Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Простые и сложные метафоры




В НЛП в понятие " метафора" включаются сравнения, аналогии, аллегории, шутки, иносказания и сюжетно организованные рассказы. Любое из этих средствможно применить для улучшения общения, решения проблем, выявлениявозможностей и достижения других полезных результатов. Фразы " Джон - " молоток"! ", " Этот учитель - просто мечта", " Учебный годбыл настоящим марафоном" - примеры простых метафор. Они помогают экономитьслова и делают нашу речь более запоминающейся, живописной. Удачная метафораспособна вызвать воодушевление либо, напротив, остудить пыл, так каксобеседник связывает ее с соответствующими мысленными образами. Корочеговоря, метафора помогает эффективнее достигать намеченного результатаобщения. Многие простые метафоры и сравнения превратились в устойчивые клише ипотому уже мало способствуют общению. Например, выражение " белый, какпростыня" возникло в те времена, когда еще не было цветного постельногобелья, и, следовательно, в наши дни почти лишилось метафорическогосодержания, а представителям молодого поколения может и вовсе показатьсябессмыслицей. Сходным образом фразы " льет, как из ведра" или " сам черт неразберет" остаются вполне понятными для тех, кто хорошо с ними знаком, номогут вызвать совершенно непредсказуемые ассоциации у другого человека, невстречавшегося с подобными оборотами речи. При этих оговорках устойчивыеклише все же могут значительно обогатить ваш арсенал общения, сделать языкболее живым и красочным. Впрочем, какими языковыми средствами вы бы нипользовались, пусть они не отвлекают вас от намеченного результата. НЛП чаще имеет дело со сложными метафорами: аналогиями, аллегориями исюжетами. В частности, мы пользуемся историями с несколькими смысловымиуровнями. Они не всегда охватывают какое-либо четкое содержание и, скорее, призваны раскрыть и активизировать еще не доступные ресурсы слушателя. Вцелом, сложные метафоры стимулируют мышление. В некоторых случаях онивовлекают в поле рассмотрения проблему, ранее не известную ни рассказчику, ни слушателю, так как обращаются непосредственно к подсознанию. Сюжетныйрассказ беспрепятственно отвлекает осознающий разум и вызывает переход в" даунтайм". Кроме того, он помогает избежать преждевременной критики ирационализации. В терапии метафоры помогают вызывать транс и общаться с погруженным втранс пациентом. В повседневном общении и простые, и сложные метафорыспособны передать желаемое содержание, не вызывая обид, споров и возражений.В некоторых обстоятельствах они могут перевести человека на невероятныеуровни творческих взлетов и способствовать решению самых трудных задач. Метафоры стимулируют правое полушарие, целостное мышление. В отличие отабстрактных языковых конструкций и номинализаций, они возбуждают воображениеи легко превращаются в зрительные образы и прочие чувственные ощущения.Каждый из нас способен мысленно увидеть, услышать и ощутить " молоток". Этонамного проще, чем вообразить себе понятия " молодец", " парень с характером" и другие номинализированные описания личности. Метафора возводит мосты между" картами" мышления. У каждого она может вызывать разные ассоциации, но любоеиспользование слов с большой сенсорной нагрузкой повышает наши шансы навзаимопонимание. Помимо прочего, мы ассоциируем метафоры с подсознательными мыслями и, вчастности, с тем, что происходит, когда мы " вынашиваем" решение проблемы, необдумывая ее осознанно. Обычно это происходит, когда мы думаем о чем-тосовершенно другом. Подсознание как бы пытается связать текущие проблемы итрудности с любыми событиями из обширной базы данных, предоставляемых самойжизнью, едва лишь в них содержится хоть намек на подсказку. При этомметафора играет роль связи, катализатора ассоциации, " резонатором" этогозагадочного мыслительного процесса. Она как бы " предлагает" прозрения осознающему разуму, от которогозависит поиск решений и перемен. Итак, не следует недооценивать значимость метафор не только в изящнойсловесности, но и во многих сферах достижения " человеческого совершенства".Великие учителя и знаменитые ораторы умели передать с помощью простыхисторий и на их примере глубочайшие истины, оказывать влияние на слушателей, воодушевлять их. Во многих культурах особое место занимает традиция устногосказительства как для детей, так и для взрослых. Наконец, именно метафорыподтолкнули многих ученых к величайшим открытиям и изобретениям. Как ни печально, в последние десятилетия мы позабыли об искусствеметафор и устных повествований. На Западе их место заняли радио, телевидениеи эрзац-культура, характерная для нынешнего образа жизни в ускоренном темпе.Впрочем, любой из нас может заново освоить искусство образного, метафорического повествования. Помимо одной лишь функции развлечения, метафоры суть мощное средство общения и обучения, приближения и ускоренияположительных перемен. Слова " Давным-давно, во время оно..." почтинезамедлительно переводят большинство из нас в подобие транса, заставляютподсознание раскрыться и делают это намного действеннее, чем более" объективные", формализованные формы общения.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.