Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ситуация 2






В июле Павлу исполнилось 16 лет, и он получил водительские права. Он очень доволен, что теперь может с друзьями ездить, куда захочет. Его сестра Катя работает в банке. Ее машина находится в ремонте. Павел согласился встретить Катю после работы в 5 часов вечера и подвезти ее домой, потому что она плохо себя чувствует, и ей нельзя долго находится на открытом солнце. В этот день было очень жарко, и друзья Павла попросили отвезти их после школы в кафе выпить молочного коктейля. Они шутили и смеялись и не заметили, как пролетело время. Пробило 5 часов, и Павел понял, что он опоздал за Катей как минимум на полчаса. Его друзья сказали, что ему не стоит беспокоиться, поскольку его сестре 19 лет, и она вполне может сама взять машину и вообще не нуждается в опеке своего 16-летнего брата. Павел никак не мог отвязаться от своих друзей и чувствовал возрастающее беспокойство.

Когда наконец он добрался до банка, то увидел у входа несколько полицейских машин и машину скорой помощи. Испуганный Павел спросил у милиционера, что произошло. Выяснилось, что у входа в банк молодая женщина упала в обморок, и сейчас ее собираются отвезти в больницу. Павел сказал милиционеру, что, наверное, это его сестра, и ему разрешили заглянуть в машину скорой помощи. Это действительно была Катя. Врач сказал, что ей лучше, но в больницу ее отвезти необходимо. По дороге домой Павел чувствовал угрызения совести. Он думал, что если бы он приехал за Катей вовремя, то она не перегрелась бы на солнце и не попала бы в больницу.

Задайте следующие вопросы:

Если полная ответственность равна 100%, то какая доля ответственности лежит на Павле?

Какая доля ответственности лежит на Кате? На ком еще лежит ответственностьза ситуацию?

Предположим, дети определили ответственность Кати в 60%, потому что она взрослая и должна была знать, что ей нельзя так долго оставаться на солнцепеке. В таком случае ответственность Павла за его обещание быть вовремя равна 40%. Ниже нарисуйте сектор круга, отражающий ответственность Павла, и спросите, как Павел мог поступить, чтобы проявить больше ответственности. Например:

• Он мог не возить друзей в кафе, если думал, что может опоздать.

• Он мог оставить друзей в кафе и съездить за Катей.

• Он мог взять своих друзей с собой на встречу.

 

3. Спросите у детей, не хотят ли они рассказать о своих ситуациях, и если да, обсудите их. Возможно, дети будут рассказывать о случаях, произошедших с их друзьями, братьями или сестрами, но по мере роста доверия в группе, они начнут говорить и о своих собственных ситуациях.

4. Обсудите занятие. Задайте вопросы следующего типа;

Что вы узнали о принятии ответственности заситуацию насебя?

В каком возрасте дети становятся ответственными зато, что они делают?

Что вам следует сделать, если вы обнаружите, что не сможете сделать то, за что взяли на себя ответственность?

Что вам следует делать, если в результате вашего безответственного поведения кто-то получил травму?

 

 

8. «Я» - ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Обзор

Важнейшим умением в общении является непосредственность. Непосредственность означает способность описать мысли, чувства или поведение в момент их появления. Зачастую мы можем довольно долго игнорировать свои ощущения, пока какое-либо событие не заставит нас обратить на них внимание. Например, мы можем не замечать, что мышцы шеи сильно напряжены. Внезапно, после нескольких часов сидения за столом или перед компьютером, мы осознаем, что шея сильно болит, и необходимо изменить позу или сделать какие-нибудь расслабляющие упражнения. Такая же нечувствительность к происходящему встречается и во взаимоотношениях. Мы приучены не высказывать наши чувства, особенно гнев и раздражение, и поэтому иногда мы «подавляем" их вместо того, чтобы выразить их. когда они возникают.

Непосредственное выражение мыслей и чувств переводит нас в состояние -здесь и теперь» и помогает ощущать себя болей свободно. Одним из способов быть более непосредственным в общении являются использование " Я" - высказываний, иногда еще называемых «Я»-сообщениями. «Я»-высказывание включает описания чувств говорящего, описание конкретного поведения, которое вызвало этичувства, и информацию о том, что, по мнению говорящего, можно в Этой ситуации предпринять.

Схема «Я»-высказывания может быть следующей:

Я чувствую _____ (эмоция), когда ты _______ (поведение), и я хочу______ (описание действия).

Эта простая формула помогает выразить свои непосредственные чувства и обозначить внутренний локус контроля. Внутренний локус контроля означает, что человек ощущает себя ответственным за свои мысли и чувства, поскольку причины их видит в себе, а не во внешних обстоятельствах.

Посредством «Я»-высказывания вы сообщаете другому человеку, что вы чувствуете или думаете по поводу некоторой проблемы и подчеркиваете тот факт, что вы говорите, в первую очередь, о своих чувствах. Кроме того, вы таким образом сообщаете, что так или иначе задеты, и хотите, чтобы тот, к кому вы обращаетесь, изменил свое поведение определенным образом.

Поскольку «Я»-высказывание не нацелено на то, чтобы обвинить или дискредитировать другого, то велика вероятность, что человек вас выслушает и нормально ответит вам.

Противоположным «Я»-высказыванию является «Ты»-высказывание. Когда мы переживаем отрицательные чувства, мы склонны обвинить в них кого-то еще или свалить все на обстоятельства. Например:

- Ты оставил дверь открытой, и сюда налетели пчелы!

- Ты просто непроходимый тупица! Ты постоянно забываешь убрать свой велосипед

- Ты что, опять забыл сделать домашнее задание? Ты никогда не убираешь за собой!

Когда мы используем «Ты»-высказывание, человек воспринимает наши слова как обвинение и ощущает обиду, раздражение или другие негативные эмоции. В ответ на «Ты»-высказывание любой человек обычно закрывается и старается уйти от разговора. Возможно, вы хотите, чтобы собеседник изменил свое поведение, но, скорее всего, услышав один раз «Ты»-высказывание, он просто перестанет вас слушать дальше.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.