Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Магистерской диссертации






Магистерская диссертация как работа научного содержания должна иметь внутреннее единство и отображать ход и результаты разработки выбран­ной темы. Магистерская диссертация, с одной стороны, имеет обобщающий ха­рактер, поскольку является своеобразным итогом подготовки магистра. С дру­гой стороны - это самостоятельное оригинальное научное исследование.

Наполнение каждой части магистерской диссертации определяется ее те­мой. Выбор темы, этапы подготовки, поиск библиографических источников, их изучение и отбор фактического материала, методика написания, правила оформления и защиты магистерской диссертации имеют много общего с ди­пломной работой. Однако требования к магистерской диссертации в научном отношении существенно выше, чем к дипломной работе. Магистерская диссер­тация, её тематика и научный уровень должны отвечать образовательно-про­фессиональной программе обучения. Выполнение указанной работы должно свидетельствовать о том, что ее автор способен надлежащим образом вести на­учный поиск, распознавать профессиональные проблемы, знать общие методы и приемы их решения.

Написание магистерской диссертации предполагает:

- систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практиче­ских знаний по направлению магистерской подготовки, их применение при ре­шении конкретных научно-исследовательских задач;

- развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методи­кой исследования и экспериментирования при решении научных проблем и во­просов;

- выяснение подготовленности магистранта для самостоятельной работы в учебном или научно-исследовательском учреждении.

В магистерской диссертации автор должен показать, что он владеет на­выками самостоятельной научно-исследовательской деятельности, требующей широкого образования в соответствующем направлении, как того требует ГОС высшего профессионального образования.


Он должен:

1. Формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследова­тельской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний.

2. Выбирать необходимые методы исследования, модифицировать сущест­вующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного ис­следования.

3. Обобщать, систематизировать и теоретически осмысливать эмпириче­ский материал.

4. Обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных.

5. Вести библиографическую работу с привлечением современных инфор­мационных технологий.

6. Владеть навыками и приемами историографической и источниковедче­ской критики.

7. Владеть иностранными языками в той мере, какая необходима для само­стоятельной работы над нормативными источниками и научной литерату­рой.

8. Представить итоги проведенного исследования в виде письменной ра­боты, оформленной в соответствии с имеющимися требованиями, с привлече­нием современных средств редактирования и печати.

Процесс выполнения магистерской диссертации включает следующие этапы:

- выбор темы, назначение научного руководителя;

- изучение требований, предъявляемых к данной рабо­те;

- согласование с научным руководителем плана работы;

- изучение литературы по проблеме, определение целей, задач и методов исследования;

- непосредственная разработка проблемы (темы);

- обобщение полученных результатов;

- написание работы;

- рецензирование работы;

- защита и оценка работы.

Основные содержательные моменты магистерской диссертации согласно стандарту УМО ЮУрГУ:

1. Актуальные научные проблемы, задачи, цели.

2. Деловые и научные коммуникации.

3. Статистический и критический анализ экономической ситуации.

4. Систематизация методов и методик разработки решений по направлению программы.

5. Разработка предложений, обладающих научной новизной.

6. Применение эконометрических методов и компьютерных технологий для решения исследовательских задач.

7. Апробация разработок.

8. Представление результатов

Магистерская диссертация должна отвечать следующим требованиям:

а) авторская самостоятельность;

б) полнота исследования;

в) внутренняя логическая связь, последовательность изложения;

г) грамотное изложение на русском литературном языке;

д) высокий теоретический уровень.

Содержание магистерской диссертации составляет принципиально новый материал, включающий описание новых факторов, явлений закономерностей, или обобщение ранее известных положений с других научных позиций или в новом аспекте.

Содержание магистерской диссертации отражает исходные предпосылки научного исследования, его ход и полученные результаты.

В содержании диссертации должны быть приведены убедительные аргу­менты в пользу избранной концепции. Противоречащие ей точки зрения должны быть подвергнуты всестороннему анализу и критической оценке. Дис­куссионный и полемический материал являются элементами диссертации.

Магистерская диссертация должна включать в себя:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- основную часть (разделы, подразделы, пункты);

- заключение;

- библиографический список;

- приложения (при необходимости).

 

Примерное содержание иллюстративного материала

Лист 1. Актуальность, цель, объект и предмет исследования.

Лист 2. Задачи исследования.

Лист 3. Теоретические и методические основы исследования.

Лист 4. Результаты исследования, обладающие элементами научной новизны и/или практической значимости.

Лист 5. Логическая схема и структура исследования.

Лист 6. Апробация результатов исследования.

Лист 7. Публикации по теме исследования.

Листы 8 - 15. Содержание исследования (по главам), раскрывающее полученные результаты:
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Поскольку диссертация является итоговой квалификационной работой, ее оценивают не только по теоретической научной ценности, актуальности темы и прикладному значению полученных результатов, но и по уровню общеметодической подготовки этого научного труда, что прежде всего находит отражение в его структуре.

Структура диссертации – это последовательность расположения ее основных частей, к которым относят основной текст (т.е. главы и параграфы), а также части ее справочно-сопроводительного аппарата. Объем диссертации должен быть подготовлен в пределах 120 страниц машинописного текста.

Основная часть диссертации включает главы и параграфы в соответствии с логикой изложения материала. В магистерской диссерта­ции должно быть не менее трех глав. Каждая глава должна состоять не менее чем из двух параграфов.

Во введении н еобходимо обосновать актуальность выбранной для исследования темы, поставить цель работы, которая должна конкретизироваться в задачах исследования, определить объект и предмет изучения, оценить состояние разработанности темы на основе обзора литературы и дискуссионных проблем; указать методы исследования; сформулировать элементы новизны и практическую значимость исследования; в краткой форме представить структуру работы.

Вопреки широко распростра­ненному мнению, приступая к написанию маги­стерской диссертации, нельзя сразу писать ее начало—введение. Введение к диссертации — наиболее ответственная часть текста, в которой должны отра­жаться все его достоинства, элементы новизны, выно­симые на защиту положе­ния. Все это может окончательно выкрис­таллизоваться на последнем этапе ра­боты, когда достигнута полная ясность в понимании выбранной темы. Необхо­димо начинать с ос­новной части текста, добиться ее оптимального варианта, а затем только переходить к введению и заключению.

Введение представляет собой наиболее ответственную часть магистерской диссертации, поскольку содержит в сжатой форме все фундаментальные поло­жения, обоснованию которых посвящена диссертация. Это ак­туальность вы­бранной темы, степень её разработанности, цель и содержание поставленных задач, объект и предмет исследования, избранные методы исследо­вания, его теоретическая, нормативная и эмпирическая основа, научная новизна, положе­ния, выносимые на защиту, их теоретическая значимость и прикладная цен­ность.

Обоснование актуальности выбранной системы - начальный этап любого исследования. И то, как автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подго­товленность. Освещение актуальности не должно быть многословным. Нужно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритет­ность среди других тем и событий, злободневность. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть опре­деленные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее не­известные факты или выявить неполноту старых способов объяснения извест­ных фактов. Актуальность темы определяет потребности общества в получении каких-либо новых знаний в этой области. Как любой другой продукт, ожидае­мые новые знания нуждаются в обосновании потребности: кому, для каких це­лей эти знания нужны, каков объем, качество этих знаний и т.д. От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к форму­лировке цели исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить.., описать.., установить.., выяснить и т.п.). Желание ис­следователя ответить на вопросы по объему и качеству новых знаний опреде­ляет цель исследования. Определение цели – весьма важный этап в исследова­нии, так как она определяет и задачи самого исследователя: что изучать, что анализировать, какими методами можно получить новые знания.

Далее формулируются объект и предмет ис­следования. Объект научного исследования - это избранный эле­мент реальности, который обладает очевид­ными границами, относи­тельной автономностью существования и как-то про­являет свою отделенность от окружающей его среды. Объект порождает про­блем­ную ситуацию и избирается для изучения. Предмет научного иссле­дования - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпоч­тениями исследователя в выборе точки мыслен­ного обзора, аспекта, «среза» от­дельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотно­сятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, ко­торая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание диссертанта, именно предмет ис­следования определяет тему диссер­тационной работы, которая обо­значается на титульном листе как ее заглавие.

Мастерство в определении предмета традиционно связывается с тем, на­сколько исследователь приблизился при его идеальном кон­струировании, во-первых, к сфере наиболее актуальных динамических состояний объекта (воз­можность объяснить происхождение и разви­тие, генезис, проявляющиеся внешне противоречия явления) и, во-вторых, к области существенных связей и элементов, изменение ко­торых оказывает влияние на всю систему организации объекта. Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Если объект - это об­ласть деятельности, то предмет — это изуча­емый процесс в рамках объекта ис­следования. После этого необходимо показать методологическую, теоретическую, норма­тивную и эмпирическую основу диссертации, её новизну, сформулировать по­ложения, выносимые на защиту, обосновать теоретическую и практическую значимость исследования.

В заключительной части введения необходимо кратко ска­зать о струк­туре работы.

Основная часть диссертации неизбежно делится на главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения.

В магистерской диссерта­ции, как правило, должно быть три главы. Каждая глава должна состоять не менее чем из двух параграфов. Же­лательно, чтобы главы (и соответственно па­раграфы) были примерно одинаковыми по объему.

Логическая структура диссертации вырисовывается далеко не сразу. Для того чтобы она стала предельно ясной, магистрант должен мыс­ленно смакети­ровать диссертацию как логическое целое, построенное в виде развернутого доказательства положений, которые выносятся на защиту. Сначала такой «ма­кет» целесообразно разрабатывать в форме плана, размышляя над правильным наименованием и распо­ложением отдельных параграфов.

Деление работы на главы и параграфы должно служить логике раскрытия темы. Поэтому, с одной стороны, не следует вводить в план структурные еди­ницы, содержательно выходящие за рамки темы или связанные с ней лишь кос­венно, а с другой стороны, пункты плана должны структурно полностью рас­крывать тему. План диссерта­ции — это логическая схема изложения, и в этой схеме все должно быть на своем месте.

Главы магистерской диссертации — это основные структурные единицы текста. Название каждой из них нужно сформулировать так, чтобы оно не ока­залось шире темы по объему содержания и равновелико ей, так как глава пред­ставляет собой только один из аспектов темы и назва­ние должно отражать эту подчиненность.

После составления плана можно приступать к черновому написа­нию тек­ста.

Первая глава, как правило, посвящается теоретическим вопросам, освещаемым в диссертации. Первая глава формируется на основе изучения имеющейся отечественной и зарубежной научной и специальной литературы по исследуемой теме, а также законодательных нормативных материалов. В ней содержится:

- описание объекта и предмета исследования, различных теоретических концепций, взглядов, принятых понятий и их классификации, а также степени проработанности проблемы в России (при необходимости и за рубежом);

- раскрытие студентом понятийного аппарата (в том числе авторские определения) и (или) критическая оценка имеющихся понятий и их уточнение;

- описание имеющихся средств и методов по решению рассматриваемой проблемы.

Вторая глава формируется на основе анализа:

- статистического материала по исследуемой проблеме;

- данных выборочных исследований, проведенных во время работы над магистерской диссертацией по избранной теме;

- статистических данных функционирования аналогов объекта исследования, как в российской практике, так и за рубежом,

- результатов апробации собственного алгоритма (авторской методики) по решению рассматриваемой проблемы.

В третьей главе излагаются рекомендации и предложения автора, полученные в ходе исследования. В этой главе на основе проведенных исследований:

- анализируются результаты апробации собственного алгоритма (авторской методики) по решению рассматриваемой проблемы;

- формулируются конкретные практические рекомендации и предложения по совершенствованию исследуемых явлений и процессов, в том числе по внесению изменений в нормативные правовые акты;

- разрабатываются пути решения проблемной ситуации и определяется научный вклад автора в ее решение.

Требования к конкретному содержанию основной части магистерской диссертации устанавливаются научным руководителем и руководителем маги­стерской программы.


П РИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

1 глава:

- обоснование актуальности, постановка задач, выдвижение гипотезы исследования, исходя из:

ü критического анализа существующих теоретических концепций, взглядов, принятых понятий и их систематизация,

ü критического анализа экономической ситуации;

ü сбора и изучения практической информации и диагностики проблемной ситуации на предприятии, требующей разработки новых методов/усовершенствования существующих методов ее решения;

- раскрытие используемого понятийного аппарата (в том числе авторские определения) и/или критическая оценка имеющихся понятий, их классификация и уточнение;

2 глава:

- конкретизация методов и методик исследования, описание имеющихся средств, классификация существующих методов и приемов решения поставленных в исследовании задач;

- обоснование недостаточности существующих методов для решения поставленных в исследовании задач;

- описание разработанных автором методов, экономико-математических моделей, алгоритмов и/или сформулированных предложений и/или усовершенствованных подходов.

Глава

- анализ результатов практической апробации разработанных методов/экономико-математических моделей/ алгоритмов;

- формулировка конкретных практических рекомендации и предложений по внедрению разработанных методов/экономико-математических моделей/ алгоритмов и/или усовершенствованных подходов;

- оценка результативности решения поставленных научных и/или практических (прикладных) задач.

Заключени е как самостоятельный раздел магистерской диссертации содержит крат­кий обзор основных аналитических выводов проведенного исследования и опи­сание полученных в ходе него результатов.

Следует отметить, что хорошо написанные введение и заключение дают четкое представление читающему о качестве проведенного исследования, круге рассматриваемых вопросов, методах и результатах исследования.

В заключении должны быть представлены:

- общие выводы по результатам работы;

- оценка достоверности полученных результатов и сравнение с анало­гичными результатами отечественных и зарубежных работ;

- предложения по использованию результатов работы, возможности вне­дрения разработанных предложений в экономической практике.

Заключение включает в себя обобщения, общие выводы и, самое главное, конкретные предложения и рекомендации. В целом представленные в заключе­нии выводы и результаты исследования должны последовательно отражать ре­шение всех задач, поставленных автором в начале работы (во введении), что позволит оценить законченность и полноту проведенного исследования.

Список использованных источников при написании магистерской диссертации должен включать не менее 80 наименований.

Приложения включают дополнительные справочные материалы, имеющие вспомогательное значение.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.