Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические рекомендации. Обратная связь – это очень сильный прием, и применять его следует с осторожностью






Обратная связь – это очень сильный прием, и применять его следует с осторожностью. В групповой работе с детьми первое, на что следует обращать внимание, – это уровень мышления детей. Дети смогут освоить обратную связь только в том случае, если она будет соответствовать их уровню развития. Чем меньше возраст детей, тем проще и конкретнее должна быть обратная связь.

Кроме того, необходимо помнить, что групповая работа с детьми направлена на освоение социальных норм, на осознание и выражение чувств и на изменения в поведении, а не на озарение. Это не значит, что дети в первом или втором классе не могут понять, почему их поведение является неприемлемым для остальных, просто им трудно изменить его только в результате полученной обратной связи. Если Дима толкает Дашу, Даша может сказать: «Ой! Мне больно! Перестань!», если Дима после этого перестанет толкаться, то, скорее всего, не из-за того, что он получил обратную связь, а из-за опасения нарваться на неприятности.

Младшие дети весьма эгоцентричны и мыслят конкретно. Подростки, с другой стороны, вполне могут понять, почему их поведение не нравится остальным, и, если такая информация доводится до них нужным образом и в нужное время, они могут сделать надлежащие выводы из непосредственной вербальной обратной связи. Например, если один из подростков приходит с опозданием в течение трех занятий, другой может сказать ему: " Павел, меня очень раздражают твои опоздания. Когда я спешу на занятия, ты болтаешь с кем-то в коридоре и из-за этого вечно опаздываешь." Павел, будучи теперь в курсе, как его беспечное отношение к занятиям влияет на остальных в группе, волен брать на себя ответственность за свое поведение и либо изменить его и приходить на занятия вовремя, либо, несмотря ни на что, оставить все по-прежнему.

Подростки часто говорят: " Ну и что, что я поступаю так или иначе. Кому какая разница? " Они не осознают, что их поведение реально мотает другим. Дети реагируют на поведение сверстников в соответствии с тем, какое впечатление оно производит на них. Если поведение кажется привлекательным, они реагируют положительно. Если поведение оценивается низко, реакция будет отрицательной. Например, 14-летний Федор постоянно использует в речи нецензурные слова, часто сплевывает, одевается как панк и носит соответствующие значки. Он ведет себя как хулиган, применяет силу, угрожает остальным детям. Федор всеми силами пытается быть принятым в компанию рокеров из старшей школы. Некоторые ребята помладше считают, что он ведет себя «круто». Такое поведение их привлекает и оценивается как приемлемое. Эти ребята дают ему положительную обратную связь тем, что охотно вступают с ним в беседу, обмениваются с ним значками, подражают его поведению и набиваются в друзья. Другие сверстники считают его противной личностью. Они воспринимают его поведение как неприемлемое и ни в коем случае не желают одеваться как он, подражать его манере говорить или вести себя подобным образом. Они не ценят его и дают отрицательную обратную связь тем, что избегают его, отказываются от встреч с ним, высказывают что-нибудь типа " Ты дурак» и демонстрируют другие ценности. Когда подросток говорит: " Ну и что такого, что я (пью, курю, прогуливаю, ворую, гоняю на мотоцикле сломя голову)", – обратная связь от сверстников, а не от вас, будет иметь больший эффект. Поэтому всегда старайтесь, чтобы в группе были несколько детей, чье поведение и ценности могут служить примером для остальных. Если, например, все подростки в группе употребляют алкоголь, у них не будет возможности увидеть другую сторону медали или узнать, как их поведение оценивается другими сверстниками.

Исследования обратной связи в групповой работе позволяют сформулировать некоторые правила относительно эффективности ее использования:

Ø Обратная связь должна касаться поведения (а не личности).

Ø Сначала следует предоставлять положительную обратную связь, и только потом – отрицательную.

Ø Упражнения с обратной связью лучше всего использовать в финальных стадиях групповой работы, не раньше рабочей стадии.

Ø Если в процессе рабочей стадии дети начинают делиться позитивными и негативными чувствами и опытом, то корректная обратная связь может помочь детям установить более эффективные отношения.

Многие исследования показывают, что не следует применять упражнения со структурированной обратной связью, особенно с отрицательной, на ранних этапах групповой работы. Прежде чем члены группы смогут воспринимать обратную связь, вам необходимо установить в группе рабочие отношения. Конечно, довольно часто случается, что в самом начале групповой работы кто-то из детей пытается монополизировать время группы, и тогда другой ребенок может сказать: " Дима, ты говоришь без остановки, дай и мне сказать что-нибудь! " Естественно, вы должны тут же отработать эту обратную связь. Однако использование структурированной обратной связи следует отложить до рабочего этапа. Если количество занятий небольшое (шесть-восемь), то упражнения с обратной связью, возможно, и не стоит применять вовсе.

В то же время ведущему очень важно самому демонстрировать примеры обратной связи с первых занятий, чтобы дети понимали, какихповедение воспринимается другими, и нормально к этому относились. Это подготовит их к изучению приемов предоставления обратной связи друг другу. Например:

· Дина, мне очень нравится, какты слушаешь остальных. Похоже, ты очень внимательно относишься к людям и хорошо работаешь в группе.

· Антон, ты сегодня прекрасно работал с рисунками и давал дельные советы. Они помогли многим сделать их работу лучше.

Если вы даете отрицательную обратную связь, постарайтесь точно описать, какое поведение вам не нравится. Не давайте личностных оценок. Например;

· Не говорите: " Леша, ты плохой», говорите: " Леша, когда ты придираешься к остальным, мне тоже хочется сказать тебе что-нибудь обидное. Ты можешь обратить на себя внимание другим способом, "

· Не говорите: " Леня, ты грязнуля", говорите: " Леня, мне неприятно, когда ты приходишь на занятия нечесаный и неумытый. Мне не хочется ни сидеть рядом с тобой, ни разговаривать с тобой".

Очень эффективным может быть метод " сэндвича», когда сначала вы даете положительную, а потом отрицательную обратную связь. Например:

· Дима, я вижу, ты очень стараешься сказать как можно больше о свиданиях. Но мне кажется, что сейчас ты отклонился от темы. Давай послушаем девочек, пусть они скажут о том, что им кажется важным в отношениях. Я думаю, ты узнаешь много нового.

· Леня, я вижу, ты более внимательно относишься к себе в последнее время. Но мне все еще неприятно, когда ты приходишь на занятия нечесаный и неумытый. Я знаю, что мне будет гораздо приятнее общаться с тобой, если ты будешь более опрятным.

· Борис, сегодня ты гораздо меньше подсмеивался над остальными. Мне это по душе. Мне очень не нравится, когда кто-то смеется над детьми, которых он не знает. Я надеюсь, ты постараешься быть более вежливым с другими.

Не торопитесь сразу давать отрицательную обратную связь, лучше немного понаблюдайте за ситуацией. Если вы пропустите случай предоставить обратную связь ребенку, который нуждается в этом, скорее всего такое поведение вскоре повторится, и вы сможете вмешаться в этот момент или позволить высказаться другим членам группы, Иногда лучше дождаться повторения ситуации. В этом случае дети получат более эффективную обратную связь. Например:

· Ведущий - члену группы: " Таня, я вижу, ты стараешься хорошо работать в группе. Но ты уже третий раз перебиваешь остальных, Я хочу, чтобы ты дала возможность высказаться и другим. Пожалуйста, последи за собой".

· Один участник - другому: " Рита, мне не нравится, что ты начинаешь хихикать всякий раз, когда я начинаю говорить. Я не знаю, что ты думаешь обо мне, и чувствую себя неловко. Может, ты скажешь, что ты думаешь?»

· Один член группы - другому: " Филипп, ты все время жалуешься, что тебя обижают и смеются над тобой. Но ты остаешься здесь и позволяешь другим с тобой так обращаться, не отвечая на издевки и не уходя. Мне тебя не жалко, потому, что ты не хочешь помочь сам себе. Я думаю, что и другие чувствуют то же самое».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.