Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логическое учение Аристотеля.






Критически анализируя логические достижения своих предшественников, Аристотель поставил цель создать такую науку о мышлении, которая основывалась бы на устойчивых объективных принципах и не допускала своеволия в процессе рассуждения.

Такими принципами в процессе рассуждения должны быть законы тождества, противоречия и исключенного третьего. В работе «Метафизика» Аристотель дает определение этих законов. Закон тождества: «Невозможно ничего мыслить, если не мыслить (каждый раз) что-то одно». Закон потиворечия: «Невозможно, чтобы противоречащие рассуждения были истинными в отношении одного и того же». Закон исключенного третьего: «Равным образом не может быть ничего посередине между двумя противоречащими (одно другому суждениями), но об одном следует либо утверждать, либо отрицать».

Хотя Аристотель и не сформулировал закон достаточного основания, все же этот закон предполагается в качестве необходимого принципа его системы. Во «Второй Аналитике» Аристотель пишет: «Каждое учение и обучение руководствуется (некоторым) уже наличествующим знанием».

Эти законы, по замыслу Аристотеля, должны обеспечивать последовательность, определенность, непротиворечивость нашего мышления, поэтому он положил их в основу своей логической системы. Заслугой Аристотеля было исследование форм мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Аристотель гордился своим учением о силлогизме. В работе «Об опровержении софистических аргументов» он писал: «Что касается риторики, то о ней сказано много и притом давно, но по поводу учения о силлогизме мы не нашли ничего, что было бы сказано до нас, и тщательное исследование этого предмета стоило нам трудов на протяжении длительного времени».

Слово «силлогизм» буквально означает «сосчитывание». Для Аристотеля силлогизм – это «высказывание, в котором при утверждении чего-либо из него необходимо вытекает нечто отличное от утверждаемого и (именно) в силу того, что (утверждаемое) есть».

Аристотель открыл общие правила силлогизма, в соответствии с которыми не произвольная комбинация двух категорических суждений позволяет построить правильное умозаключение, а лишь та, которая удовлетворяет этим правилам. Учитывая, что в (простом категорическом) силлогизме должно быть три термина, он дал определение фигуры категорического силлогизма и установил специальные правила фигур. В центре его внимания были три фигуры.

Четвертую фигуру он считал менее убедительной, чем первые три, поэтому специально ее не анализировал. Изучением четвертой фигуры, ее модусов занимался его ученик Теофраст.

Аристотелевское учение о силлогизме – это исторически первая логическая теория дедукции. В ней Аристотель использовал понятие переменной. Это дало ему возможность представить процедуру получения заключения как формальный процесс. Силлогизм у Аристотеля состоит из переменных терминов и логических постоянных терминов. Переменными являются буквы А, В, С [9], которые обозначают соответственно больший, средний и меньший термин силлогизма. Логическими постоянными являются такие отношения между терминами:

а) «быть присущим каждому»,

б) «не быть присущим каждому»,

в) «быть присущим некоторому»,

г) «не быть присущим некоторому».

В своей теории силлогизма Аристотель ставил задачу исследовать, какие отношения между терминами дают правильные умозаключения, а какие – нет. Его силлогистика нашла свое отражение в таком разделе современной формальной логики, как исчисление предикатов. Внимательное изучение силлогистики показывает, что Стагирит при построении своей теории дедукции использовал и некоторые идеи логики высказываний. В работе «Метафизика» он специально замечает: «Из истинных посылок нельзя сделать ложное заключение, из ложных же посылок можно получить истинное (заключение), только не (видно), почему (оно истинно), а только (видно), что(оно истинно)».

Если учесть, что для Аристотеля силлогизм – это своеобразная импликация, где антецедентом является конъюнкция посылок, а консеквентом – заключение, то приведенная цитата по сути оказывается определением (материальной) импликации.

Аристотель также пользовался принципом контрапозиции: (А ® В) ® (В ® А). Свидетельством этого являются слова из «Первой Аналитики»: «Когда два (явления) так относятся одно к другому, что если есть одно, то необходимо есть и другое, то если второго нет, то не будет и первого».

Меньше внимания Аристотель уделял анализу индуктивных умозаключений. Он считал научной только индукцию, которую называл «силлогизмом по индукции».

Значительное место в его логике занимал анализ логических ошибок. Результаты этого анализа изложены в «Аналитиках» и работе «Об опровержении софистических аргументов».

Аристотель выделял среди логических ошибок паралогизмы и софизмы. П а р а л о –

г и з м – это такой кажущийся силлогизм1, который не преследует намерения обмануть собеседника. Паралогизмы, по мнению Аристотеля, бывают двух видов:

- паралогизмы, зависящие от языковых нарушений,

- паралогизмы, возникающие независимо от языка (так называемые «внеязыковые паралогизмы»).

Всего Аристотель выделял шесть языковых и семь внеязыковых паралогизмов. Примером языкового паралогизма является паралогизм, связанный с явлением омонимии. Часто с ним сталкиваются в случае учетверения терминов в силлогизме. Так, употребляя имя «собака», замечает Аристотель, мы в одном случае можем иметь в виду созвездие, а в другом – домашнее животное.

В конце работы «Об опровержении софистических аргументов» Стагирит приводит примеры наиболее распространенных софизмов и кратко их анализирует. С о ф и з м о м называется такой кажущийся силлогизм, который используется с целью ввести собеседника в заблуждение. Примером софизма может служить приведенное Аристотелем в этой работе рассуждение. Задается вопрос: «Знаете ли вы, о чем я сейчас хочу вас спросить?» Следует ответ: «Нет». Задается второй вопрос: «Знаете ли вы, что сумма углов треугольника равна двум прямым?». «Да», - следует ответ «Но именно об этом я собирался вас спросить”, - говорит софист. “Виходит, - продолжает софист, - что вы не знаете того, что вы знаете”. Этот, а также другие подобные софизмы (имеются в виду софизмы “Покрытый”, “Електра ”, “Спрятанныйй”) в своеобразной форме акцентируют внимание на невозможности однозначного ответа в форме “Да” или “Нет” на некоторые вопросы без их предварительного анализа.

Как уже отмечалось, Аристотель при создании своего логического учения опирался на открытия Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона и других мыслителей античности. Но его величайшей заслугой было то, что он, совершив ряд гениальных открытий в области логики, впервые систематически изложил науку логики в виде самостоятельной дисциплины.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.