Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смена ролей






При смене ролей ребенок исполняет роль кого-нибудь постороннего, а ведущий или другой член группы исполняет роль самого ребенка. Смена ролей полезна, когда ребенку необходимо понять точку зрения другого человека.

Детям часто трудно представить себе, что может чувствовать или думать другой человек. Смена ролей особенно хорошо помогает ребенку поставить себя на место другого в конфликтных ситуациях – между ребенком и родителями, между ребенком и учителем или консультантом, между ребенком и сверстниками. Цель смены ролей – добиться понимания чужой точки зрения и тем самым изменить свое поведение или отношение. Кроме того, эта методика часто применяется для моделирования деловых отношений, чтобы дать молодым людям представление об устройстве деловой жизни.

Некоторые примеры, при обсуждении и анализе которых уместно организовать и провести смену ролей:

· Коля, 8 лет, бьет маленьких детей по спине, когда они идут по школьному коридору. Он никогда не нападает на старшихили сильных детей, только на тех, кто младше. Ему следует дать понять, что думают и чувствуют эти дети, когда он бьет их.

· Лиза и Маша очень заметные девочки из шестого класса. Они стоят в коридоре и насмехаются над тем, как другие девочки одеваются, причесываются, красятся, отпускают обидные шуточки по поводу их друзей и т.п. Смена ролей может помочь им понять, что чувствуют в это время другие девочки.

· Девятиклассники злятся на свою учительницу, потому что она задала им дополнительные домашние задания после того, как весь класс провалился на контрольной работе. Они считают, что это несправедливо, и хотят, чтобы ведущий группы поговорил с ней и убедил ее отменить это задание, Один из членов группы может сыграть роль учительницы, которая потратила много сил на подготовку учащихся, составление контрольных вопросов и теперь вынуждена разбираться с их недовольством.

Некоторые рекомендации по использованию техники смены ролей:

Ø Вы можете объяснить, что смена ролей – это игра, в которой ребенок берет на себя чужую роль, а кто-то играет его. Цель такой игры – понять, как остальные люди воспринимают тебя, и что они думают по поводу твоего поведения. Кроме того, в такой игре можно «побыть в шкуре другого» и понять, что он думает и чувствует.

Ø Когда вы будете подбирать из группы кого-нибудь на роль конкретного ребенка, старайтесь, чтобы претендент соответствовал ему по полу, возрасту и уровню развития.

Ø Если отрабатывается ситуация физического насилия, попросите ребенка, играющего главную роль, не применять силу, а только «обозначить» ее. Группа вполне может понять, что это такое без реального насилия!

 

Ролевые игры – очень сильная техника, но она имеет свои ограничения: уровень развития некоторых детей может быть недостаточным для того, чтобы они смогли исполнять чужие роли и представлять себя на месте того, кто будет исполнять их роль. В этом случае ролевые игры лучше не использовать. Иногда дети могут не захотеть рисковать и изучать новые формы поведения таким образом. Убедитесь, что ребенок готов к такому типу обучения; слишком сильное давление может вызвать обратный эффект и негативно сказаться на стремлении изменить свое поведение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.