Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сложные.






К о н с т р у к т и в н о й называется дилемма, в заключение которой входят следствия условных осылок.

Д е с т р у к т и в н о й называеться дилемма, заключение которой представляет отрицание оснований условных посылок.

П р о с т о й называется дилемма, заключением которой является следствие условных посылок либо отрицание основания условных посылок.

С л о ж н о й называется дилемма, заключением которой является дизъюнкция следствий условных посылок или дизъюнкция отрицаний оснований условных посылок.

Приведем примеры.

І. Если студент способный, то он успешно сдает сессию.

Если студент старательный, то он успешно сдает сессию.

Студент либо способный, либо старательный. ___________

Студент успешно сдает сессию.

Имеем простую конструктивную дилемму (ПКД):

[(p É q) & (r É q) & (p Ú r)] |= q

П. Если N совершил противоправные действия, то он причинил

материальный ущерб.

Если N совершил противоправные действия, то он причинил

моральный ущерб.

N не причинил ни материальный, ни моральный ущерб.

N не совершил противоправных действий.

Такой вид имеет простая деструктивная дилемма (ПДД):

[(p É q) & (p É r) & (Ø q Ú Ø r)] |= Ø p.

 

Ш. Если экзамен является вступительным, то он может влиять на конкурс.

Если экзамен семестровый, то он может влиять на получение стипендии.

Экзамены бывают вступительными или семестровыми. _ ________________

Экзамены могут влиять либо наконкурс, либо на стипендию.

 

В сложной конструктивной дилемме (СКД) заключением является сложное дизъюнктивное суждение, в котором альтернативами являются следствия условных посылок:

[(p É q) & (r É s) & (p Ú r).)] |= (q Ú s).

IV. Если студент окончит юридический факультет,

он получит диплом правоведа.

Если студент окончит экономический факультет, он

получит диплом экономиста.

Студент не получил один из двух дипломов.__________.

Он не окончмл один из названных факультетов.

 

В сложной деструктивной дилемме (СДД) заключением является дизъюнкция отрицаний оснований условных посылок:

[(p É q) & (r É s) & (Ø q Ú Ø s)] |= (Ø p Ú Ø r).

 

Таким образом, сложная конструктивная дилемма является слабым утверждением каких-либо суждений (точнее, утверждением их дизъюнкции), а сложная деструктивная дилемма используется для слабого их отрицания. Другими словами, если невозможно прямо доказать ложность какого-нибудь суждения р (то есть истинность его отрицания Ø р), то можно попробовать доказать, что истинным является разделительное суждение, в которое входит Ø р.

Если иметь в виду приведенную выше типологию правил вывода логики высказываний, то схемы вывода по простой и сложной конструктивным дилеммам относятся к производным прямым правилам:

А É С А É В

В É С С É Д

А Ú В и А Ú С

С В Ú Д

А схемы простой и сложной деструктивных дилемм относятся к производным непрямым правилам:

А É В А É В

А É С С É Д

Ø В Ú Ø С и Ø В Ú Ø Д

Ø А Ø А Ú Ø В

Наконец, после рассмотрения условных, условно-категорических, разделительно-категорических и условно-разделительных умозаключений, логические структуры которых представляют собой соответствующие правила вывода, можно полностью воспроизвести схему типологии правил вывода логики высказываний.

Правила вывода

 
 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.