Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Местностью предикатора является количественная характеристика его примененич в роли логического сказуемого к объектам указанной предметной области.






Когда предикатор можно приписать одному предмету, он называеться одноместным, а когда его можно приписать двойке, тройке, четверке и т.д. аргументов, он называется, соответственно, двухместным, трехместным, четырехместным и т.д.

Например, предикаторы «государство», «лекция», «отрицательное число» являются одноместными, «учитель», «раньше», «южнее» - двухместными, «находятся между», «сообщает» - трехместными..

Местность предикатора фиксирует его логическое содержание. Это проявляется в том, что толькоодноместный предикатор выражает свойство, а остальные – отношение. Как правило, указание на то, какова местность конкретного предикатора, фиксируется в его названии: «больше» (двухместный), «металл» (одноместный); иногда же установить местность предикатора оказывается возможным только с помощью дополнительных методологических процедур.

В качестве примера возьмем предикатор «читает». ізьмемо предикатор «читає». Якщо це стан, то даний предикатор означає властивість: «Мій приятель читає нормативний курс лекцій». А якщо це дія, спрямована на щось, то цей предикатор виражає відношення: «Мій брат читає про останню перемогу Київського «Динамо»»

Уместно будет сделать некоторые пояснения по поводу возможности предикаторов представлять свойства или отношения. В естественном языке слова (существительные) «государство», «книжка», «жидкость» истолковываются как выражения, обозначающие предметы, а не свойства. По сути они обозначают классы предметов, объединенные в одно целое на основе какого-либо признака. На данную особенность существительных обратил внимание Г.Рейхенбах в работе «Елементы символической логики».Б.Рассел считал, что предикаторы-существительные – такие же обозначающие выражения, как и термы. Именно способность предикаторов-существительных обозначать класс предметов позволяет использовать их в высказываниях не только в функции логического сказуемого, но и в функции логического подлежащего:

1. Планета является космическим объектом.

2. Земля является планетой.

В приведенных примерах предикатор-существительное, выступая в первом высказывании в роли логического подлежащего, обозначает класс предметов, а во втором высказывании, выступая в роли логического сказуемого, представляет свойство. Роль логического сказуемого могут играть различные грамматические категории (существительные, прилагательные, глагол). Последнее обстоятельство и объединяет их в одну семантическую категорию – предикатор:

1. Моя сестра рисует

2. Солнце является звездой

3. Металл - електропроводный

Принимая во внимание способность предикаторов-существительных выполнять наравне с термами функцию обозначения, следует учитывать те трудности, которые возникают в процессе различения предикаторов и термов.

Например, слова «металл», «камень», с одной стороны, могут обозначать конкретный вид вещества или же обобщение разных видов вещества. Так, в предложении «Металл является химическим элементом» слово «металл» выполняет роль терма, обозначающего определенный вид вещества. А в словосочетаниях «цветной металл», «черный металл» и т.п. слово «металл» представляет собой класс предметов. Все зависит от контекста, в котиором употребляется данное слово.

Следующим характерным признаком предикатора является область определения. Областью определения предикатора является множество его возможных аргументов, то есть множество предметов, в рамках которого имеет смысл применение данного предикатора. Так, областью определения предикатора «жидкость» является класс веществ, областью определения предикатора «ровесник» - класс людей.

Особенностью одноместных предикаторов является то, что их областью определения выступает множество возможных аргументов предикатора, а особенностью многоместных предикаторов является то, что область их определения состоит из множества упорядоченных пар, троек, четверок и т.д. предметов. Более того, область определения многоместного предикатора может состоять из аргументов, относящихся к разным множествам.

Например, предикатор «доверяет» в одном случае может фиксировать отношение между людьми: «N доверяет M». В другом случае – отношение человека к какому-либо виду деятельности, к ситуации, вещи и т.п. Например:

1 .«N доверяет интуиции»;

2. «N доверяет памяти»;

3. «N доверяет эксперименту».

В высказываниях 1 и 2 один из аргументов предикатора «доверяет» относится к множеству людей, другой – к множеству видов психической деятельности. В высказывании 3 предикатор «доверяет» один из аргументов опять относится к множеству людей, но второй – уже к множеству видов обоснования знания. О том, насколько важно правильно устанавливать область определения предикатора, свидетельствует тот факт, что предикаторы с одинаковой синтаксической структурой могут быть разными благодаря разным областям определения. Возьмем предикатор «больше». Если слово «больше» представляет отношение между числами ( как в высказывании «5 больше 1») – это один предикатор, а если отношение между городами ( как в высказывании «Киев больше Канева»), то совсем другой.

Таким образом, установление числа мест («местности») предикатора и установление области его определения является необходимой предпосылкой правильного его применения. Другими словами, данная прцедура позволяет установить:

а) что представляет собой предикатор – свойство или отношение;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.