Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономическое развитие России в первой четверти XIX в






Основным содержанием экономического развития России в первой половине XIX в. было углубляющееся разложение феодальных и расширяющееся развитие капиталистических отношений. Рост производительных сил, развитие товарно-денежных отношений не только подрывали основы феодально-крепостнической системы хозяйства, но и создавали предпосылки для утверждения в стране капиталистических отношений. Этот процесс тормозился господством в стране крепостничества. Поэтому по мере развития капитализма обострялись противоречия между старым и новым, а на определенной стадии новое вступало в непримиримый конфликт со старым и требовало его ликвидации.

Сельское хозяйство. В первой половине ХIХ в. Россия оставалась преимущественно аграрной страной. Земля являлась исключительной собственностью помещиков или государства. Крестьянство составляло 95% населения страны, и сельское хозяйство являлось ведущей отраслью экономики. Среди сельскохозяйственных культур преобладали " серые" хлеба - рожь, ячмень, овес.

В центрально-черноземных губерниях, Среднем Поволжье и южно-степной полосе выращивалась преимущественно пшеница. Здесь она превратилась в товарную культуру и большей частью шла на продажу на внутренний и внешний рынок. В центральных губерниях, Литве, Белоруссии с 40-х гг. XIX в. расширились посевы картофеля, который стал здесь " вторым хлебом". В центральных, северных и северо-западных губерниях основной выращиваемой культурой был лен, а в черноземных - конопля. Это были доходные рыночные культуры.

мелеводства, луководства, табаководства, птицеводства.

Кризис крепостничества. Во второй четверти ХIХ в. в классическом помещичьем хозяйстве, основанном на крепостном труде, отчетливо проявляются кризисные черты.

Помещичье хозяйство все более теряло натуральный характер и все более втягивалось в товарно-денежные отношения. Во-вторых, в центрально-промышленных губерниях помещики все чаще переводили крестьян на оброк. К середине века такие крестьяне составляли здесь от 65 до 90% крестьян. Крестьяне все чаще уходили на фабрики и заводы. В-третьих, все больше помещики переводили крестьян на месячину, когда по причине расширения барщины крестьян вовсе лишали земли, выдавая им паек продуктами и одеждой, тем самым, крестьянина - производителя отрывали от земли. В-четвертых, это проявилось в падении производительности труда в помещичьих имениях. В черноземных губерниях помещики стали стремиться все больше производить товарного хлеба, поэтому барщина здесь увеличивалась.

Промышленность. В первой половине XIX в. промышленное развитие в России было невысоким. В основном была широко распространена мелкая, преимущественно крестьянская, промышленность. Она располагалась в центрально-промышленных губерниях России - Московской, Владимирской, Калужской, Костромской, Ярославской губерниях. Здесь практически в каждом селении крестьяне сочетали земледелие с каким- либо видом ремесла: ткачеством, обработкой кож и дерева, изготовлением домашней утвари, посуды, одежды и обуви. Образовались целые промысловые округа, в которых эти занятия играли главную роль, а занятие земледелием зачастую отсутствовало. Мелкая крестьянская промышленность служила базой для становления крупного капиталистического производства в виде мануфактуры. Вначале это выражалось в раздаче мануфактуристом работы рассеянным по деревням надомникам, затем соединения работников в одном заведении, где при сохранении ручной техники вводилось детальное разделение труда между работниками.

Начало промышленного переворота. В 30 - 40-е гг. XIX в. в России начался промышленный переворот. Он имел две стороны: техническую - переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике; и социальную - формирование промышленной буржуазии и пролетариата.

Промышленный переворот раньше всего начался в текстильной промышленности (в первую очередь, хлопчатобумажной, где было занято около 30% всех рабочих), позже всего в 80-90-е гг. XIX в. охватил горнодобывающую промышленность.

В становлении и развитии промышленного процесса выделяются 3 последовательные стадии: мелкое товарное производство; капиталистическая мануфактура; фабрика (крупная машинная индустрия).

Мелкое товарное производство основывалось на ручной примитивной технике, узком местном рынке. В результате расслоения кустарей оно перерастало в мануфактурное производство, которое было основано на эксплуатации наемного труда и требовало широкого рынка. В промысловых селах шли процессы социального расслоения крестьянства - выделялись предприниматели и работавшие у них по найму односельчане.

Капиталистическая мануфактура в первой пол. XIX в., являясь основой крупной промышленности, возникла на базе мелкой промышленности. В среднем на одно предприятие приходилось по 40 рабочих, хотя некоторые мануфактуры насчитывали сотни и даже тысячи человек.

Транспорт. В начале ХIХ в. слабым местом в экономике России были пути сообщения. Основными видами транспорта были водный путь и гужевой. Летом преобладал водный путь, зимой - гужевой. Основной поток грузов внутри страны двигался по рекам. Главной водной артерией была река Волга. В грузопотоке преобладал хлеб, который везли из приволжских губерний в Москву и Петербург. В XVIII в. была построена Вышневолоцкая система каналов, связывавшая с Петербургом реки Волжского бассейна. В 1810 г. открылся путь в том же направлении - Мариинская система. На следующий год стала действовать Тихвинская система. Но все же пропускная способность этих водных систем была невысокой. Первый пароход появился на Неве в 1815 г., а в 1817 г. на Волге и Каме. К 1860 г. на водных путях России насчитывалось уже около 340 пароходов. В южных губерниях страны, где не было такого переплетения рек и озер, товары перевозились по грунтовым дорогам. В середине XIX в. в России началось строительство шоссейных дорог. Они соединили Москву и Петербург с другими важнейшими городами России. В 1837 г. была построена первая в России железная дорога, связавшая Петербург и Царское Село. В 1851 г. началось движение по Николаевской железной дороге, связавшей Москву и Петербург. В 1859 г. Варшавская железная дорога соединила Петербург с Варшавой. К середине века Россия имела 1, 5 тыс. км. железнодорожных путей, тогда как в Англии их насчитывалось к тому времени 15 тыс. км. Слабое развитие железных дорог в России существенно сдерживало развитие торговли и промышленности.

В целом, в первой половине XIX в. Россия сохранила свое традиционное экономическое и социальное устройство. Экономика страны продолжала развиваться, но она существенно отставала от темпов развития экономики западноевропейских государств. Все более необходимой становилась потребность модернизации экономики России. Однако крепостническая система, плохое состояние путей сообщения - все это ограничивало развитие производительных сил страны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.