Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров. Конферансье как посредник между артистами и публикой






Конферансье как посредник между артистами и публикой

Конферансье является посредником между артистами и зрительным залом. Это он перекидывает мостик между высту­пающими и публикой. В чем же проявляется эта роль посред­ника?

Во-первых, — в создании праздничной атмосферы. Это яв­ляется одним из важнейших законов искусства эстрады, неспро­ста слова «эстрада»-и «праздник» очень часто стоят рядом.

Во-вторых, — в подготовке зрителя к восприятию каждого следующего номера. Эстрадный концерт — это чаще всего чере­да сменяемых артистов, музыки, костюмов, темпо-ритмов, тем и сюжетов, жанров, трюков, эффектов. Ведь само слово «концерт» (concerto) означает «соревнование». В музыке — это соревнова­ние инструментов и музыкальных тем, на эстраде — соревнова­ние номеров и артистов. А там, где соревнование, — там борьба, противостояние. Зритель эстрадного концерта изначально на­строен на частую смену впечатлений. Но номер номеру — рознь: один — веселый и эксцентричный, другой — лирический; тре­тий — легковесный и незатейливый, в четвертом — глубокая со­циальная или нравственная тема, и так далее.

И конферансье готовит к этим переменам зрителя. Играть лирический номер после эксцентричной клоунады для артиста очень сложно. Да и зрителю очень сложно мгновенно перестро­иться на новую волну восприятия. И чрезвычайно плохо, когда эта перестройка происходит уже во время исполняемого номе­ра. Это может поначалу грозить даже неадекватной реакцией зрителя, и, к примеру, реприза, рассчитанная на какой-то глу­бокий душевный отклик со стороны зала, вдруг может вызвать смех, который возникает по закону инерции восприятия. Это «выбивает артиста из седла», часто возникает внутренняя па­ника, растерянность... То есть страдает художественный ре­зультат.

Конферансье обязан переменить настроение зала, погрузить его в атмосферу нового номера, подготовить его к новому восприятию. Особенно это необходимо, когда в концерте соседствуют контраст­ные номера по жанрам и глубине тем.

122


Глава 6. Работа режиссера с конферансье

Конферансье как режиссер концерта

Обычно конферансье ведет концерт в русле заранее установ­ленной режиссером (или редактором) последовательности номе­ров. Но довольно часто случаются разные нестыковки, иногда даже артисты опаздывают. И здесь конферансье выступает как своеобразный дежурный режиссер программы, который должен неожиданную перестановку номеров сделать незаметной для зрителя, провести это так, чтобы сохранить целостное впечатле­ние от концерта*.

Конферансье должен вести свое выступление в контексте об­щей цели концерта, а цели эти изменчивы. Наиболее ясно это видно на примере так называемых тематических, юбилейных кон­цертов. Юбилей артиста, организации — одно, юбилейная дата в истории страны — другое; тематический концерт по случаю Дня работника сельского хозяйства и тематический концерт, посвя­щенный Дню снятия блокады Ленинграда в Великой Отечествен­ной войне, — очень различны. Нельзя столь разные концерты ве­сти в одинаковой манере: разная мера юмора, подбор реприз, тон.

Конферансье обязан реагировать на всякие неожиданности и казусы, происходящие во время концерта. Он должен обыграть случайное падение микрофона, не вовремя закрытый или откры­тый занавес, оговорку артиста и так далее. Артисты-конферан­сье буквально расцветают, когда случается что-нибудь подобное. Этот сиюминутный отклик на казусную ситуацию позволяет в полной мере проявиться таланту импровизатора. И зритель очень любит и ценит такие моменты.

«Провокация» зала

Опытные конферансье довольно часто прибегают даже к приему провокации, чтобы создать неординарную ситуацию и блеснуть «неожиданной» репризой. Конечно, речь в этом случае идет не о подлинной импровизации, а об импровизации сделан­ной, подготовленной; это своего рода домашняя заготовка. Од­нако, если эта заготовка сделана умело, если в ней присутствует действительный элемент провокации зрительного зала, то неваж-

* См. подробно об этом: Клитин С. Режиссер на концертной эстраде. М, 1971.


Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров

но, что ответ конферансье на реакцию публики, созданную им са­мим, своей же провокацией, — заранее заготовлен. Важно другое:

Заготовленный ответ должен производить впечатление импрови­зации.

Режиссер может помочь конферансье подготовить такую провока­цию и через нее перестроить настроение зрительного зала для вос­приятия контрастного номера.

На VII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады победителем в жанре конферанса стал Е. Альпер, тогда студент кафедры эстрады ЛГИТМиК. На втором туре конкурса, по традиции, каждому прошед­шему в этот этап соревнования конферансье дается блок из пяти-шести номеров, который он должен провести, проконферировать. Последовательность номеров жестко установлена, перестановка но­меров недопустима. И рядом оказались два совершенно контрастных номера: вслед за выступлением певицы шел номер острого полити­ческого содержания. Перед молодым конферансье встала задача со­чинить не только интересную «подводку» к этому номеру, но самое главное — перенастроить восприятие зрителя с одного жанра на дру­гой, с одной темы на другую. И ночью перед вторым туром была под­готовлена реприза, которая как раз строилась на приеме провокации.

Надо заметить, что политсатира как жанр к середине 80-х го­дов прошлого столетия себя изжила. От политсатирических разоб­лачений оставалось лишь ощущение невыносимой фальши.

Вместе с тем, инерция политического мышления еще существо­вала, еще появлялись в газетах разоблачительные скандалы «из жиз­ни Запада». На этом противоречии и была построена провокация.

Как раз в это время сын премьер-министра Великобритании М. Тетчер был уличен в каких-то неблаговидных финансовых ма­хинациях. Тема была на слуху.

Конферансье подошел к микрофону и коротко выразил сожа­ление по поводу того, что жанр политсатиры исчезает. «А между тем, - обратил он внимание публики, - посмотрите, что происхо­дит в Англии...» И дальше шло четверостишие-Маргарет Тетчер в кругах высшей знати

Железною леди слывет, но, кстати

Знают все нации, знают народы, '

В этой семейке - не без урода

Бональность, пошлость, " нафталинность" этого стишка была

очевидна. У нормального зрителя она не могла вызвать ничего,

кроме чувства стыда за молодого артиста.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.