямо на дорожку, усыпанную гравием, где он и затерялся.

«Какая досада! — воскликнула она. — Ну, да дело поправимо, по цвету оставшегося камешка мы тотчас узнаем, какого цвета камешек достался мне».

А поскольку камешек, оставшийся в сумке, был, как известно, черный, стало быть, она могла вытащить только белый камешек. Не станет же ростовщик признаваться в собственном мошенничестве. Таким образом, нешаблонное мышление помогло девушке выйти из безвыходного положения. Она избежала нежелательного замужества и спасла отца от долговой тюрьмы.

Следующие задачи также могут служить для исследования тех особенностей мышления, которые характеризуют нашу возможность осознавать содержание слов — понятий — как средств мышления.

1. У двух зрячих один брат слепой, но у этого слепого нет зрячих братьев. Как это возможно?

2. Он мой дед, но я ему не внук. Как это возможно?

3. Я тебе дочь, но ты мне не мать. Как это возможно?

4. У меня есть сестра, а у моей сестры сестры нет. Как это возможно?

Ответы: у слепого зрячие сестры, у деда — внучка, у дочери — отец, в последней задаче у сестры — брат.

1 Успенский Л. В. Слово о словах. — М., 1957. — С. 5—6.

2 См.: Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. — М., 1994.

3 См.: Засобина Г. А., Кабыльницкая С. Л., Савин Н. В. Практикум по педагогике. — М., 1997.

4 Чуковский К. И. От двух до пяти. — М., 1966. — С. 122.

5 Караковский В. А. Любимые мои ученики. — М., 1987. — С. 24.

6 Теплов Б. М. Ум полководца // Избранные труды. В 2 т. — М., 1985. — Т. 1. — С. 224.

7 См.: Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — М., 1996; Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1979.

Воображение

Значение воображения в жизни человека подчеркивали многие великие ученые и художники. Так, известный английский ученый XVIII в. Дж. Пристли специально подчеркивал, что ученому и механику воображение нужно не меньше, а больше, чем художнику. Дж. Пристли был химиком, биологом, философом, совершил множество выдающихся открытий. Он открыл, что «плохой» воздух «исправляется» под воздействием растений. Обнаружил аммиак и другие газы, получил кислород.

Дж. Пристли писал, что великие открытия, до которых «никогда не додумался бы рассудительный, медлительный и трусливый ум», способны совершить лишь такие ученые, которые «дают полный простор своему воображению»1.

Французский философ-просветитель и писатель XVIII в. Дени Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком... Воображение — это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».

Современный отечественный философ Э. В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве... Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты»2.

Воображение — способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта.

Воображение — очень важный психический процесс, присущий только человеку. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё — от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий — первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им.

Воображение влияет на повседневное поведение человека, его настроение, поведение, даже на его ощущения. Например, если мы ярко, образно представляем себе какое-нибудь значимое для нас событие, то наши переживания близки к тем, которые мы будем испытывать, когда это событие свершится. Л. С. Выготский назвал это «законом эмоциональной реальности воображения». «Всякое построение фантазии, — писал он, — обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувство является действенным, реально переживаемым, захватывающим человека»3.

Очень хорошо воздействие образов воображения на чувства и эмоции показано в известном стихотворении К. Чуковского:

Дали Мурочке тетрадь, Стала Мура рисовать. «Это — козочка рогатая. Это — елочка мохнатая. Это дядя с бородой. Это — дом с трубой». «Ну, а это что такое, Непонятное, чуднó е, С десятью ногами, С десятью рогами?» «Это Бяка-Закаляка Кусачая, Я сама из головы ее выдумала». «Что ж ты бросила тетрадь, Перестала рисовать?» «Я ее боюсь!»4

 

Образы воображения могут приобретать побудительную силу, становиться мотивами поведения и деятельности. Поэтому развитие воображения — это и основа формирования мотивационно-потребностной сферы человека.

Таким образом, значение воображения в жизни человека чрезвычайно велико. Данные психологических исследований свидетельствуют, что наиболее интенсивно воображение развивается в дошкольном и школьном возрасте (от 4—5 до 15—16 лет). Между тем когда речь заходит о развитии, то и в дошкольных, и тем более в школьных образовательных учреждениях имеют в виду прежде всего развитие памяти, мышления, внимания и не уделяют внимания развитию воображения, считая, что оно и так присуще ребенку от природы и не нуждается в специальном развитии. Исследования показывают, что если воображение не нагружать, не упражнять, то с возрастом многие его возможности оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей.

Поэтому воображение необходимо специально развивать, тренировать, и делать это важно и в раннем детстве, и в дошкольном, и в школьном возрасте.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.