Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИЛОЖЕНИЕ. 1. Научный словарь терминов, характеризующих мотивационную сферу личности






1. Научный словарь терминов, характеризующих мотивационную сферу личности

П. Бытовой словарь терминов, характеризующих мотивационную сферу личности

Ш. Фразеологический мотивационный словарь

IV. Методики изучения мотивации и мотивов

1. Методика «Выявление осознанности различных компонентов мотива

2. Методики изучения выраженности различных потребностей личности

3. Методики изучения личностных особенностей, влияющих на принятие решения

4. Методики изучения особенностей мотивации общения

5. Методики изучения мотивации поведения в группе

6. Методики изучения силы и устойчивости мотива

7. Методики изучения мотивов поведения дошкольников

8. Методики изучения мотивации учебной деятельности и поведения

9. Методики изучения мотивации профессиональной деятельности

10. Методики изучения мотивов спортивной деятельности

ПРЕДИСЛОВИЕ

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности — одна из стержневых в психологии. Б. Ф. Ломов, например, отмечает, что в психологиче­ских исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадле­жит ведущая роль. «Трудность здесь состоит в том, — пишет он, — что в мотивах и целях наиболее отчетливо Проявляется системный характер психического; они вы­ступают как интегральные формы психического отражения. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представля­ют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития тео­рии психологии, но и для решения многих практических задач» (Б. Ф. Ломов, с. 205).

Неудивительно, что мотивации и мотивам посвящено большое количество моно­графий как отечественных (В. Г. Асеев, В. К. Вилюнас, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин, П. В. Симонов, Д. Н. Узнадзе, А. А. Файзуллаев, П. М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X. Хекхаузен и др.).

Обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и много­образием точек зрения на их природу, что вынуждает некоторых психологов впа­дать в излишний пессимизм и говорить о практической неразрешимости проблемы. Общим недостатком существующих точек зрения и теорий является отсутствие си­стемного подхода к рассмотрению процесса мотивации, вследствие чего любой фак­тор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом. Очень мало внимания (особенно в отечественной литературе) уделяется анализу причин столь значительного расхождения авторов в понимании сущности мотивации и мотивов; как правило, имеет место либо простое изложение взглядов Других авторов на проблему, либо довольно поверхностная критика всех отличных от собственной точек зрения, без поиска и развития того рационального, что имеет­ся в подходах предшественников. Между тем непредвзятый анализ позволяет уви­деть в различных гипотезах и формулировках много ценной информации, которую можно использовать при построении целостной и непротиворечивой концепции мо­тивации и мотива..

В данной книге мною предпринята именно такая попытка. В основу этой работы положен интегральный подход к рассмотрению сущности и структуры мотивации

и мотива, снимающий, как я надеюсь, большинство имеющихся противоречий. Этот подход позволяет по-новому взглянуть на ряд положений, казавшихся аксиоматич­ными и незыблемыми в психологии мотивации, а также обосновать положение С. Л. Рубинштейна о том, что мотивы составляют ядро личности человека. Таким образом, зная особенности личности, можно в значительной мере судить о мотивационной сфере человека, а изучая мотивационную сферу, мы тем самым изучаем и личность.

Изложение проблемы мотивации осуществлено в книге таким образом, чтобы склонить читателя к размышлению, к критическому подходу при рассмотрении раз­личных точек зрения и, в конце концов, к самостоятельному поиску истины, по­скольку многие из высказанных в книге положений не могут рассматриваться как истина в последней инстанции, а лишь отражают мой подход к указанной проблеме, попытку увидеть противоречия в существующих концепциях и наметить пути уст­ранения этих противоречий.

Данная книга является расширенным переизданием моей книги, вышедшей в позапрошлом году (Ильин Е. /7. Мотивы человека (теория и методы изучения). — Киев: Вища школа, 1998). В ней появились новые главы и разделы, в которых значи­тельное внимание уделено вопросам формирования мотивов с помощью различных психологических и педагогических приемов, существенно расширено приложение, в котором приведены методики изучения мотивов.

Несмотря на то, что эта книга выходит самостоятельным изданием, идейно она является продолжением изложения проблемы воли (произвольного управления), начатого в другой книге (Ильин Е. П. Психология воли. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000). По существу, в данной книге лишь подробно рассматривается одна из функ­ций воли — самодетерминация.

Книга рассчитана на психологов и на тех, кто готовит себя к этой профессии; на физиологов, изучающих поведение человека; на педагогов, желающих лучше ори­ентироваться в данной проблеме и узнать о том, какие имеются подходы к исследо­ванию мотивации учащихся.

Книга может быть полезна практикам {школьным психологам, педагогам и всем, кто занят изучением поведения человека) еще и по той причине, что в конце ее при­ведены методики изучения мотивов.

Книга снабжена научным и бытовым словарями терминов, относящихся к моти­вации, а также списком работ по данной проблематике.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.