Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






WNp - Y.






Функторы Х и У являются функторами случайности, то есть «Х – случайно» и «Y – случайно». Определим их следующим образом:

1. CKMpWNpXp – читается так: «р есть Х-случайное» означает, что «р есть М–возможное и Np есть W-возможное»;

2. CKWpMNpYp – читается так: «р есть Y–случайное» означает, что «р есть W–возможное и Np естьє M–возможное».

Из введенных определений X и Y получим их матрицы:

а ) X1 = KM1WN1 = K1W4 = K12 = 2

X2 = KM2WN2 = K1W3 = K11 = 1

X3 = KM3WN3 = K3W2 = K32 = 4

X4 = KM4WN4 = K3W1 = K31 = 3

б) Y1 = KW1MN1= K1M4 = K13 = 3

Y1 = KW2MN2 = K2M3 = K23 = 4

Y3 = KW3MN3 = K1M2 = K11= 1

Y4 = KW4MN4 = K2M1= K21 = 2

В табличном варианте значения функторов Х и Y выглядят так:

р Х Y
     
     
     
     

 

Из таблицы видно, что Х и Y будут истинными соответственно при р = 2 и при р = 3. Раньше было доказано, что KMpMNp имеет постоянное значение «3», а KWpWNp – «. Таким образом, выводимыми являются две формулы:

а ) XKW pWNp і

б ) YKMpMNp.

Тем самым устанавливается существование истинных случайных высказываний:

1) «истинное Х –случайное высказывание» и

2) «истинное Y – случайное высказывание».

Необходимо заметить, что X–случайность и Y–случайность являются двойниками. Имеется в виду, что если в таблице истинности для Х и Y поменять 2 на 3, а 3 на 2, то Х станет Y, а Y станет Х:

р Х Y
           
           
           
           

 

Вместе с тем X отличается от Y, и это отличие даже больше, чем между M и W, поскольку высказывания X та Y являются противоречивыми.

Используяопределения Х и Y, проверим следующие равенства:

а) Xp = YNp = NYp

б) Yp = XNp = NXp

а) 1. X1 = YN1 = Y4 = 2= NY2= N4 = 1

2. X2 = YN2 = Y3 = 1 = NY1 = N3 =2

3. X3 = YN3 = Y2 = 4 = NY4 = N2 = 3

4. X4 = YN4 = Y1 = 3 = NY3 = N1 = 4

б) 1. Y1 = XN1 = X4 = 3 = NX3 = N4 = 1

2. Y2 = XN2 = X3 = 4 = NX4 = N3 = 2

3. Y3 = XN3 = X2 = 1 = NX1 = N2 = 3

4. Y4 = XN 4 = X1 = 2= NX2 = N1 = 4

Таким образом, данные равенства принимаются.

Теперь проверим законы противоречия и исключенного третьего для Xp и Yp:

І) NKXpYp

1. NKX1Y1 = NK23 = N4 = 1

2. NKX2Y2 = NK14 = N4 = 1

3. NKX3Y3 = NK41 = N4 = 1

4. NKX4Y4 – NK32 – N4 = 1

ІІ) AXpYp

1. AX1Y1 = A23 =1

2. AX2Y2 = A14 = 1

3. AX3Y3 = A41 = 1

4. AX4Y4 = A32 =1

Поскольку законы противоречия (NKXpYp) и исключенного третьего (AXpYp) истинны, это означает, что, во-первых, ни одно высказывание не может быть одновременно Х–случайным и Y–случайным, а во-вторых, любое высказывание является либо Х-случайным, либо Y–случайным. Отрицание Х-случайного высказывания является Y–случайным высказыванием.

То есть NXp = Yp и NYp = Xp. В этом мы могли убедиться, когда доказывали равенства:

а) Xp = YNp = NYp и б) Yp = XNp = NXp.

Таким образом, с помощью парных модальных функторов Лукасевич раскрыл суть модального функтора «D». Традиционно принятой была точка зрения, что то, что не является случайным, либо невозможно, либо необходимо. При этом NM и L соотносили с единственным видом возможности М. Но при появлении парных возможностей М и W неверно утверждать, что то, что не является Х–случайным, либо М–невозможно, либо М–необходимо. В этом случае уместнее будет сказать, что то, что не является Х–случайным, либо М–невозможно, либо W-необходимо. Другими словами, случайность следует определять не с помощью конъюнкции Мр и MNp, а только с помощью конъюнкции Мр и WNp (либо Wp и MNp).

Аристотель, исследуя природу случайности, пришел к идее многозначной логики, которую воплотил в жизнь в ХХ ст. Я.Лукасевич. Создав аппарат трехзначной, а затем четырехзначной логики, Лукасевич начал исследовать средствами созданных логик модальные функторы. Это способствовало прояснению и четкому определению понятий, которые были перегружены интуитивным содержанием, элементами здравого смысла и психологизмами.

Например, долгое время, следуя Аристотелю, считали, что суждение, описывающее существенные признаки предметов, является не только фатически, но и необходимо истинным. Данный тезис послужил позже основой для деления наук на аподиктические (логика, математика) и эмпирические (содержание которых выражается в ассерторических суждениях). Лукасевич справедливо указал на ошибочность подобной точки зрения.

В 70-80-х г. прошлого столетия в отечесвтенной литературе появилась критика изложенной позиции Лукасевича. Его обвиняли в том, что он стоял на позициях крайнего номинализма, не признавал существования необходимых истинных суждений.

Но дело в том, что Лукасевич, создавая свою многозначную логику, раскрыл совсем иную природу понятия «истина» в логике. А если так, то критика наших отечественных философов оказалась беспредметной. Слово «истина» в логике употребляется не в смысле тождества мысли и бытия, не как соответствие мысли предмету, короче, не в философском смысле. В логике понятие «истина» употребляется для условного обозначения логического свойства высказывания. Если высказывание истинное, то говорят: «Высказывание имеет истинностное значение «истина», а если высказывание ложно, то используется выражение: «Высказывание имеет истинностное значение «ложь». Хотя последнее выражение может вызывать определенный дискомфорт, это произойдет только в том случае, если не принять во внимание, что в логике смысл термина «истина» совсем не тот, который подразумевается в философии и естествознании, а также в повседневной жизни.

Чтобы избежать ненужных философских, обыденных, психологических ассоциаций и наслоений, Е.Шредер предложил заменить термин «истина» цифрой «1», а термин «ложь» цифрой»0». Хотя то, что имеет значение «1», может соответствовать как научному, так и обыденному значению истины – «Сумма внутренних углов треугольника равна 180º», «Земля имеет атмосферу», «Вода кипит при 100º С» и т.п.

Но обозначая в логике подобные высказыания как « (это касается и «парадоксальных» высказываний, вроде высказывания «Если сумма внутренних углов треугольника равна 90º, то вода кипит при 90º С»), мы не интересуемся, что представляет собой «внутренний угол треугольника», «атмосфера», «градус», какими они обладают свойствами и в каких отношениях с другими характеристиками предметов находятся. Главное, что любое высказывание может иметь одно из принятых в данной логической системе значений. Если это двузнаная логика, то одно из двух значений, обозначаемых обычно как {«истина», «ложь»}, или же {1, 2}. Если это трехзначная логика, то одно из трех значений, и т.д.

Логика, особенно современная, никогда не сравнивает истинное высказывание с адекватным отображением действительности, а ложное высказывание – с ошибочным отображением. В современной логике истинное высказывание сопоставляется с непустым множестом элементов, а ложное высказывание – с пустым множеством элементов. При этом природа элементов, образующих указанные множества (а это могут быть физические предметы, этические или правовые нормы, числа и т.п.) не принимается во внимание.

Исходя из сказанного, Лукасевич отмечал, что подлинных аподиктических высказываний не существует. И ни в коем случае он не покушался на прерогативу философии в понимании теоретического и эмпирического уровней познания, соотношения категорий возможности и действительности, необходимости и случайности, основных критериев типологии наук, исходных моментов процесса познания и т.п. Хотя могло создаться противоположное впечатление, когда он заявлял, что нет различия между математической и эмпирической истиной, что истина всегда синтетическая, что закон причинности следует рассматривать в качестве гипотезы.

Но на всем этом он настаивал только для того, чтобы указать на особый, специфический характер исследований в области современной логики.

 

Контрольные вопросы и упражнения

  1. Предпослки возникновения модальной логики.
  2. Материальная импликция и теория логического следования.
  3. Строгая импликация К.Льюиса.
  4. Аксиомы строгой импликации К.Льюиса.
  5. Сравнение материальной и строгой импликации.
  6. Истолкование К.Льюисом модальных операторов.
  7. Исходные принципы модальной логики Я.Лукасевича.
  8. Характерные особенности трехзначной логики Я.Лукасевча.
  9. Определения модальных функций в трехзначной логике Я.Лукасевича.
  10. Истоки четырехзначной модальной логики Я.Лукасевича.
  11. Определения модальных функций в четырехзначной логике Я.Лукасевича.
  12. Определение доказуемой формулы в четырехзначной логике Я.Лукасевича.
  13. Два функтора для модальности «возможность» в четырехзначной логике Я.Лукасевича.
  14. Характерные черты модального функтора «случайность» в четырехзначной логике Я.Лукасевича.

 

Раздел ІІІ. СИСТЕМА МОДАЛЬНОЙ ЛОГИКИ

1. Алетическая логика

В предыдущем разделе рассматривались результаты исследований в области модальной логики, принадлежащие ее основателям К.Льюису и Я.Лукасевичу. Результаты этих исследований представляют из себя, с одной стороны, своеобразную новейшую историю модальной логикии, а с другой – они послужили стимулом для современных исследований в области модальной логики.

Работы К.Льюиса и Я.Лукасевича в основном были связаны с построением синтаксической модальной логики. Cемантика модальных логик начинает разрабатываться только в 50 – 60-х годах ХХст. Благодаря работам Р.Карнапа, С.Крипке, Я.Хинтикки. Каждый из них внес большой вклад в разрабтку современной модальной логики. Так, Р.Карнап, исследуя молальности, разработал концепцию «описания состояний». С.Крипке и Я.Хинтикка сформулировали метод семантики возможных миров. На сегодгяшний день модальная логика фактически находится в состоянии интенсивного ее изучения.

Исходя из типологии модальных операторов, выделяют несколько видов модальных логик. К каноническим относятся следующие виды модальной логики:

- алетическая,

- темпоральная,

- деонтическая,

- эпистемическая.

Знакомство с ними начнем с алетической логики.

 

а) Язык алетической логики высказываний

Название «алетическая логика» происходит от греческого слова «aletheia» (истина).

А л е т и ч е с к о й л о г и к о й называют раздел модальной логики, исследующий логические свойства модальностей «необходимо», «возможно», «случайно». Эти модальности трактуются как близкие к истине, чем и обусловлено название данной логики.

Исследование алетических модальностей началось еще в античные времена, что в значительной мере способствовало рассмотрению алетической логики как базиса всей модальной логики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.