Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа с текстами






Поставить вопросы к тексту и ввести рефлексивное «Я»

Н.О.Лосский

Николай Онуфриевич Лосский родился 6 декабря 1870 года в местечке Креславке Витебской губернии. Высшее образование получил в Санкт – Петербургском университете на естественнонаучном отделении физико-математического факультета и на историко-филологическом факультете. В 1903 году получил степень магистра философии за диссертацию «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма»; степень доктора философии – в 1907 году за диссертацию «Обоснование интуитивизма». Н.О. Лосский был в числе 120 ученых, писателей и общественных деятелей, не принявших марксистской идеологии и высланных в 1922 году из России. До 1942 года был профессором в Русском университете в Праге; в 1945 году переехал в Париж, в 1946 – в США; в 1947 – 1950 годах был профессором философии в Св. – Владимирской духовной академии в Нью – Йорке, затем вместе с сыном переехал в Лос-Анджелес. Последние годы жил во Франции, где и умер 25 января 1965 года. Кончина Н.О.Лосского символизирует конец целой эпохи русской культуры – периода русского религиозно-философского Ренессанса, давшего России и миру целую плеяду высокоталантливых мыслителей.

Главные труды Н.О.Лосского: «Мир как органическое целое», 1917; «Логика», 1924; «Свобода воли», 1925; «Ценность и бытие», 1931; «Типы мировоззрений», 1931; «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция», 1938; «Бог и мировое зло», 1941; «Условия абсолютного добра», 1949; «Достоевский и его христианское миропонимание», 1953; «Характер русского народа», 1957.

Заслуги Лосского относятся к гносеологии, логике, метафизике и философии ценностей. Лосский никогда не довольствовался общим решеним философских проблем, а любил сверять свои построения с данными естественных и гуманитарных наук. Ученик и последователь выдающегося философа С.А.Левицкий отмечает ряд черт, характеризующих Лосского как философа и как человека – «…честность и трезвость мысли, конкретный подход к проблемам, внимание к эмпирическим деталям наряду с редкой способностью широкого синтеза, благородную сдержанность, которая отнюдь не тождественна с холодностью, обстоятельность, которая не переходит в увлечение частностями, внимание к другим мыслителям. Стиль Лосского лишен украшений, он всегда прост, строен и прямолинеен. Он не извергает, а медленно растит свои идеи, и эта органичность мышления проявляется у него в спокойной истовости стиля».

В противовес «хаосу и дисгармониям», составляющих, по мнению некоторых исследователей, главную характеристику «русской души», Лосский раскрывает «невидимую гармонию», которой освещено изнутри творчество Достоевского и его героев, на которых постоянно ссылается Лосский при анализе характера русского народа.

 

Н.О.Лосский. Характер русского народа// Н.О.Лосский. Бог и мировое зло/Сост. А.П.Поляков, П.В.Алексеев, А.А.Яковлев. – М.: Республика, 1994.- 432с. – (Б-ка этической мысли). С.223-232 -ISB N 5—250-02399-1

Трудность характеристики народа станет понятною, между прочим, и потому, что основные общие свойства человечности присущи каждому народу, и притом так, что каждый народ, как целое, совмещает в себе пары противоположностей. Например, русскому народу присущи и религиозный мистицизм, и земной реализм.

Говорят иногда, что у русского народа - женственная природа. Это неверно: русский народ, особенно великорусская ветвь его, народ, создавший в суровых исторических условиях великое государство, в высшей степени мужествен; но в нем особенно примечательно сочетание мужественной природы с женственною мягкостью.

Жалостливость русского человека, выражающаяся, например, в отношении к преступникам, как «несчастным», общеизвестна. Ненавидеть грех, но жалеть грешника – таким должно быть правильное отношение ко всякой личности, согласно св. Августину. Особенно ценно то, что у русских нет злопамятности.

Но более всего, пожалуй, ценит Достоевский в русском народе смирение, отсутствие гордости и самодовольства. Из этого, однако, вовсе не следует, будто русский народ имеет рабскую природу: внутренняя духовная свобода присуща русским людям, пожалуй, в большей степени, чем всем остальным европейцам, но о защите ее посредством внешних правовых форм они сравнительно мало заботились.

Синтез и завершение всех добрых свойств русского народа Достоевский находит в его христианском духе. Достоевский доказывает эту мысль так: русский народ своеобразно принял Христа в своем сердце, как идеального человеколюбца; он обладает поэтому истинным духовным просвещением, получая его в молитвах, в сказаниях о святых, в почитании великих подвижников. Его исторические идеалы –св. Сергий Радонежский, св. Феодосий Печерский, св. Тихон Задонский. Признав святость высшею ценностью, стремясь к абсолютному добру, русский народ не возводит земные относительные ценности, например, частную собственность, в ранг «священных» принципов.

Увлеченный стремлением к абсолютному, русский человек сравнительно мало проявляет интереса к средней области земной культуры. «Или все, или ничего» - таков сознательный или безотчетный принцип поведения многих русских людей.

Для большей ясности я попытаюсь изложить эту черту русского характера, опираясь на основы своего учения о строении личности. Всякая личность есть сверхвременное и сверхпростраственное я, одаренное сверхкачественною творческою силою. Сотворенного Богом определенного эмпирического характера (гордости, смирения, доброты, злобности, трусости, храбрости и т.п.) ни одна личность не имеет. Всякое я свободно вырабатывает себе самой свой эмпирический характер: выбирая или творя те или другие ценности и осуществляя их, личность создает определенный способ поведения, т.е. свой эмпирический характер. Она никогда не остается навеки связанною этим характером: как бы глубоко ни упрочился характер личности, основное свойство ее есть сверхкачественная творческая сила; поэтому всякое я стоит выше своего эмпирического характера, может перерабатывать его и заменять совершенно новым способом поведения.

У западных европейцев, интересующихся больше, чем русские, среднею областью культуры, есть веками упроченная форма индивидуальной и общественной жизни; в связи с нею многие черты эмпирического характера отдельных лиц точно выработаны и глубоко укоренены уже с детства под влиянием воспитания и воздействия общественных нравов. Даже внешне – в чертах лица, в манерах, в одежде в большинстве случаев обнаруживается эта строгая выработанность жизни. Поэтому между творческою силою западного европейца и его поступками стоит его эмпирический характер, ограничивающий его проявление так, что он иногда становится рабом своего характера и ему нужны неимоверные усилия, чтобы освободиться от своих привычек, традиций и т.п. Наоборот, русский человек в своем искании абсолютного и бесконечного обыкновенно не удовлетворяется надолго никакими определенными выработанными формами жизни. Поэтому у многих русских людей эмпирический характер недостаточно определен и не упрочен. Между творческою силою такого русского и его поступками не стоит, как ограничивающий и направляющий фактор, его эмпирический характер, не помогает устраивать жизнь легко в привычных формах, но зато и не стесняет свободы. Даже внешне это выражается в расплывчатых чертах лица, в невыработанных манерах, в небрежности одежды.

Несвязанность русского человека своим эмпирическим характером только тогда хороша, когда он стремится к абсолютному идеалу Божественного добра. Но если он почему – либо утратит этот идеал, он не найдет тогда в своей душе никаких привычек и форм, сдерживающих страсти и помогающих бороться с соблазнами зла. Он может тогда дойти до крайних степеней зверства; он может тогда проявить крайнее озорство, хулиганство; он может оказаться изменником и предателем. Вступив на этот путь, русский человек испытывает потребность, говорит Достоевский, «хватить через край, потребность в замирающем ощущении, дойдя до пропасти, свеситься в нею наполовину, заглянуть в самую бездну и – броситься в нее, как ошалелому, вниз головой».

Перечисленные недостатки русских людей исходят из того же источника, из которого вытекает и христианский дух его, именно из напряженного искания абсолютного. Замечательно, что такие лица, как Чернышевский, Добролюбов и самый яркий представитель нигилизма Писарев в молодости были глубоко религиозны. Быть может, именно чрезмерность его (Писарева) религиозного горения была причиною утраты им веры спустя два года.

 

Иван Александрович Ильин (9 апреля (28 марта)1883 – 21 декабря 1954)-

выдающийся русский философ, правовед, религиозный мыслитель и общественный деятель.

Главными свойствами своей личности, определяющими чертами характера, по мнению И.А.Ильина, он обязан своим предкам – простым русским людям. От них он унаследовал секреты земного счастья, жизненные правила и отношение к человеку. Под воздействием домашнего окружения складывалась жизненная позиция, формировалась убежденность в том, что духовность есть ключ к истинному счастью.

После успешного завершения гимназии, он поступил в Московский университет на юридический факультет. В 1909 году сдал магистерские экзамены и был утвержден в звании приват-доцента юридического факультета, также приступил к чтению истории философии права на Высших женских юридических курсах. После заграничной командировки в 1912 году И.А.Ильин погружается в активную педагогическую деятельность В 1918 году И.А.Ильину присуждают сразу две степени – магистра и доктора государственных наук за труд «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». В 1921 году становится председателем Московского психологического общества. В 1922 году в числе 120 ученых, писателей и общественных деятелей за «непризнание советской власти» выслан из России. В бедственных условиях эмиграции И.А.Ильин не прекращал заниматься научной работой. Более одиннадцати лет состоял профессором Русского научного института. Наряду с преподаванием он выступал с публичными лекциями в самых разнообразных аудиториях Европы. И.А.Ильин был редкостным оратором. Его речь, подкрепленная глубокими знаниями, усиленная духовной мощью его натуры, открывала слушателям правду о правосознании послереволюционной России, о кризисе русского православия, о истоках национальной духовности и нравственности.

Особое место в творчестве И.А.Ильина занимают статьи 1948-1954 годов, составившие два больших тома – «Наши задачи», произведение, не имеющее аналогов в отечественной философской литературе; в нем наряду с детальным описанием всех срезов русской истории, выявлением духовных истоков русского народа И.А.Ильин показывает уникальный процесс становления России как православного государства; развенчивает миф о национальных истоках русской революции: «… воинствующе безбожие; антихристианство; материализм, отрицающий совесть и честь; террористический социализм; тоталитарный коммунизм; вселенское властолюбие, разрешающее себе все средства, - весь единый и ужасный недуг имеет не русское, а западноевропейское происхождение».

И.А.Ильин исходил из того, что «России нужен новый русский человек, с обновленным – религиозным, познавательным, нравственным, художественным, гражданским, собственническим и хозяйственным укладом. Этот уклад мы должны прежде всего воспитать и укрепить в себе самих. Ибо только после этого и вследствие этого мы сможем передать его нашему даровитому, доброму и благородному народу, который доселе пребывает во многой беспомощности и нуждается в верной, сильной, ведущей идее…»

 

 

Ильин И.А. О русской идее / Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В 2-х т. Т.1.- М.,: МП»Papor», 1992. С.322-331.

 

Если нашему поколению выпало на долю жить в наиболее трудную и опасную эпоху русской истории, то это не может и не должно колебать наше разумение, нашу волю и наше служение России. Борьба русского народа за свободу и достойную жизнь на земле – продолжается. И ныне нам более чем когда-либо подобает верить в Россию, видеть ее духовную силу и своеобразие и выговаривать за нее, от ее лица и для ее будущих поколений ее творческую идею.

Эту творческую идею нам не у кого и не для чего заимствовать: она может быть только русскою, национальною. Она должна выражать русское историческое своеобразие и в то же время – русское историческое призвание. Эта идея формулирует то, что русскому народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед лицом Божиим и самобытен среди всех других народов. И в то же время эта идея указывает нам нашу историческую задачу и наш духовный путь; это то, что мы должны беречь и растить в себе, воспитывать в наших детях и в грядущих поколениях и довести до настоящей чистоты и полноты бытия – во всем: в нашей культуре и в нашем быту, в наших душах и в нашей вере, в наших учреждениях и законах. Русская идея есть нечто живое, простое и творческое. Россия жила ею во все свои вдохновенные часы, во все свои благие дни, во всех своих великих людях. Об этой идее мы можем сказать: так было, и когда так бывало, то осуществлялось прекрасное; и так будет, и чем полнее и сильнее это будет осуществляться, тем будет лучше…

В чем же сущность этой идеи?

  1. Русская идея есть идея сердца.

Она утверждает, что главное в жизни есть любовь и что именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа. Эту идею русско-славянская душа, издревле и органически предрасположенная к чувству, сочувствию и доброте, восприняла исторически от христианства: она отозвалась сердцем на Божие благовестие, на главную заповедь Божию, и уверовала, что «Бог есть Любовь». …Русское православие воспринимает Бога любовью, воссылает ему молитву любви и обращается с любовью к миру и к людям….Русский народ принял христианство не от меча, не по расчету, не страхом и не умственностью, а чувством, добротою, совестью и сердечным созерцанием. Когда русский человек верует, то он верует не волею и не умом, а огнем сердца. Когда его вера созерцает, то она не предается соблазнительным галлюцинациям, а стремится увидеть подлинное совершенство. Когда его вера желает, то она желает не власти над вселенною (под предлогом своего правоверия), а совершенного качества. В этом корень русской идеи. В этом ее творческая сила на века….Этот дух живет в русской поэзии и литературе, в русской живописи и в русской музыке. История русского правосознания свидетельствует о постепенном проникновении его этим духом, духом братского сочувствия и индивидуализирующей справедливости.

Итак, любовь есть основная духовно-творческая сила русской души. Без любви русский человек есть неудавшееся существо…. Без любви – он или лениво прозябает, или склоняется к вседозволенности. Ни во что не веруя, русский человек становится пустым существом без идеала и без цели. Ум и воля русского человека приводятся в духовно-творческое движение именно любовью и верою.

  1. И при всем том, первое проявление русской любви и русской веры есть живое созерцание.

Созерцанию нас учило прежде всего наше равнинное пространство, наша природа с ее далями и облаками, с ее реками, лесами, грозами и метелями. Отсюда наше неутолимое взирание, наша мечтательность, наша созерцающая «лень» (Пушкин), за которой скрывается сила творческого воображения.Русскому созерцанию давалась красота, пленявшая сердце, и эта красота вносилась во все – от ткани и кружева до жилищных и крепостных строений. От этого души становились нежнее, утонченнее и глубже; созерцание вносилось и во внутреннюю культуру – в веру, в молитву, в искусство, в науку и в философию. Русскому человеку присуща потребность увидеть любимое вживе и въяве и потом выразить увиденное – поступком, песней, рисунком или словом. Вот почему в основе всей русской культуры лежит живая очевидность сердца, а русское искусство всегда было - чувственным изображением нечувственно узренных обстояний.

3. Но сердце и созерцание дышат свободно. Они требуют свободы, и творчество их без нее угасает. Сердцу нельзя приказывать любить, его можно только зажечь любовью. Созерцанию нельзя предписать, что ему надо видеть и что оно должно творить. Дух человека есть бытие личное, органическое и самодеятельное: он любит и творит сам, согласно своим внутренним необходимостям. Этому соответствовало исконное славянское свободолюбие и русско-славянская приверженность к национально-религиозному своеобразию. Этому соответствовала и православная концепция Христианства: не формальная, не законническая, не морализирующая, но освобождающая человека к живой любви и к живому совестному созерцанию. Этому соответствовала и древняя русская (и церковная, и государственная) терпимость ко всякому иноверию и ко всякой иноплеменности, открывшая России пути к имперскому (не «империалистическому») пониманию своих задач.

Русскому человеку свобода присуща как бы от природы. Она выражается в той органической естественности и простоте, в той импровизаторской легкости и непринужденности, которая отличает восточного славянина от западных народов вообще и даже от некоторых западных славян. Эта внутренняя свобода чувствуется у нас во всем: в медлительной плавности и певучести русской речи, в русской походке и жестикуляции, в русской одежде и пляске, в русской пище и в русском быту. Русский мир жил и рос в пространственных просторах и сам тяготел к просторной нестесненности. Природная темпераментность души влекла русского человека к прямодушию и открытости (Святославово «иду на вы»), превращала его страстность в искренность и возводила эту искренность к исповедничеству и мученичеству…

Итак, русская идея есть идея свободно созерцающего сердца. Однако это созерцание призвано быть не только свободным, но и предметным. Ибо свобода, принципиально говоря, дается человеку не для саморазнуздания, а для органически-творческого самооформления, не для беспредметного блуждания и произволения, а для самостоятельного нахождения предмета и пребывания в нем. Только так возникает и зреет духовная культура. …

Такова русская идея: свободно и предметно созерцающая любовь и определяющаяся этим жизнь и культура….

Итак, мы не призваны заимствовать духовную культуру у других народов или подражать им. Мы призваны творить свое и по-своему: русское по-русски.

 

4)Диагностика:

1.Тест мотивационной индукции Нюттена (ММИ)

Инструкция для испытуемых

Пожалуйста, прочтите это внимательно. Каждое из предложенных словосочетаний представляет собой начало предложения. Мы просим Вас закончить каждое предложение, отнеся написанные слова к себе самому (самой). Так, если взять первый из приведенных примеров, то его продолжением будет указание на то, чего Вы лично действительно хотите.

Вам не надо долго думать над каждым предложением, просто запишите то, что приходит Вам в голову, когда Вы соотносите с собой слова, напечатанные на каждой странице.

Самое главное — что Вы имеете в виду, когда пишете. Важна не грамматическая правильность предложения, а указание реальных объектов Ваших желаний, планов, намерений и т.д. Попытайтесь отвечать так, чтобы каждое предложение в отдельности было осмысленным.

 

1. Я надеюсь...

2.Я работаю над...

З.Я ужасно хочу...

4.Наибольшее удовольствие я получу, если...

5.Я стремлюсь к...

6.Я хочу...

7.Я боюсь, что...

8. Когда-нибудь я...

9.Я пытаюсь...

10. Я страстно желаю...

11.Я буду рад, если...

12.Я ужасно хочу уметь...

13. Я мечтаю о том, что...

14. У меня есть определенное намерение...

15. Наихудшим наказанием для меня...

16.Я действительно хочу...

17. Я прилагаю усилия для...

18. У меня сильное стремление к...

19. Лучшей наградой для меня будет...

20.Я хотел бы быть способным...

21.Мне очень понравилось бы...

22. Я готовлюсь...

23.Я буду очень счастлив...

24.Я готов...

25. Я ожидаю...

26. Я сделаю все возможное, чтобы...

27.Я опасаюсь...

28. Долгое время я ожидал...

29. Я сделаю все зависящее от меня, чтобы...

30. Я буду вполне доволен, если...

31. Моя большая надежда — это...

32.Я ничего не пожалел бы для...

33. Я сожалею о...

34. Я принял решение...

35.Я больше всего готов к...

36. Любой ценой я хочу...

37. Мое самое большое желание — это...

38.Я определенно хочу...

39. Я желаю как можно скорее...

40. Я прилагаю максимум усилий...

 

Основные категории анализа содержания в ММИ

1. S (Self) — мотивационные объекты, относящиеся к некоторым аспектам личности самого субъекта (личностные характеристики и т.п.)

2. SR (Self-realization) — действия или стремления субъекта, направленные на развитие (актуализацию) его самого (саморазвитие).

3. R (Realization) — всякая активность, или «работа», нацеленная на производство некоторых полезных объектов (в противоположность досуговой активности):

R — активность в целом;

R 2 — профессиональная деятельность;

R 3 — учебная деятельность.

4. С (contact) — мотивационные объекты, включающие социальные контакты:

С — контакт с другими;

С2 — ожидание чего-то от других (взаимный контакт);

С3 — цели, формулируемые для других.

5. Е (exploration) — активность в связи с получением информации, познанием, исследованием и т.д.

6. Т (Transcendental) — мотивационные цели или ценности, имеющие религиозную, экзистенциальную или трансцендентальную природу.

7. Р (Possessions) — желание обладать чем-то, иметь, приобретать что-то.

8. L (Leisure) — активность, связанная с отдыхом, игрой, досугом (противоположное работе).

9. Tt (Test) — все ответы, касающиеся проводимого теста ММИ.

10. U (Unclassified) — неклассифицируемые и пропущенные ответы.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.