Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционное право. Общая часть






Министерство образования и науки Российской Федерации

ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

Кафедра конституционного, административного и финансового права

 

 

ОДОБРЕНО Ученым советом факультета Протокол заседания № ___ от «___» ____________20___г.  

Программа государственного экзамена

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

 

Уровень высшего образования: бакалавриат
Квалификация выпускника: бакалавр
Направление подготовки: 40.03.01 Юриспруденция

 

 

Иваново, 2015г.


1. Цель государственного экзамена: проверитьсформированность у студентов-юристов профессиональной культуры и специального системного мышления, необходимого для успешной аналитической и правоприменительной работы в области реализации норм конституционного и административного законодательства.

Перечень планируемых результатов освоения ОП, подлежащих оценке в ходе ГЭ

В ходе ГЭ оценивается сформированность следующих компетенций:

а) общекультурные (ОК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).

 

 

б) профессиональные (ПК):

способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

способствует формированию у студентов системного мышления, позволяющего самостоятельно решать задачи профессиональной деятельности по проведению юридической экспертизы проектов законодательных актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

в) специальные профессиональные компетенции (СПК):

способен осуществлять юридическое сопровождение реализации избирательных прав граждан и права на участие в референдуме (СПК.В-1);

способен осуществлять юридическое сопровождение деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и их структур (СПК.В-2);

готов оказывать специальное профессиональное сопровождение реализации полномочий Уполномоченного по правам ребёнка в Ивановской области в социальной сфере (СПК.В-3).

 

3. Вид ГЭ: полидисциплинарный, состоящий из двух дисциплин «Конституционное право» и «Административное право».

Содержание учебного материала, выносимого на проверку в ходе ГЭ

Конституционное право. Общая часть

1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО: ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Содержание понятия «конституционное право». Нормы конституционного права и конституционно-правовые институты. Субъекты конституционно-правовых отношений и природа конституционно-правовых отношений. Источники конституционного права. Уровни источников конституционного права. Проблемы систематизации и расширения источников конституционного права России. Понятие и предмет науки конституционного права. Система и источники науки конституционного права. Основные задачи и методология науки конституционного права России. Место науки конституционного права в системе юридических наук. Основные направления и школы в науке конституционного права в России и в зарубежных странах. Перспективы развития науки конституционного права России. Конституционное право России как учебная дисциплина. Место курса «Конституционное право» в подготовке юристов.

 

2. ТЕОРИЯ КОНСТИТУЦИИ

Понятие и функции конституции. Демократизм и авторитарность, реальность и фиктивность конституций. Проблема стабильности конституции. Высшая юридическая сила конституции. Конституция как основа развития национальной правовой системы, формирования правовой идентичности государства и гражданина. Конституционное развитие изучаемых стран на современном этапе. Форма и структура конституций. Значение преамбул, переходных, временных и заключительных положений. Способы принятия и изменения конституций, их оценка с точки зрения демократии. Правовые средства, усложняющие порядок принятия и изменения конституций по сравнению с обычным законодательным процессом. Правовая охрана конституции. Конституционное правосудие. Понятие и природа конституционного правосудия. Органы конституционного правосудия в системе органов государственной власти. Основные модели конституционного контроля.

 

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (КОНСТИТУЦИОННЫЙ) СТРОЙ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

Понятие общественного строя и его конституционные основы. Конституционный строй и конституционализм. Конституционные характеристики современного государства. Конституционная экономика, принципы отношений собственности и предпринимательской деятельности. Конституционные основы социальной структуры общества, развития гражданской инициативы, свободной и ответственной личности. Конституционная регламентация межнациональных отношений. Конституционные положения о духовной жизни общества.

 

4. Конституционные основы правового положения личности. Институт гражданства

Основы правового положения личности как конституционно-правовая категория и нормативная в системе конституционного права. Понятие конституционного статуса личности и его структура. Типы правовой связи человека с государством. Гражданство: понятие, условия и способы приобретения и прекращения. Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

Основные модели прав человека и их отражение в национальном конституционном законодательстве и международном праве. Понятие и юридические свойства конституционных прав, свобод и обязанностей личности. Роль конституционных прав в правовой идентичности личности. Конституционно-правовой статус и правовая идентичность личности: соотношение понятий и содержания. Пределы и ограничения конституционных прав и свобод. Виды, критерии классификации и система конституционных прав и свобод. Конституционные обязанности личности, их виды и система. Понятие и виды гарантий конституционных прав и свобод. Характеристика юридических гарантий.

 

5. Конституционные основы территориальной организации государства. Формы государства в современном мире

Территория государства как объект конституционного права. Государство как субъект публичного права. Понятие формы государства. Различные взгляды на элементы формы государства. Понятие и виды форм правления. Понятие и разновидности монархий в зарубежных странах. Основные признаки абсолютной монархии. Особенности абсолютной монархии. Основные признаки дуалистической монархии. Особенности дуалистической монархии в Иордании. Парламентская монархия, ее основные признаки. Отношения между парламентом и правительством. Отношения между правительством и монархом.

Понятие и разновидности республик. Президентская республика и ее признаки. Конституционное закрепление “жесткого” разделения властей и системы “сдержек и противовесов”. Партийно-политические отношения между парламентом и правительством. Президент и министры. Парламентская республика и ее основные признаки. Отражение в конституциях идеи “гибкого” разделения властей. Правовые и партийно-политические отношения между парламентом и правительством. Смешанные формы правления. Причины возникновения смешанных форм правления в современных зарубежных странах. Значение партийно-политических взаимоотношений между парламентским большинством и президентом республики.

Понятие и виды форм государственного устройства: сравнительно-правовой аспект. Унитарное государство. Правовое положение административно-территориальных единиц как субъектов публичного права. Децентрализованные, относительно децентрализованные и централизованные унитарные государства. Современные тенденции развития унитарных государств. Автономии в зарубежных странах, причины их образования. Рамки самостоятельности автономных образований. Законодательная и административная автономия. Виды автономий в современных государствах.

Федерация как форма государственного устройства современных государств: понятие, основные признаки. Субъекты федераций как государственные образования и субъекты публичного права. Особенности федерализма в разных странах. Факторы, обусловливавшие установление федеративной формы устройства в разных странах. Основные способы распределения компетенции между федеральными органами и органами субъектов федерации. Сферы исключительной компетенции субъектов федерации, конкурирующей компетенции, остаточной компетенции. Переходные формы государственного устройства: регионалистское государство, конфедерация. Конфедерация, ее особенные черты, отличие от федеративной формы государственного устройства.

Понятие политического режима в современной конституционно-правовой науке. Политический и государственный режим. Разновидности политических режимов. Демократический политический режим - понятие, признаки, сущность. Особенности демократического политического режима в различных странах. Авторитарный политический режим: понятие, основные признаки. Виды авторитарных политических режимов. Тоталитарный политический режим, его отличие от авторитарного. Разновидности тоталитарных политических режимов в современном мире.

 

6. Организация публичной власти в государстве. Конституционные основы формирования государственных органов, органов самоуправления.

Органы государственной власти: система, виды, уровни. Органы, осуществляющие власть на основе разделения на законодательную исполнительную и судебную. Иные государственные органы в современном мире. Демократия и самоуправление. Понятие местного управления и местного самоуправления. Основные черты административно-территориального деления в современном мире. Административно-территориальная единица как субъект публичного права. “Естественные” и “искусственные” административно-территориальные единицы. Основные модели местного управления в современных странах. Порядок формирования и структура местного самоуправления. Компетенция органов местного самоуправления. Взаимоотношения местных органов с центральной властью. Формы и методы контроля над деятельностью органов местного самоуправления центральной властью. Понятие административного контроля, способы его осуществления. Финансовый контроль.

Способы формирования органов власти. Понятие и виды избирательных систем. Мажоритарная система относительного большинства. Мажоритарная система абсолютного большинства. Правила проведения первого и второго туров выборов. Пропорциональные избирательные системы. Способы определения избирательной квоты. Способы дополнительного распределения депутатских мандатов. Распределение мандатов внутри партийного списка (система связанных списков, система полусвязанных списков, система свободных списков). Различные виды ограничения принципа пропорционализма (панашаж, «соединение списков», «заградительный барьер»). Сочетание пропорциональных и мажоритарных избирательных систем.

Понятие и значение референдума. Порядок проведения референдума, его правовые последствия. Виды референдума, его роль в управлении делами государства.

 

7. Система органов государственной власти.

Историческое развитие парламентских учреждений и их место в государственном механизме современных зарубежных стран. Парламент и парламентаризм. Понятие и признаки представительных учреждений. Однопалатная и двухпалатная структуры парламентов. Теории двухпалатной структуры. Порядок формирования парламентов. Особенности образования верхних палат. Выборность, замещение мест в порядке назначения и наследования. Порядок частичного и полного обновления палат парламентов. Сроки полномочий палат парламента. Правовое положение парламентария. Содержание депутатского мандата.

Глава государства. Единоличный и коллегиальный глава государства. Место главы государства в системе высших органов государственной власти. Правовое положение президента в республиках. Основные системы избрания президента (прямые выборы, косвенные выборы, избрание президента специальной коллегией, парламентом). Досрочное освобождение президента от должности. Временный президент. Компетенция главы государства. Фактическая роль главы государства и ее зависимость от формы правления. Институт контрасигнатуры.

Исполнительная власть. Понятие и место правительства в системе высших органов власти. Структура правительства. Глава правительства и его члены. Совет и кабинет министров. Порядок образования правительства. Конституционные полномочия и фактическая роль главы государства в образовании правительства. Компетенция правительства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.