Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Суждения и предложения.






Поскольку суждение является одной из форм абстрактного мышления, то его материальным воплощением, матьериальной реализацией является язык, конкретнее – предложение. Но хотя любое суждение реализуется в предложении, не все предложения выражают суждения. Из всего множества предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные) только повествовательные выражают суждение. Например, не выражают суждений предложения: “Кто сегодня опоздал на лекцию?», «Принеси книжку!»

Признав, что каждое суждение непременно выражается в повествовательном предложении, естественно задать вопрос: «Что же понимается под суждением: мысль вне языковых средств ее воплощения или же мысль вместе со средствами ее языкового воплощения?».

По этому вопросу в истории логики существовали две точки зрения. Первая рассматривала суждение как высказывание, как предложение, то есть как мысль вместе сязыковыми средствами ее выражения. С этой точки зрения одна и та же мысль, выраженная в предложениях различных языков (скажем, в русском, немецком, английском) предсталяет разные суждения. То есть, например, предложения «Он является студентом», «Er ist ein student», «He is a student» должны рассматриваться в качествк разных суждений.

Приверженцы второй точки зрения рассматривали суждение в отвлечении от языковых средств его выражения, как «суждение в абстрактном смысле». Тодгда приведенные выше предложения трех различных языков оказываются выражением одного и того же суждения. При подобной трактовке, суждение оказывается тем общим, что сохраняется в повествовательных предложениях при переводе с одного языка на другой.

Каждая из приведенных точек зрения имеет право на существование в зависимости от конкретных задач исследования. Поэтому в дальнейшем будем использовать и термин «суждение», и термин «высказывание», и термин «предложение».

Соотношение предложения, суждения и высказывания рассматривается еще в такойплоскості. Поскольку предложение рассматривается как знак, знаковое образование, то, с точки зрения семантики, знак должен обладать смыслолм и значеним. Оказывается, смыслом повествовательного предложения (как знакового выражения) является суждение (то есть мысль, зафиксированная в предложении) или информация, которую несет в себе предложение (что-то о чем-то утверждается или отрицается), а значением – истинностная оценка соответствия предложения тому, о чем в нем говорится (то есть «истина» или «ложь»). Сказанное позволяет сформулировать следующее определение:

В ы с к а з ы в а н и е - это предложение [13], смыслом которого является суждение, а значением – логические объекты «истина» или «ложь».

Посклдбку традиционная логика исследует формы мышления, рассматривает их как своеобразные способы освоения, отображения действительности, то в ней идет речь о поятии, суждении и умозаключении как формах мышления.

Современная же логика, как следующий этап в развитии единой логической науки, акцентирует внимание на языке как воплощении мышления, другими словами, исследует смысловую сторону языка в целом и различных его образований (выражений). Поэтому в современной логике говорят не о понятии, суждении или умозаключении, а о терминах, высказываниях, их комбинациях и отношениях (то есть выводах).

Итак, когда в традиционной логике употребляется термин «высказывание» как равноценный термину «суждение» [14], то имеется в виду, что посредством высказывания, как объекта современной логики, можно моделировать суждение, рассматривать высказывание как один из вариантов представления суждения, особенно когда идет речь о суждении сотношениями или о сложных суждениях. Сказанное позволяет в определенных границах употреблять термины «суждение» и «высказывание» как однопорядковые. Но когда мы говорим о специфике исследования предмета логики на исторически разных этапах ее развития (тоесть в рамках традиционной и современной. Символической логики), то возникает необходимость учитывать указанные выше нюансы.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.