Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 8. Режиссёр как создатель драматургии эстрадного номера. Индивидуальность артиста и драматургия номера.






Для эстрады естественным является тот факт, что режиссёр номера часто берёт на себя функции драматурга – сценариста и должен обладать соответствующими способностями и навыками.

Роль режиссёра как автора сценария номера в различных жанрах неодинакова. Отправной точкой в создании номеров на основе монолога, фельетона, песни служит авторский и музыкальный текст. Но даже в этих случаях режиссёр может брать на себя функции создателя сценария, а не ограничиваться режиссёрской разработкой предложенного автором текста или музыкального материала. Часто режиссёр вместе с автором работает над текстом, и в этом случае он становится соавтором произведения. В некоторых речевых жанрах (например, пародии) эта тенденция проявляется в большей степени. И практически всегда режиссёр становится создателем драматургии номера в вокально – эстрадном, оригинальных и эстрадно – цирковых жанрах, режиссер - балетмейстер – в эстрадно- хореографической миниатюре.

Таким образом, в разных жанрах эстрады существует своя специфика в подходах к созданию драматургии сюжетного номера. В этом смысле условно все жанры можно разделить на два типа:

1. эстрадные жанры, в которых есть авторское начало (речевые жанры и эстрадная песня);

2. эстрадные жанры, в которых отсутствует авторский текст (почти вся группа оригинальных жанров и танец на эстраде).

В номере на основе авторского текста режиссёр ищет разработку, приём, ход, неожиданное решение, отправной точкой к которым послужил авторский текст. В этом случае режиссёр чаще всего становится полноправным соавтором.

 

В оригинальных жанрах линия поведения актера в номере может быть выстроена только тем, кто хорошо знает и понимает специфику жанра изнутри, зачастую она выстраивается прямо в ходе репетиционного процесса. Именно поэтому режиссёр, который знает возможности и индивидуальность исполнителя, не только ставит номер, но и создаёт его драматургию, сценарную основу.

Эстрадный номер всегда создаётся не просто для конкретного исполнителя (исполнителей): индивидуальность артиста служит отправной точкой в возникновении эстрадного номера.

В понятии индивидуальности эстрадного артиста есть ряд специфических черт, которые отличают его от понятия индивидуальности драматического артиста:

1. жанр, в котором работает артист, и, следовательно, выразительные средства, которые станут основными в построении номера;

2. уровень исполнительского мастерства («технологии» владения выразительными средствами этого жанра);

3. мера владения навыками актёрского мастерства, и отсюда способность или неспособность к созданию характера, маски, образа. Другими словами, в состоянии ли актёрские способности и навыки исполнителя стать предпосылкой к созданию сюжетного эстрадного номера;

4. собственно актёрская индивидуальность исполнителя.

Одна из главных задач режиссёра при создании номера — раскрыть все сильные стороны исполнителя, затушевать слабые, опереться в работе на его способности и навыки.

Если у режиссёра при создании замысла и драматургии номера нет «прикидки» на конкретного исполнителя, а есть некое общее представление, замысел, для которого он затем надеется найти исполнителя, то тем самым нарушается один из основных законов эстрады. В таком случае, режиссёр ставит на первый план свой замысел, свою индивидуальность, а не индивидуальность артиста.

Наряду с отточенностью, лаконизмом и выверенностью сценария номера, которых требует эстрада, в нём должны быть определённые места, которые отдаются артисту на импровизационное исполнение. Особенность драматургии эстрадного номера в том, что в ней режиссёром – сценаристом заранее определяются места, в которых артист может в той или иной мере импровизировать. Это не касается жанров, целиком основанных на импровизационном общении со зрительным залом, так как в этом случае сама импровизация является предметом искусства.

Специфика драматургии эстрадного номера состоит в том, что она скорее является драматургией обозначения, а не подробного изложения событий. Драматургия эстрадного номера второстепенна, она призвана «обслуживать» жанр и, в первую очередь, помогает раскрыть мастерство и индивидуальность эстрадного артиста, которые находят выражение в специфических выразительных средствах.

Главные особенности драматургии эстрадного номера состоят в следующем:

1. строгий действенный отбор, выявление событий через выразительные средства жанра;

2. выпуклая и яркая подача событийного ряда при практически отсутствующих переходах (нет времени);

3. лаконизм в раскрытии темы, которая может быть очень глубокой, но обязательно должна быть узконаправленной и не развиваться в широту.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.