Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпистемическая логика.






 

а) Определение эпистемической логики.

Е п и с т е м и ч е с к о й логикой называется раздел модальной логики, исследующий природу, свойства и отношения эпистемических высказываний в структуре рассуждения.

Название «эпистемическая логика» происходит от греческого слова episteme, означающего знание. Эпистемические высказывания можноопределить как особый вид высказываний, которые содержат модальные оценки «знаю», «думаю», «полагаю», «предвижу», «допускаю», «доказано», «верю» и их аналоги в личной и безличной форме.

Например:

1. «Известо, что Колумботкрыл Америку»;

2. «Доказано, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов»;

3. «Я полагаю, что в данной местности имеются источники минеральной воды».

Особенностью эпистемическихт модальностей является то, что они характеризуют разные периоды, состояния формирования знания как результата познавательного процесса. Поэтому термины «знаю», «верю», «предполагаю», «доказано» с одной стороны фиксируют этапы, периоды формирования знания, а с другой (относительно субъекта познания, в качестве которого выступает человек как родовое существо) – это оценки состояний формирования знания, которые возникают в личном духовном мире человека, выступающего носителем и выразителем конкретных высказываний.

Сказанное вытекает из природы знания как результата разрешения противоречия между субъектом и объектом познания, как результата познавательного процесса, находящего свое подтверждение на практике. Знание в этом смысле выступает как противоположность неведению. Но знание как результат познавательного процесса не является чем-то готовым, окаменевшим и раз навсегда данным, противостоящим своему антиподу – невежеству. Иначе можно договориться до того, что существует знание и невежество, хотя в реальном познавательном процессе существуют ступени, состояния знания, а именно – убежденность, мнение, вера, допущение, предвидение, сомнение. Каждое из перечисленных эпистемических состояний может стать формой знания при определенных условиях и в том контексте, в котором происходит познавательный процесс. А до тех пор перечисленные состояния отображают динамику, подвижность того, что мы называем знанием и достижение чего является высшей наградой для любого исследователя.

Дадим теперь определения основных эпистемических модальностей касательно нашего предмета рассмотрения.

У б е ж д е н н о с т ь ю, или субъективной достаточностью является осознанное признание истинным какого-либо положения лицом, которое его высказывает, либо лицом, к которому оно относится либо которому адресуется. Другими словами, убежденность является осознанным признанием чего-либо истинным для самого себя.

Например, когда учитель объясняет ученикам теорему Пифагора, она предстает для них не просто истиной, открытой много веков назад древнегреческим мыслителем, а такой истиной, которая открывается им вслед за изложением теоремы учителем, поскольку они осознают ход ее доказательства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.