Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Украшение трёх колесниц, учащих о пути и стадиях






Гунчен Жамьян Шадба. Исследование крайностей семидесяти значений парамиты

Перевод с тибетского Б.Б.Дампилон

 

В книге представлена учебная литература «вводного курса» философии Парамиты. Состоит из переводов двух
учебников «Учение о стадиях и путях пробуждения» Гончог
Жигме Ванбо и краткий, но достаточно подробный
терминологический расклад известного сочинения Арья
Асанги «Абхисамаяламкара». Это же сочинение известно
под кратким названием «Семьдесят значений восьми
предметов Парамиты». Автором данного сочинения является
Гунчен Жамьян Шадба.

Книга представлена всем, кто интересуется буддийской философией, историей, а также практикой Махаяны.

© Дампилон Б. Б., 2001

© Буддийский институт " Даши Чойнхорлин", 2001 Верстка и макетирование: Медведев Д. Г., 2001

 


УКРАШЕНИЕ ТРЁХ КОЛЕСНИЦ, УЧАЩИХ О ПУТИ И СТАДИЯХ

Намо гурубе!

Прошедший до конца все пути и стадии,

А также указующему этот метод царю шакьяев,

Склонившись благоговейно для счастливцев подобных мне,

Сие учение в виде сутры кратко опишу

Прежде чем начать изложение учения о путях и стадиях, представляющих собой базу - основу многих мирских, а также и не мирских достоинств, следует затронуть тему о путях трёх личностей.

Мысль, характеризуемая аспектом стремления, в основном достижении высшего мирского рождения в будущих рождениях только лишь ради себя есть определение пути особой низшей личности. Основа определения - сознание в потоке низшей личности, познающее смерть и не постоянство, нравственность отказа от десяти не благодеяний и тому подобные. Продвижение, основанное на этой стадии и пути к состоянию высшего рождения индивидом, обладающим собственным потоком, называют путём низшей личности.

Мысль, характеризуемая аспектом стремления, в основном достичь только лишь ради себя освобождения посредством отвращения от мирских благ есть определение пути средней личности. Основа определения: сознание в потоке средней личности, познающее не постоянство и остальные шестнадцать аспектов (четырёх истин). Продвижение, основанное на этом пути и стадии к состоянию освобождения индивидом, обладающим собственным потоком, называют путём средней личности.

Мысль, характеризуемая аспектом стремления достичь всеведения для того, чтобы живых существ привести к пробуждению через порождение великого сострадания, направленного на других, есть определение пути высшей личности. Основа определения - великое сострадание, возвышенная чистая мысль в потоке высшей личности. Продвижение, основанное на этом пути и стадии к состоянию несравненного пробуждения индивидом, обладающим собственным потоком, называют путём высшей личности.

То, что является практикой всех трёх личностей, а также мыслью, которой необходимо тренировать ум для того, чтобы в собственном потоке родился путь средней личности - есть определение пути, общего для высшей, средней и низшей личности. Основа определения – мудрость, познающая смерть - непостоянство, страдания (трёх) низших участей.

То, что является практикой высшей и средней личности, а также мыслью, в которой необходимо тренировать свой ум для того чтобы в собственном потоке родился путь высшей личности, есть определение пути общей для высшей и средней личности. Основа определения – ум, познающий непостоянство и остальные шестнадцать аспектов (четырех истин).

Метод порождения этих стадий пути в собственном потоке сознания таков: посредством размышления о трудности обретения свобод и благ (человеческого рождения, жизни), её огромном значении, а также её бренности достигается особый неподдельный опыт в стремлении наделить смыслом будущее рождение, отказавшись от привязанностей нынешней жизни. (С этого момента) в потоке сознания рождается особый путь низшей личности. После чего, путём созерцания мирских ценностей как огненной ямы, возникает неподдельный опыт в стремлении достичь освобождения от этого. Таким образом, рождается путь средней личности. Затем, познав, что хотя и достигается состояние освобождения от сансары, всё же нет полной свободы от недостатков, также как нет полного достижения всех достоинств и поэтому не только не реализована собственная цель, но и цель для других завершается такой ограниченностью, (кроме) того, преследование только лишь собственной цели является общим качеством животных. С достижением неподдельного опыта в стремлении в основном достичь знания всех аспектов (пути) для приведения всех живых существ к состоянию не приходящего счастья рождается путь высшей личности.

Каково же учение о стадиях пути? Здесь имеется два раздела: общее изложение и подробное изложение стадий путей трёх колесниц.

ПЕРВОЕ. Определение «земли» (стадии) заключается в упругости и укреплении, а функция - быть основой пребывания, рождения всего живого и не живого мира. Это есть настоящая «земля», входящая в группу четырёх первоэлементов. «Земля» на пути трёх колесниц есть относительная «земля». Причина такого наименования дана из-за сходства функции. Наименование «земля» охватывает много значений: три «земли» (стадии), соответствующие шравакам, пратьекабуддам и бодхисаттвам, «земля» (стадия) йоги познания отсутствия самости индивида, стадия познания отсутствия двойственности, стадия йоги познания пустоты от истинности - итого три стадии (земли) йоги, устойчивая подготовительная стадия первой дхъяны, подобие и особая стадия реальной основы первой дхъяны - два, три следующие дхъяны, итого шесть дхъян, если прибавить к шести незагрязнённым дхъянам ещё три не загрязнённых дхъян первых трёх (уровней) не-формности получится девять не загрязнённых дхъян. Кроме того, имеются девять стадий трёх миров, получаемые, если прибавить к стадии мира желаний восемь дхъян формности, а также имеются восемь малых стадий и другие. Ясная реализация, относящаяся к пути и являющаяся базой - основой множества достоинств собственного следствия, есть определение «земли», относящееся к стадиям и путям. Подразделяется на три стадии: стадия слушающего, стадия самопробужденного и стадия бодхисаттвы. Все эти три носят наименование «земля», так как подобно

 

тому, как земля является основой деревьев, леса и тому подобного, также и здесь имеется основа множества достоинств, относящихся к пути. Относительно уровней (низшей и высшей стадий) подразделяются на стадию малой колесницы и стадию большой колесницы.

Первое. Стадии низшей колесницы подразделяются на восемь малых стадий. В малом толковании (парамиты) говорится, что: «ясная реализация трёх последующих вхождений есть стадия малой колесницы». Такое перечисление восьми малых стадий соответствует изложению метода трёх колесниц, а согласно общему содержанию «слова» восемь малых земель суть стадия полного видения благих деяний, стадия родства, стадия восьмого (уровня), стадия видения, стадия уменьшения, стадия свободы от привязанностей, стадия реализации деятельности и стадия самопробуждённого.

Последовательное изложение основ определений. Путь накопления шраваков называют стадией полного видения благих деяний, потому что он является путём первичного видения благих дхарм полной чистоты. Путь обучения шраваков называют стадией родства, так как с этого момента достигается безошибочность относительно собственной принадлежности к родству. Ясную реализацию вошедшего в поток называют стадией восьмого уровня, потому что с этого момента достигается первый уровень из восьми стадий вхождения и пребывания. Ясную реализацию плода вошедшего в поток называют стадией видения, так как достигается ясное первичное восприятие бессамостности индивида на пути ухода от обусловленного мира. Ясную реализацию однажды возвращающегося называют стадией уменьшения, потому что отбрасываются две тройки клеш мира желаний, таким образом, уменьшается (их сила). Ясную реализацию не возвращающегося называют стадией свободы от клеш, так как достигается свобода от всех привязанностей мира желаний. Ясную реализацию архата шраваки называют стадией реализации деятельности, потому что достигается полная реализация деятельности собственного пути. Ясную реализацию самопробуждённого называют стадией самопробуждённого, так как во время конца обусловленного бытия достигается знание, обладающее достоинством не необходимости опираться на других учителей. Что касается стадий обучения самопробуждённых, то они также сюда вбираются. Здесь нет погрешности того, что сюда не вбираются ясные реализации трёх последующих стадий вхождения, так как они вбираются в ясную реализацию трёх плодов. Согласно позиции мадхъямика йогачара, основным объектом отбрасывания шраваков являются клеши, а для самопробуждённых таковым является грубый уровень познавательных препятствий, поэтому для последних не существует восемь стадий вхождения и пребывания. Харибадра же считает, что первые семь малых стадий являются ясной реализацией шраваков, а состояние пратьекабудды относится к восьмой малой стадии, которая не относится ни к одному из восьми состояний вхождения и пребывания. Согласно школам читтаматры, мадхъямика саутрантики и парасангики, для пратьекабудд в полной мере присутствуют все восемь состояний вхождения и пребывания, так как основной объект отбрасывания шраваков и пратьекабудд сходен.

Второе. Стадии большой колесницы подразделяются на десять бхуми; об этом будет говориться ниже.

Знание, относящееся к пути, которое открывает возможность продвижения к состоянию пробуждения, представляющего плод, есть определение пути. Путь освобождения, знание, изначальное знание, ясная реализация, праджняпарамита, колесница и другие являются перечнем наименований - терминов, имеющих одно значение. Наименование «путь» носит такое название, потому что ведёт к состоянию освобождения.

Относительно сущности (путь) подразделяется на пять видов: путь накопления, путь обучения, путь видения, путь медитации и путь не учения.

Первое. Ясная реализация дхармы есть определение пути накопления.

Подразделяется на три - на пути накопления трёх колесниц. Путь

накопления, стадия веры, подобие аспекта освобождения, ясная реализация

дхармы и другие являются перечнем наименований - терминов, имеющих одно значение. Термин «путь накопления» носит такое название, потому что является первичным путём накопления заслуг для того, чтобы достичь состояние пробуждения, принадлежащего к плоду пути данной колесницы. Термин «стадия веры» носит такое название, потому что является путём искусности в пяти объектах несомненности - веры и других. Термин «подобие аспекта освобождения» носит такое название, потому что освобождение есть истина прекращения, свободная от препятствий клеш; одним аспектом её является истина прекращения, свободная от условных клеш - это есть аспект освобождения, а путь достижения подобия последнего обуславливает это наименование. Термин «ясная реализация дхармы» носит такое название, потому что достигается состояние приведения в систему в основном посредством слушания и размышления над ясной реализацией смысла, следуя общему значению слов, сосредоточившись на двенадцати разделах слова, обозначаемых здесь словом «дхарма».

Ясная реализация значения есть определение пути обучения. Подразделяется на три - на пути обучения трёх колесниц. Путь обучения, подобие аспекта полного раскрытия, сопутствующий элемент полного раскрытия, ясная реализация значения и другие являются перечнем наименований - терминов имеющих одно значение. Термин «путь обучения» носит такое название, потому что (на этой стадии практикующий) обучается пути видения, принадлежащего данной колеснице. Этот термин носит название «подобия аспекта полного раскрытия», потому что способствует

раскрытию аспекта пути видения. Слова «полное раскрытие» означают путь видения. Также носит название «способствующего элемента полного раскрытия», потому что способствует достижению собственного плода -пути видения, также называется «ясной реализацией значения», так как достигается опыт как следствие созерцания одной из двух бессамостей -грубой или тонкой, представляющих смысл слова (будды).

Ясная реализация истины есть определение пути видения; подразделяется на путь видения слушающих и другие два. Путь видения, ясная реализация истины, знание в потоке находящегося на пути видения и другие являются перечнем терминов, имеющих одно значение. (Эту стадию) называют путём видения, так как она является путём ясного первичного познания грубого или тонкого уровня бессамостности. Называют эту стадию также ясной реализацией истины, потому что достигается путь ясного первичного познания истины.

Ясная последующая реализация есть определение пути медитации. Подразделяется на путь медитации шраваков и другие два. Путь медитации, последующая ясная реализация, знание находящегося на пути медитации и другие имеют одно значение. (Эту стадию) называют путём медитации, потому что достигается продолжительное созерцание ранее ясно познанной бессамостности. Также называют последующей ясной реализацией, потому что является путём ясного познания истины, возникающей вслед за возникновением пути видения.

Знание, характеризуемое аспектом, отбросившим преграду клеш, есть определение пути не-учения. Условно подразделяется на путь не-учения шравак и другие два. Путь не-учения, изначальная мудрость, свободная от преград клеш, знание архата имеют одно значение. (Эту стадию) называют путём не-учения, потому что достигается предел деятельности пути данной колесницы.

Второе. Подробное изложение учения стадий и путей трёх колесниц подразделяется на три: изложение пути шравак, пратьекабудд и бодхисаттв.

Первое. Подразделяется на пять: путь накопления, путь обучения, путь видения, путь медитации и путь не учения шраваки.

Первое. Определение пути накопления, виды, многообразие терминов, метод рождения. Первое. Ясная реализация дхармы шраваки, предшествующая зарождению пути обучения, представляющего следствие (данного пути), есть определение пути накопления шраваки. Второе. Подразделяется на три: высшая, средняя и низшая стадии пути накопления шраваки. Также подразделяется на три (других): ясное восприятие, умозаключение и последующее познание. Первое - пять первых ясных восприятий в потоке данного индивида. Второе - сознание в потоке данного индивида, первично познающее бессамостность индивида посредством логического признака. Третье - уверенность в несомненности относительно

бессамостности индивида в потоке данного индивида. Третье. Путь накопления шраваки, стадия веры шраваки, подобие аспекта освобождения шраваки, ясная реализация дхармы шраваки являются перечнем терминов, имеющих одно значение. Этимология логически сходна с ранее изложенным. Четвёртое. Путь накопления шраваки зарождается в потоке только тогда, когда достигается неподдельный опыт в стремлении обрести состояние освобождения шраваки посредством порождения в потоке мысли о полном уходе (отречении). Уровень охватывает промежуток, начинающийся с пути накопления шраваки до пути обучения шраваки.

Второе. Определение пути обучения шраваки, виды, перечень

наименований, метод зарождения. Первое. Ясная реализация значения,

предшествующая зарождению собственного следствия - пути видения

шраваки, есть определение пути обучения шраваки. Второе. Относительно

сущности подразделяется на четыре: теплота, вершина, терпение и стадия

высшей дхармы на пути видения шраваки. Относительно способности

подразделяется на три: высшая, средняя и низшая стадии. Относительно

единичного потока, можно описать следующим образом: первично

зарождённый путь обучения шраваки есть низшая стадия, промежуточное

зарождение пути обучения шраваки есть средний уровень, а путь обучения,

зарождённый последним, есть высший уровень. Относительно отдельно

взятых индивидов индивид с большими способностями достигает высший,

со средними способностями средний, а с малыми способностями низший

уровень пути обучения. Третье. Путь обучения шраваков, подобие аспекта

полного раскрытия шраваков, ясная реализация значения шраваков и другие

имеют одно значение. Этимология логически сходна с ранее изложенным.

Путь обучения шраваки несомненного рода является мышлением

последующего познания тонкого уровня бессамостности индивида, так как

является не первичным познанием, познающим тонкую бессамостность

индивида. Некоторые говорят, что не логично высказывание о

существовании ложного познания на пути накопления и обучения шравак,

потому что они с необходимостью являются сознаниями,

соответствующими истине (значению). Четвёртое. Путь обучения шравак

достигается с того момента, когда достигнута мудрость как плод

созерцания, причиной которого является особое блаженство полной

подвластности тела и ума, достигаемая посредством усиленного анализа

тонкой бессамостности на основе однонаправленной безмятежности,

познающей тонкую бессамостность, индивидом, находящимся на пути

накопления шраваки. Уровень простирается с завершения пути накопления

до пути видения шраваки.

Третье. Определение пути видения шраваки, виды, перечень наименований, метод зарождения. Первое. Ясная реализация истины шраваки, предшествующая зарождению собственного следствия - пути медитации, это есть определение пути видения шраваки. Второе. Относительно сущности подразделяется на три следующих вида: изначальная мудрость равностности на пути видения шраваки, изначальная мудрость последующего обретения на пути видения шраваки и путь видения шраваки, не относящийся к предыдущим двум путям. Ясная реализация истины шраваки однонаправлено сосредоточенном на собственном объекте - бессамостности индивида, это есть определение изначальной мудрости равностности на пути видения шраваки. Она также подразделяется на три следующих вида: беспрепятственный путь пути видения шраваки, путь полного освобождения пути видения, изначальная мудрость пути видения шраваки, не относящаяся к двум предыдущим путям. Ясная реализация истины шраваки, представляющая собой непосредственное противоядие от условной преграды клеш, это есть определение беспрепятственного пути видения шраваки. Подразделяется на восемь видов терпения пути видения, Они взаимно содержащие, так как беспрепятственный путь пути видения шраваки является всеми восемью. Потому является четырьмя видами терпения дхарм, также как и четырьмя видами последующих терпений. Первой четвёркой является потому, что является беспрепятственным путём пути видения шраваки ясно познающего бессамостность индивида относительно объекта - четырёх истин. Второй четвёркой является потому, что является беспрепятственным путём пути видения шраваки, ясно познающего бессамостность индивида относительно субъекта - четырёх видов терпения дхарм. Ясная реализация истины шраваки, представляющая собой путь полного освобождения, отбрасывающего условные преграды клеш, есть определение пути полного освобождения пути видения шраваки. Подразделяется на восемь знаний шраваки. Они взаимно содержащие, так как путь полного освобождения пути видения шраваки является всеми восемью видами. Поэтому является и четырьмя видами знаний дхармы, и четырьмя видами последующего знания. Первой четвёркой является потому, что является путём полного освобождения пути видения шраваки, ясно познающего бессамостность индивида относительно объекта - четырех истин. Второй четвёркой является потому, что является путём полного освобождения пути видения шраваки, ясно познающего бессамостность индивида относительно субъекта - четырёх видов знания. Изначальная мудрость пути видения, не относящаяся к предыдущим двум; изначальная мудрость пути видения шраваки, однонаправлено созерцающего пустоту, изначальная мудрость пути видения шраваки, однонаправлено созерцающего пустотность двойственности, изначальная мудрость равностности пути видения шраваки, однонаправлено созерцающего бессамостность индивида. Шестнадцать моментов терпения и знания на пути видения рождается в двух последовательностях, так как восемь видов терпения возникают одновременно и затем одновременно возникают восемь

моментов знания. Беспрепятственный путь и путь полного освобождения пути видения шраваков продолжается в течение кратчайшего времени завершения деяний. Таким образом, следует понимать и в остальных случаях, о которых ещё будет идти речь. Ясная реализация истины шраваки, являющаяся путём видения, не относящаяся ни к беспрепятственному пути, ни к пути полного освобождения пути видения шраваков, кроме того, характеризуется аспектом, который возник вслед за завершением пути полного освобождения; это есть определение изначальной мудрости последующего достижения пути видения шраваков. Жамьян Чоглха Одзер говорит, что для изначальной мудрости последующего достижения присуще только мышление; мы же считаем, что здесь присутствует не только мышление, но и не-мышление (т.е. восприятие). То, что не является предыдущими двумя: четыре безмерные, устремлённость к освобождению в потоке находящегося на беспрепятственном пути и пути освобождения пути видения шраваки, знание, познающее пустоту и знание, познающее пустоту двойственности в потоке находящегося на стадии последующего достижения пути видения шраваки. Третье. Путь видения шраваки, ясная реализация истины шраваки, знание в потоке сознания, находящегося на пути видения шраваки и другие имеют одно значение. Этимология логически сходна с ранее изложенным. Четвёртое. Беспрепятственный путь шраваки и путь полного освобождения рождаются за одну созерцательную сессию, затем рождается изначальная мудрость последующего достижения пути видения шраваки, и, наконец, рождается третий, не относящийся к предыдущим, созерцательный опыт.

Определение пути медитации шраваки, виды, перечень наименований, метод зарождения. Первое. Последующая ясная реализация шраваки есть определение пути медитации шраваки. Второе. Подразделяется на равностность, последующее достижение и на путь медитации шраваки, не относящийся к двум предыдущим. Последующая ясная реализация шраваки, однонаправлено созерцающего собственный объект – бессамостность, есть определение изначальной мудрости пути медитации шраваки. Подразделяется на три следующих: беспрепятственный путь пути медитации шраваки, путь полного освобождения пути медитации шраваки и путь медитации шраваки, не относящийся к двум предыдущим. Последующая ясная реализация шраваки, представляющая собой непосредственное противоядие от преграды клеш, которая суть объекты отбрасывания пути медитации данного уровня, это есть определение беспрепятственного пути пути медитации шраваки. Подразделяется на девять видов: начиная с самой низшей ступени пути медитации шраваки до самой наивысшей ступени - девять. Последующая ясная реализация шраваки, ставшая путём полного освобождения, отбрасывающего преграду клеш - объектов отбрасывания пути медитации соответствующего уровня,

которая порождается её причиной - беспрепятственным путём, это есть определение пути полного освобождения пути медитации шраваки. Подразделяется на две (группы): относительно постепенного отбрасывания и относительно одновременного отбрасывания. Первая. Девять кругов клеш, относящиеся к сфере желания и представляющие собой объект отбрасывания медитации; таким образом, начиная со сферы первой дхьяны до сферы вершины сансары имеются по девять кругов клеш, являющихся объектами отбрасывания в медитации, вместе составляют восемьдесят одну клешу. В соответствии с этим существует восемьдесят один вид беспрепятственного пути медитации, являющиеся непосредственными противоядиями, постепенно отбрасывающие их. В соответствии с последним, вследствие постепенного отбрасывания возникают восемьдесят видов пути полного освобождения и ещё один вид пути полного освобождения, принадлежащие к пути не-учения данной колесницы. (Вторая). Относительно одновременного отбрасывания подразделение таково: начиная с самой низшей стадии (низшая из низших) беспрепятственного пути пути медитации одновременно отбрасывающей объекты отбрасывания медитации - самые грубые (грубые грубого) клеши, принадлежащие девяти сферам трёх миров до высшей стадии беспрепятственного пути медитации, одновременно отбрасывающей самые тонкие клеши, принадлежащие девяти сферам трёх миров. Итого существуют девять кругов беспрепятственного пути пути медитации и девять кругов пути полного освобождения, отбрасывающего эти клеши. Третье. Путь медитации шраваки, последующая ясная реализация шраваки, знание в потоке находящегося на пути медитации шраваки являются перечнем наименований - терминов, имеющих одно значение. Четвёртое. Путь медитации шраваки рождается в потоке тогда, когда достигается непосредственное противоядие от самых грубых клеш посредством опоры на медитацию (свыкание) бессамостности индивида, которая была познана индивидом, находящимся на пути видения шраваки.

Пятое. Определение пути не-учения шраваки, виды, перечень наименований, метод достижения. Первое. Ясная реализация, достигаемая вследствие завершения пути шраваки, есть определение пути не-учения шраваки. Второе. Подразделяется на знание архата одновременного отбрасывания (клеш) и на знание архата постепенного отбрасывания (клеш). Относительно способностей подразделяется на знание архата - шраваки больших способностей и на знание архата - шраваки малых способностей. Третье. Путь не-учения шраваки, путь достижения предела шраваки, знание в потоке архата - шраваки являются перечнем наименований - терминов, имеющих одно значение. Четвёртое. Полная ясная реализация состояния пути не-учения шраваки достигается тогда, когда достигается путь полного

 

освобождения, отбрасывающий преграду клеш, во второй момент вслед за медитацией, подобной алмазу, делающей невозможным появление клеш вновь.

Второе. Изложение пути пратьекабудды. Определение, виды, перечень наименований, смысловое значение видов.

Первое. Ясная реализация пратьекабудды, открывающая возможность достижения состояния освобождения самопробуждённого есть определение пути пратьекабудды. Второе. Подразделяется на пять следующих видов: пути накопления, обучения, видения, медитации и не учения. Третье. Стадия пратьекабудды, путь пратьекабудды, колесница пратьекабудды, знание пратьекабудды являются перечнем наименований – терминов, имеющих одно значение. Четвёртое. Изложение учения о пути накопления, обучения, видения, медитации и не-учения пратьекабудд. Первое. Определение, виды, перечень терминов, метод зарождения. Первое. Ясная реализация дхармы пратьекабудды, предшествующая рождению собственного следствия - пути обучения пратьекабудды, есть определение пути накопления пратьекабудды. Второе. Подразделяется на высшую, среднюю и низшую стадии пути накопления пратьекабудды. Третье. Путь накопления пратьекабудды, подобие аспекта освобождения пратьекабудды, ясная реализация дхармы пратьекабудды и другие имеют одно значение. Четвёртое. Путь накопления пратьекабудды зарождается в потоке тогда, когда достигнут неподдельный опыт в стремлении, в основном, достичь состояния пробуждения пратьекабудды.

Второе. Определение пути обучения пратьекабудды, виды, перечень терминов, метод рождения. Первое. Предшествующая рождению пути видения пратьекабудды ясная реализация значения пратьекабудды, возникающая вследствие влияния близкой причины - завершения пути накопления есть определение пути обучения пратьекабудды. Второе. Подразделяется на стадии теплоты, терпения, вершины и высшей дхармы. Для шраваков и пратьекабудд первые три стадии имеют по три уровня -низшая, средняя и высшая, а в четвёртой стадии такового нет потому, что продолжается эта стадия в течение кратчайшего времени завершения действия. Третье. Путь обучения пратьекабудд, подобие аспекта полного раскрытия пратьекабудды, сопутствующий элемент полного раскрытия пратьекабудды, ясная реализация значения пратьекабудды являются перечнем наименований – терминов, имеющих одно значение. Четвёртое. Находящийся на пути накопления достигает состояния безмятежности, направленной на пустоту внешнего объекта, а когда достигается состояние проникновения, направленное на этот объект, то этим обретается стадия теплоты пути обучения пратьекабудды.

Третье. Изложение пути видения. Определение, виды, перечень терминов, метод зарождения. Первое. Предшествующая рождению собственного следствия - пути медитации пратьекабудды, ясная реализация

истины пратьекабудды, порождаемая близкой причиной - завершением пути обучения пратьекабудды, есть определение пути видения пратьекабудды. Второе. Подразделяется на изначальную мудрость равностности, на изначальную мудрость последующего достижения пути видении пратьекабудды и на путь видения пратьекабудды, не относящийся к двум предыдущим. Первое подразделяется на беспрепятственный путь и на путь полного освобождения. Третье. Путь видения пратьекабудды, ясная реализация истины пратьекабудды, знание находящегося на пути видения пратьекабудды - являются перечнем наименований - терминов имеющих одно значение. Остальное логически сходно. Необходимо считать, что согласно позициям мадхъямика йогачары, беспрепятственный путь и путь полного освобождения пратьекабудды имеют объектом пустоту недвойственности, а согласно другим школам таковым является тонкая бессамостность индивида.

Четвёртое. Изложение определения пути медитации пратьекабудды, видов, перечня наименований - терминов и метода зарождения. Первое. Предшествующая рождению собственного следствия - пути не-учения пратьекабудды, последующая ясная реализация пратьекабудды, порождаемая близкой причиной - завершением пути видения пратыекабудды есть определение пути медитации пратьекабудды. Второе. Подразделяется на изначальную мудрость равностности и на изначальную мудрость последующего достижения пути медитации пратьекабудды. Первое подразделяется на девять кругов пути медитации: три малых круга, три средних круга и три высших круга. Третье. Путь медитации пратьекабудды, последующая ясная реализация пратьекабудды, знание в потоке находящегося на пути медитации пратьекабудды являются перечнем наименований, имеющих одно значение.

Пятое. Изложение пути не-учения пратьекабудды. Знание пратьекабудды, полностью избавленное от всех видов цепляния за реальное бытиё объектов, как внешне существующих, есть определение пути не-учения пратьекабудды. Подразделяется на путь не-учения пратьекабудды, которому предшествовала реализация, подобная единорогу, и на путь медитации пратьекабудды, которому предшествовала реализация деятельности накопления. Остальное логически сходно.

Третье. Изложение пути большой колесницы имеет два раздела: общее изложение пяти путей и подробное изложение учения о пяти путях.

Первое. Определение, виды, перечень наименований терминов, этимология и значение каждого вида по отдельности. Первое. Знание махаяны, относящееся либо к ведению к пробуждению махаяны, либо к достижению этого состояния есть определение пути махаяны. Ясная реализация бодхисаттвы, открывающая возможность продвижения к состоянию освобождения махаяны, есть определение пути

бодхисаттвы. Йога бодхисаттвы, йога завершения всех аспектов, осуществление махаяны, осуществление панциря, знание бодхисаттвы, ясная реализация бодхисаттвы являются перечнем наименований, имеющих одно значение. Второе. Подразделяется на пять следующих видов: путь накопления, путь обучения, путь видения, путь медитаций и путь не-учения. Третье. Путь махаяны, ясная реализация махаяны, знание махаяны являются перечнем наименований – терминов, имеющих одно значение. Четвёртое. Понимание этимологического значения зависит от понимания ранее изложенных терминов. Путь махаяны обладает семью величиями, об этом в «Украшении сутр» говорится:

«величие возвышенной цели,

а также реализация - две

мудрость и приложение усилия,

становление искусным в методах,

великое истинное осуществление,

великие деяния пробуждённого,

поскольку обладают этими величиями,

называют «великой колесницей»

Пятое. Изложение каждого по отдельности имеет два раздела: изложение пути обычных существ и пути святых. Первое. Знание бодхисаттвы, относящееся к стадии благоговейной деятельности, есть определение пути бодхисаттвы обычной стадии. Подразделяется на путь накопления и на путь обучения бодхисаттвы.

Первое. Определение, виды, перечень наименований, метод зарождения. Первое. Ясная реализация дхармы махаяны есть определение пути накопления махаяны. Второе. Подразделяется на высшую, среднюю и низшую стадии. Третье. Подобие аспекта освобождения махаяны, путь накопления махаяны, ясная реализация дхармы махаяны и другие являются перечнем наименований - терминов, имеющих одно значение. Этимология логически сходна с прежде изложенным. Четвёртое. Первичное зарождение мысли махаяны и вхождение на путь махаяны одновременны, так как достижение неподдельного опыта в стремлении реализовать наивысшее пробуждение во благо живых существ с необходимостью есть введение на путь накопления.

Второе. Определение пути обучения, виды, перечень терминов, метод зарождения. Первое. Ясная реализация значения бодхисаттвы есть определение пути обучения махаяны. Второе. Подразделяется на стадии теплоты, вершины, терпения, высшей дхармы. В каждой стадии имеются по три уровня: низшей, средней и высшей, всего двенадцать. Третье. Путь обучения махаяны, подобие аспекта полного раскрытия махаяны, сопутствующий элемент полного раскрытия махаяны, ясная реализация значения махаяны являются перечнем наименований, имеющих одно значение. Четвёртое. Метод зарождения относительно индивида, который с

самого начала вступил на путь (семейство, род) махаяны, предварительно не пройдя низшие пути, таков: первичное достижение состояния проникновения, направленного на пустоту, и вступление на путь обучения махаяны одновременны. Относительно индивида, который предварительно прошёл низшие пути, первичное достижение особой способности, подавляющей непосредственное проявление клеш - объектного мышления, и вступление на путь обучения махаяны одновременны. Отличия друг от друга стадии теплоты и трех других стадий пути обучения махаяны. Изначальная мудрость вне измышлений пути видения является путём, подобном огню, а путь, который предшествует её рождению, подобен теплоте, первичное достижение которого называют стадией теплоты пути обучения. Ниже стадии теплоты есть возможность пресечения корней благих деяний под влиянием гнева и других, начиная со стадии вершины нет никакой возможности прерывания благих корней под таким влиянием. Поскольку достигается вершина (предел) неустойчивости благих корней, называют стадией вершины пути обучения. Её также называют достижением ухода от страданий прерывания корней благих деяний. Первичное достижение терпения неустрашимости перед глубинной дхармой пустоты называют стадией терпения пути обучения. Начиная с этой стадии прекращается рождение в не благих участях под влиянием кармы и клеш, поэтому эту стадию называют достижением ухода от страданий не благих участей. (Четвёртая стадия) является высшим мирским благодеянием и поэтому называется высшей дхармой. Также первичное достижение медитации ясного восприятия общего значения дхарматы называют стадией теплоты пути обучения махаяны. Первичное достижение устойчивой медитации восприятия общего значения дхарматы называют стадией вершины пути обучения махаяны. Первичное достижение медитации одного аспекта воспринимающего посредством полноценного ясного восприятия общего значения дхарматы называют стадией терпения пути обучения махаяны. Первичное достижение медитации, являющейся непосредственной причиной, мгновенно порождающей медитацию беспрепятственности, называют стадией высшей дхармы пути обучения махаяны. Некоторые говорят, что первичное достижение ясного восприятия дхарматы есть стадия теплоты, развитие его есть терпение и так далее, но это не соответствует истине, потому что стадия теплоты и другие три стадии пути обучения семейства махаяны, поскольку являются мышлением, поэтому не могут быть ясным восприятием объекта, потому как ясное восприятие есть не-мышление. В Праманавартике сказано:

«любое сознание ясного восприятия в отношении того объекта есть не-мышление»

Третье. Определение пути видения махаяны, виды, перечень терминов, метод зарождения. Первое. Ясная реализация истины махаяны есть

определение пути видения махаяны. Второе. Подразделяется на

изначальную мудрость равностности, изначальную мудрость последующего

достижения пути видения и на путь видения, не относящийся к двум

предыдущим. Изначальная мудрость равностности подразделяется на

беспрепятственный путь, путь полного освобождения и на изначальную

мудрость равностности, не относящуюся к двум предыдущим. Ясная

реализация истины махаяны, являющаяся непосредственным противоядием

от условного цепляния за истинность, представляющего собой

соответствующий ему объект отбрасывания, это есть определение

беспрепятственного пути пути видения махаяны. Подразделяется на восемь

терпений. Они имеют одно значение с беспрепятственным путём пути

видения махаяны. Ясная реализация истины махаяны, раскрываемая

посредством отбрасывания условных преград познания, есть определение стадии полного освобождения пути видения махаяны. Подразделяется на восемь знаний. Они имеют одно значение путём полного освобождения пути видения махаяны. Примеры изначальной мудрости пути видения махаяны, не относящиеся к (двум) предыдущим: путь видения махаяны, однонаправлено созерцающего безсамостность индивида; путь видения махаяны, однонаправлено созерцающего пустоту двойственности; вбираемая путём видения изначальная мудрость первой бхуми, однонаправлено повторно созерцающая пустоту после (выхода) из состояния изначальной мудрости последующего достижения пути видения махаяны. Ясная реализация истины махаяны, вышедшая из состояния пути полного освобождения пути видения махаяны, (а также) проявленная в потоке индивида, имеющего собственный поток, есть определение изначальной мудрости последующего достижения пути видения махаяны.

Имеет одно значение с изначальной мудростью пути видения махаяны. В общем, медитация подразделяется на мирскую медитацию не-формности и

тому подобные и не мирскую медитацию вне измышлений. Последующее

достижение подразделяется на мирскую - например, желания, возникшие

после выхода из созерцания, и на не мирскую - постижение не истинности,

иллюзорности, которое соответствует образу восприятия под влиянием

медитации, которого находится последняя же - есть последующее

достижение охваченная медитацией. Переменчивое состояние сознания во

время забытья образа восприятия медитации есть переменчивое

последующее достижение. Хотя на стадии пути обучения ревностность и

последующая мудрость противоречат, всё же на стадии пробуждения они в

сущности едины. Путь видения не относящееся к равностности и к

последующему; относительная бодхичитта, познание не постоянства и

других шестнадцати в потоке сознания находящегося на беспрепятственном

пути..

Третье. Знание в потоке находящегося на пути видения махаяны, ясная реализация истины махаяны, путь видения махаяны являются перечнем наименований имеющих одно значение. Четвёртое. Изложение метода зарождения. Изначальная мудрость высшей стадии высшей дхармы пути видения, однонаправлено созерцающего дхармату, беспрепятственный путь пути видения махаяны и путь полного освобождения пути видения махаяны рождаются за одну созерцательную сессию. Затем рождается изначальная мудрость последующего достижения пути видения махаяны. Метод, каким образом беспрепятственный путь отбрасывает объекты отбрасывания: предыдущий момент зарождения беспрепятственного пути пути видения махаяны и предыдущий момент прекращения условных препятствий познания, являющиеся соответствующими объектами отбрасывания, одновременны. Зарождение в данном потоке беспрепятственного пути пути видения, сущность которого - восемь терпений и полное прекращение соответствующих объектов отбрасывания одновременны. В этот момент, находящийся на пути обучения переходит на путь видения, например, это можно уподобить гонению вора за дверь дома. Хотя в это время достигаете прекращения неиндивидуального анализа, свободного от объектов отбрасывания видения, всё же нет достижения состояния прекращения индивидуального анализа, а когда во второй момент рождается путь полного освобождения путивидения, сущность которого восемь знаний, достигается прекращение индивидуального анализа. Это можно уподобить гонению вора с последующим закрытием за ним двери дома.

Четвёртое. Определение пути медитации махаяны, виды, перечень наименований терминов, метод зарождения. Первое. Последующая ясная реализация махаяны есть определение пути медитации махаяны. Второе. Подразделяется на изначальную мудрость равностности пути пути медитации махаяны и другие три. То, что является медитацией на одну из трёх видов бессамостностей, являющихся её объектами, а также проявленная в потоке сознания данного индивида последующая ясная реализация махаяны, есть определение изначальной мудрости пути медитации махаяны. Подразделяется на беспрепятственный путь пути медитации махаяны и другие три. Последующая ясная реализация махаяны, представляющая прямое противоядие от вместе рожденного цепляния за истинность, являющегося соответствующим объектом отбрасывания, есть определение беспрепятственного пути пути медитации махаяны. Подразделяется на четыре малых круга, три средних, четыре высших, итого одиннадцать. Объект отбрасывания медитации - мышление, вместерождённые преграды клеш и познания отбрасываются посредством одиннадцати кругов. Беспрепятственный путь пути медитации махаяны, представляющий прямое противоядие от самого грубого уровня вместерождённого цепляния заистинность - соответствующего объекта отбрасывания, это есть определение

самой низшей стадии беспрепятственного пути пути медитации махаяны. Подразделяется на беспрепятственный путь пути медитации первой и второй бхуми. Последующая ясная реализация махаяны, освобождённая от вместерождённого цепляния за истинность, которое суть соответствующий объект отбрасывания, это есть определение пути полного освобождения пути медитации махаяны. Подразделяется на девять видов. Третье. Путь медитации махаяны, ясная последующая реализация махаяны являются синонимами. Четвёртое. Метод зарождения. Вступлением с пути видения на путь медитации считается то состояние, когда первично зарождается беспрепятственный путь, представляющий прямое противоядие от вместерождённого цепляния за истинность - соответствующего (этой стадии) объекта отбрасывания в потоке сознания находящегося на пути

видения.

Метод отбрасывания объектов отбрасывания посредством беспрепятственного пути пути медитаций махаяны таков: относительно

принадлежащего к роду махаяны. Объекты отбрасывавния - самые грубые клеши и самые грубые препятствия познания - подразделяются на грубый и тонкий уровни, также на два подразделяются и самые тонкие уровни, итого одиннадцать кругов объектов отбрасывания медитации отбрасываются посредством одиннадцати видов беспрепятственного пути пути медитации. Беспрепятственный путь пути медитации первой бхуми одновременно отбрасывает девять грубых из двух самых грубых уровней клеш – объектов отбрасывания девяти сфер трёх миров. Беспрепятственный путь пути медитации второй бхуми одновременно отбрасывает девять тонких из двух самых грубых уровней объектов отбрасывания девяти сфер трех миров. Таким же образом, начиная с беспрепятственного пути пути медитации третьей бхуми до беспрепятственного пути пути медитации девятой бхуми, последовательно начиная с среднего уровня грубого до среднего уровня тонкого объекта отбрасывания девяти сфер одновременно отбрасываются по девять клеш. Беспрепятственный путь начальной стадии десятой бхуми одновременно отбрасывает девять грубых клеш самого тонкого уровня

объектов отбрасывания девяти сфер трёх миров. Беспрепятственный путь

конечной стадии десятой бхуми одновременно отбрасывает девять тонких

клеш самого тонкого уровня объектов отбрасывания девяти сфер трёх

миров. Относительно предшествования реализации состояния архата.

Поскольку клеши не являются объектами отбрасывания, то препятствия

познания отбрасываются посредством одиннадцати кругов. Таким образом,

самая высшая стадия беспрепятственного пути пути медитации

бодхисаттвы - беспрепятственный путь конца потока, путь медитации

бодхисаттвы - медитация подобия алмаза, имеют одно значение.

 

Пятое. Определение пути не-учения, виды, перечень терминов, метод зарождения. Первое. Конечное знание, полностью отбрасывающее два

препятствия, есть определение пути не-учения махаяны. Второе. Подразделяется на всеведение знания абсолютного и на всеведение знания относительного. Или подразделяется на изначальную мудрость подобия зеркала и другие пять. Третье. Всеведение, путь не-учения махаяны, изначальная мудрость дхармакайи являются перечнем наименований – терминов, имеющих одно значение. Четвёртое. Изложение метода зарождения. Находящийся на беспрепятственном пути есть тот, кто находится на пути медитации, в это время полностью присутствуют все виды неизмеримых способностей двадцати одной группы не загрязнённого изначального знания, которые порождают первичный момент всеведения. На этом (так называемом) беспрепятственном пути исчерпано всякое двойственное восприятие дхарматы, при этом и восприятие, также как и познание не имеет никаких относительных (образов). Во второй момент, хотя нет отвлечения от прежней медитации, при направлении (сознания) на абсолют нет восприятия относительных (образов), но восприятие относительных объектов познания, подобно поставленному на ладонь вымоченному плоду эмблики, совершенно ясно воспринимаются. Таким образом, именно этот единичный момент изначальной мудрости является общей основой знания абсолюта и знания относительного, также и достижением первичного всеведения, также и полной свободой от преграды познания, также и достижением состояния будды, и, наконец, достижением пути полного освобождения от двух видов преград.

Краткое описание основных объектов созерцания трёх колесниц. Согласно школе парасангики, пустота является основным объектом созерцания всех трёх колесниц, так как беспрепятственный путь пути видения трёх колесниц, также как и путь полного освобождения пути видения, являются изначальной мудростью однонаправлено созерцающего тонкую бессамостность дхармы и тонкую бессамостность индивида. Тонкой бессамостностью индивида считается отсутствие самостности относительно индивида, а тонкой бессамостностью дхармы считается отсутствие самостности относительно дхарм, таких как совокупности (скандхи) индивида. Согласно сватантрике и читтаматре, основные объекты созерцания трёх колесниц разные, так как согласно йогачаре тонкая бессамостность является основным объектом созерцания пути бодхисаттвы, грубая бессамостность пустоты от субстанционального различия объекта и субъекта есть основной объект созерцания пути пратьекабудд, и наконец, тонкая бессамостность пустоты индивида от самодостаточного и субстанционального существования индивида есть основной объект созерцания пути шраваков. Таким образом, основными же объектами отбрасывания для бодхисаттв, пратьекабудд и шраваков последовательно являются преграда познания, грубое цепляние за самостность дхармы и тонкое цепляние за самостность индивида. Согласно мадхьямика саутрантике и читтаматре, достоинства постижений мудрости шраваков и пратьекабудд, а также основной объект отбрасывания в большинстве одинаковы. Об отличии махаяны и хинаяны можете узнать в других источниках, трудах.

ВТОРОЕ. Подробное изложение учения о десяти бхуми.

Определение бхуми святого бодхисаттвы, виды, значение каждого по отдельности. Первое. Знание святого бодхисаттвы, охваченное мудростью, ясно познающей пустоту, а также великим состраданием есть определение бхуми (или стадии) святого (или арья) бодхисаттвы. Второе. Подразделяется на десять; первая стадия - полная радость, вторая - отсутствие скверны, третье - произведение света, четвёртая - распространение света, пятая - трудность обуздания, шестая - ясная реализация, седьмая - продвижение, восьмая - непоколебимость, девятая - высший разум, десятая - облако дхармы. Причины деления стадии святого бодхисаттвы на десять бхуми заключается в том, что последующие стадии отличаются от предыдущих величиями постижения объекта, достижениями достоинств, освобождениями от объектов отбрасывания и силой реализации. Эти десять имеют такое перечисление, потому что имеются десять перечислений полного обучения. Подразделение на десять бхуми преследует определённую цель - устранить неверное представление тех, кто думает об отсутствии в махаяне десяти стадий, приведя пример восьми стадий малой колесницы, потому в махаяне было изложено десять стадий. Третье. Значение каждого по отдельности излагается в трёх разделах: расшифровка слова, особенность освобождения от объектов отбрасывания, особенность превосходства достоинств.

Первое. Общая расшифровка термина «бхуми», расшифровка каждой стадии по отдельности.

Первое. Эквивалент «са» (тиб. земля) на санскрите «бхуми». Слово означает следующее: поскольку является опорой практикующего, которая неразрушима двумя препятствиями - неизмеримым количеством злых духов, а также, поскольку является тем, что постоянно порождает не ограниченное количество достоинств, поэтому называют это землёй (бхуми).

Второе. Первую стадию называют полной радостью, потому что рождается особая радость при виде того, что с этой стадии близок к достижению полного пробуждения, а также к реализации цели всех живых существ. Вторую стадию называют отсутствием скверны, потому что достигается свобода от извращения нравственности, а также свобода от скверны усилия умственной деятельности малой колесницы. Третью стадию называют произведением света потому, что с этой стадии достигается способность удовлетворения светом учения (дхармы) других учеников, хотя ещё и сам стремится познать теоретическую дхарму вне зависимости от состояния (своего) физического тела. Четвёртую стадию называют

 

распространением света, потому что с этой стадии достигается способность распространения изначальной мудрости, подобно огню, сжигающей два вида соответствующих препятствий посредством преподавания дхармы, которая имеет подобие с одним аспектом пробуждения. Пятую стадию называют трудностью обуздания, потому что с этой стадии достигается способность обуздания учеников; хотя для бодхисаттвы, обладающего разумом находящегося на стадии ниже четвёртой бхуми, трудно вести учеников в силу трудности терпения, ввиду того, что они неправильно практикуют (учение). Шестую стадию называют стадией ясной реализации, потому что с этой стадии достигается ясная реализация ухода из сансары посредством созерцания двенадцатичленной взаимозависимости в прямом порядке, а также достигается ясная реализация предыдущего момента освобождения от страданий посредством созерцания двенадцатичленной взаимозависимости в обратном порядке. Седьмую стадию называют продвижением, потому что с этой стадии, посредством длительного созерцания пути, достигается объединение конечного пути признаков, а также усилий и единственного пути продвижения. Восьмую стадию называют неколебимостью, потому что достигается непоколебимость различающим сознанием признаковости, а также различающим сознанием беспризнаковости с присутствием усилия. Девятую стадию называют стадией высшего разума, потому что на этой стадии достигается терпение, называемое разумом, истинно познающим по отдельности. Десятую стадию называют облаком дхармы, потому что подобно тому, как развиваются плоды и растения обусловленного мира, благодаря дождю, падающему из дождевых облаков в пространстве, также и благодаря дождю дхарм, исходящему из облаков дхарани и созерцания и других дхарм в пространстве потока сознания бодхисаттвы десятой стадии, развиваются плоды благих деяний - собрания всего благого.

Второе. Метод освобождения от объектов отбрасывания. На стадии пути видения отбрасываются сто двенадцать видов клеш, а также сто восемь видов препятствий познания, которые суть объекты отбрасывания видения (т.е. условные препятствия). Начиная с первой бхуми, относящейся к пути медитации, и до десятой бхуми отбрасываются шестнадцать видов вместерожденных препятствий клеш, а также семена ста восьми видов вместерождённых препятствий познания. Сто двенадцать условных препятствий клеш суть следующие: десять видов клеш - объектов отбрасывания видели относительно (истины) страдания, вбираемых сферой желания, далее десять клеш - объектов отбрасывания источника, десять клеш объектов отбрасывания прекращения, десять видов клеш объектов отбрасывания пути. Первое основание правильно; так как относительно каждой истины имеются по пять воззрений и пять не-воззрений, итого четыре группы по десять. Кроме этих клеш относительно четырёх истин, вбираемых сферой

формности и не-формности, имеются по девять клеш из десяти, не считая гнев, итого тридцать шесть клеш, вбираемых сферой формности и тридцать шесть клеш, вбираемых сферой не-формности. Сто восемь видов условных препятствий познания таковы: тридцать шесть условных препятствий познания, принадлежащих к сфере желаний, также по тридцать шесть условных препятствий познания, принадлежащих к сферам формности и не-формности. Первое основание правильно, так как существуют девять мыслей утвердительного восприятия, девять мыслей отрицательного восприятия, девять мыслей восприятия субстанции, девять мыслей восприятия приписанного (номинального), которые суть объект отбрасывания видения, относящегося к сфере мира желания. Таким образом, логика простирается и к двум остальным (сферам). Шестнадцать вместерожденных препятствий клеш таковы: страсть, гнев, гордость, клеша неведение, воззрение на совокупности, воззрение крайностей - итого шесть, принадлежащих к сфере мира желаний; к двум высшим сферам относятся по пять, кроме гнева - итого шестнадцать. Сто восемь видов вместерождённых препятствий познания таковы: по тридцать шесть вместерождённых препятствий познания, относящиеся к трём сферам бытия.

Третье. Особенности превосходства достоинств: особенность превосходства парамиты, особенность развития численности достоинств, особенность обретения рождения, представляющего созревшие плоды, особенность трёх высших практик с её плодами, особенность способности к познанию во время последующего достижения, особенность полного очищения, особенность признаков достижения бхуми.

Первое. Начиная с достижения высшей парамиты даяния до достижения высшей парамиты изначальной мудрости.

Второе. На первой стадии достигается возможность восприятия лицезрения ста будд, получения их благословения, способность передвигаться проявлять сто разных миров будд, сотрясти сто разных обусловленных миров, способность пребывать сто кальп, способность вхождения в восприятие истинной изначальной мудрости в конце или в начале кальпы, способность созерцания ста разных медитаций, способность открытия ста разных дверей дхармы, способность довести до созревания сто живых существ, способность воплощаться в ста телах и устанавливать вокруг каждого по сто святых бодхисаттв. На второй стадии достигается двенадцать групп по тысячи таких достоинств. На третьей стадии достигается двенадцать групп по сто тысяч. На четвёртой - двенадцать по десять миллионов. На пятой - двенадцать по миллиарду. На шестой - двенадцать по сто тысяч и десять миллионов. На седьмой - сто миллионов, умноженное на сто тысяч. На восьмой - двенадцать по числу ровному числу атомов трёх тысячи миров. На десятой - двенадцать, по числу равному числу атомов неописуемого

множества неописуемых миров будды.

Третье. На первой бхуми достигается рождение царя (южного мира) -чакравартином джамбутвипы, на второй - четырёх континентов, на третьей -сферы тридцати трёх божеств, на четвёртой - «свободы от мучений», на пятой - сферы тушиты (радости), на шестой - сферы «радости воплощения», на седьмой - сферы могущества над способностями других, на восьмой -сферы великого брахмы, на девятой - сферы великого брахмы, хозяина двух тысяч миров, на десятой - достигается рождение великим Вишну, божеством сферы Акаништхи. Здесь изложение подразумевает общее положение, и таким образом, не затрагиваются более частные.

Четвёртое. На первой бхуми достигается достоинство деятельности, направленное на три высшие практики посредством ясного постижения дхарматы. На второй бхуми достигается практика нравственности. На третьей - высшая практика медитации. На четвёртой, пятой, шестой достигается высшая практика мудрости. На остальных бхуми достигаются особенности, вбираемые в три высшие практики.

Пятое. На десяти бхуми во время последующего достижения, отвлечённого от глубинного созерцания, ясно познающего дхармату, когда (все дхармы предстают) пустыми от истинного существования, иллюзорными, возникают десять разных постижений. На первой бхуми, поскольку достигается познание дхарматы, простирающейся на все объекты познания (себя и других), отрицающей существование самостности дхармы, достигается постижение всепростирающейся дхарматы. На второй бхуми, поскольку познаётся превосходство пути махаяны, постигающей дхармату, над путём хинаяны, достигается познание дхарматы как наивысшего объекта. На третьей бхуми, поскольку постигается то, что слушание безграничного слова есть сопутствующее условие познания дхармового пространства, достигается постижение сопутствующего условия дхарматы. На четвёртой бхуми поскольку отсутствует гордость относительно теоретической дхармы, достигается постижение отсутствия привязанности. На пятой бхуми постигается отсутствие двойственности потока посредством пустоты отсамодостаточного субстанционального существования индивида относительно себя и других. На шестой бхуми, поскольку познаётся невозможность рождения без причины и не соответствующих причин, полностью осквернённых клешами (дхарм) и благих чистых (дхарм), познаётся отсутствие двойственности клеш и благих (дхарм). На седьмой бхуми, поскольку в дхармате не возникают признаки дхарм, таких как сутры и другие, познаётся как отсутствие двойственности. На восьмой бхуми познаётся отсутствие помрачения и развития относительно дхарматы, а также как местопребывание владычества изначального знания неизмышления и чистой земли. На девятой бхуми, поскольку достигнуты четыре истинных различающих познания, познаётся состояние владычества дхарматы над изначальной мудростью. На десятой бхуми,

поскольку деятельность равна действию будды, познаётся владычество дхарматы над действием.

Шестое. На первой бхуми достигается десять видов полного обучения, на второй - восемь, на третьей - пять, на четвёртой и пятой по десять, на шестой - двенадцать, на седьмой - двадцать, на восьмой - восемь, на девятой - девять. Хотя в абхисамаяламкаре напрямую не говорится о десяти видах полного очищения, всё же это не говорит о том, что они не существуют, так как при достижении состояния десятой бхуми необходимо продвижение посредством уменьшения недостатков и развития достоинств.

Седьмое. При достижении десяти бхуми возникают разные признаки сновидений. Некоторые тибетцы, думая, что при достижении десяти бхуми (в сутрах) никак не могут возникать признаки сновидения, ввиду того, что говорится об отсутствии пяти преград сновидения и других при достижении стадии теплоты говорят, что то, что возникает как сновидение, есть восприятие загрязнённого ума. Некоторые мудрецы говорят: поскольку настоящее сновидение обусловлено временными причинами ошибки, то для тех, кто находится в чистых землях они (сновидения) отсутствуют. В толковании «Ня», очищающего мрак сознания, сказано:

«существуют два вида сновидений, из них на чистой земле нет самопроизвольно возникающею и обусловленного близкими клешами сновидения, хотя не исключается сновидение, возникающее благодаря сновидению для увеличения тела, которое есть благодеяние»

и в «Золотых чётках» сказано:

«из двух сновидений, обусловленное клешами самопроизвольное и дающее силу телу, которое относится к благодеяниям, хотя первого нет, существование второго не имеет противоречий, таков верный ответ...»

Метод перехода с низшей стадии на высшую таков: переход с низшей стадии на более высшую осуществляется посредством перехода с созерцания на (другое) созерцание. Начинается с перехода со стадии высшей дхармы пути обучения махаяны на стадию первой бхуми и заканчивается переходом с беспрепятственного пути в состояние первичного всеведения.

Опираясь на ступени лестницы трёх путей освобождения,

метод продвижения во дворец трёх пробуждений,

отбросив отсебятину посредством тонкого анализа,

ясно изложу учение великих первооткрывателей

Благодеянием без остатка существ, равных пространству,

снарядив кольчугой великой колесницы, мудростью вооружив,

полностью подавив без остатка все войска четырёх мар,

да установлю их на троне драгоценности трёх тел.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.