Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Представление о человеке в православной антропологии






«Однажды станет ясно, что единственный смысл преподносимых мною взглядов таков: человек по сути своей добр и движется в направлении самореализации, если только ему предоставить такую возможность».

К. Роджерс

В православной антропологии человек рассматривается как высшее творение Божие. Так при сотворении Господь Сам вдыхает в человека дыхание вечной жизни, и только человек приобщен Богу в самом акте творения: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2: 7). Человек сотворен по образу и подобию Божию потенциально бессмертным, имеющим власть над всем видимым миром, свободным в своем самоопределении. Цель бытия человека – соединение со Своим Творцом, познание Бога. (Леонов В., с. 26-27)

Человек, согласно православному вероучению, в первозданном состоянии был целостным существом, в котором выделяются три составляющие: дух, душа и тело. В раю дух человека – как высшая часть души, был устремлен к Богу; духу подчинялась душа, имевшая определенные силы для общения с миром (познание Бога, мира и греха (после грехопадения)) и управления телом; тело подчинялось душе и было преображаемо им. Разделение духа и души не такое очевидное, как души и тела (которое особенно видно при смерти). (Леонов В., с. 42-43)

В православной антропологии очень большое внимание уделяется проблеме грехопадения первых людей Адама и Евы, это событие считается поворотной точкой в истории человечества. Первый грех становится точкой разрыва отношений любви между Богом и людьми. По мысли святых отцов, первый грех был совершен Адамом и Евой из-за оскудения любви к Богу: «… мысль о строгости заповеди и о страхе смерти уже начинала затмевать в жене чувство любви и благоговения к Богу» (свт. Филарет Московский). А для Адама любовь к жене стала затмевать любовь к Богу: «Супруг последовал супруге не потому, что, введенный в обман поверил ей, как бы говорящей истину, а потому, что покорился ей ради супружеской связи». (свт. Иоанн Златоуст). (Леонов В., с. 172-173)

Отсутствие покаяния в содеянном привело к катастрофе в бытии первых людей: они впали в противоестественное состояние – состояние тления, смерти и удобопреклонности ко греху. Причиной этого стал их первый грех богоборчества. Удобопреклонность ко греху – это состояние, когда грех сделался как бы свойственным природе человека, а добродетели противоестественны: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7: 15). (с. 186). Видимым образом это выразилось в том, что естество людей стало смертным, страстным, духовно-бесчувственным. Главным для человека теперь стала биологическая, а не духовная жизнь, и люди в б о льшей мере уподобились животным. (Леонов В., с. 202-203)

В состоянии падшести человечество пребывает по сей день. Православная антропология учит, что такое состояние является неестественным для человека, соответственно, земная жизнь мыслится как преодоление этого состояния через покаяние и изменение жизни (борьба с греховными страстями) согласно учению Иисуса Христа, посредством благодати Таинств Церкви.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.