Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Качества ума






Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления. Наиболее существенные из них — критичность, быстрота, самостоятельность, широта, глубина и гибкость.

Критичность мышления проявляется в умении строго и тщательно взвешивать все доводы за и против принимаемых решений, подвергать новые идеи и гипотезы всесторонней проверке. Критичный ум отличается строгостью и дисциплинированностью. Человек, не обладающий критичным умом, склонен первое пришедшее ему в голову решение задачи рассматривать как окончательное. Некритичный человек излишне доверчив и легко поддается влиянию чужих идей и мнений.

Быстрота мышления проявляется в скорости решения умственных задач. Но разные виды деятельности предъявляют неодинаковые требования к быстроте мышления: если ученый располагает временем для обдумывания своих идей, то, например, военачальник должен принимать решения без промедления. Как говорил А. В. Суворов: «Одна минута решает исход баталии».

Быстрота мышления является результатом высокого развития всех других качеств ума; она зависит от способности сосредоточить в нужный момент всю силу ума, проявить высокую активность мышления, его гибкость и критичность. Поэтому быстрота мысли отличается от торопливости мышления, которая заставляет человека хвататься за любое решение, лишь бы прекратить тяжелую и напряженную мыслительную работу.

Самостоятельность мышления проявляется в умении человека выдвигать новые идеи, задачи и находить нужные ответы и решения, не прибегая к мнению и частой помощи других людей. Самостоятельность мышления всегда считалась одним из важнейших измерений личности. Так, Ф. М. Достоевский противопоставляет личность и безличность прежде всего по способности или неспособности самостоятельно мыслить. Когда человек не обладает самостоятельным мышлением, ориентируется только на чужие знания, опыт, мнение, а при решении любых вопросов и задач опирается на готовые формулы, шаблонные решения, то ни о каком творчестве при таком мышлении говорить не приходится.

Широта ума проявляется в широком кругозоре человека, активной познавательной деятельности, охватывающей самые различные области науки и практики.

С широтой мышления тесно связано такое его качество, как глубина — умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, способность увидеть проблему там, где у других людей вопросов не возникает. У человека с таким умом проявляется яркая потребность докопаться до причин, источников возникновения явлений и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие (это качество ума наиболее ценная характеристика педагога). Иногда широкое мышление может быть неглубоким, поверхностным. Встречаются люди, которые могут порассуждать обо всем, но слушать их неинтересно, так как они в своих рассуждениях неоригинальны, банальны.

Раз мышление бывает широким, значит, может быть у кого-то и узким. Это такое мышление, предметом которого является преимущественно какая-то небольшая, узкая часть действительности. Узкое мышление может быть содержательным и глубоким (мышление «узкого специалиста»), а может быть бедным, мелким, поверхностным.

Гибкость мышления выражается в умении быть свободным от принятых шаблонных приемов и способов решения задач любого содержания и уровня, быстро менять свои действия при изменении обстановки, оперативно переключаться с одного способа решения, поведения на другой, разнообразить попытки решения проблемы или задачи и тем самым скорее находить новые пути их решения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.