Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В поисках смысла






Рассмотрим простое утверждение: " Лорна - очень умная девочка" (обратитевнимание на тире, форму вездесущего глагола " быть", который помечает Лорнужестким " ярлыком"). Чтобы понять смысл этого утверждения, нам нужно точноопределить, что значит слово " умный". Обратимся к словарю. В статье " умный" мы встретим ссылки на существительное " ум" и его различные значения: " способность мыслить", " интеллект", " сообразительность", " разумность", " понимание", " рассудок" и так далее. Кроме того, мы найдем там значение" выдающийся мыслитель", но быстро поймем, что оно употребляется в переносномсмысле (например, " великие научные умы"), то есть мы можем без рискаотбросить эту ветвь значений. Однако теперь сложности возникают со словами-определениями, например, с" сообразительностью". Нам совершенно необходимо прояснить для себя значениеэтого понятия, и при этом мы сталкиваемся со словами " понимать" и " знать".Слово " понимание" нам уже встречалось, так что его тоже предстоит уточнить.Появление слова " понять" нас уже не удивляет, но наряду с ним в словареобнаруживаются и такие понятия, как " вразумительный", которые возвращают наск исходной точке (" ум, разум"), - правда, мы не только не уточнили смысл, ноеще больше запутались. Продолжение проверки по линии понятия " знать" приводит к слову " верить" (мы не думаем, что описание Лорны подразумевает иэто значение, но сейчас просто не можем это утверждать). Кроме того, одно иззначений " знать" связано с " дружить, быть знакомым" - вероятно, словарьимеет в виду те случаи, когда мы говорим " я его знаю" о приятеле иликоллеге. Вот к чему привела нас попытка точно определить смысл таких слов, как" умный", с помощью толкового словаря. Впрочем, подобные проблемы возникнут слюбым абстрактным понятиям, если мы пожелаем свести его к какому-либоконкретному значению. В лучшем случае мы вернемся к тому, с чего начали, а вхудшем - продолжим ходить кругами. Это подчеркивает ограниченные возможностисимволов (в данном случае - слов) при передаче мыслей и идей. Как ни парадоксально, общение посредством языка (со всеми уникальнымипреимуществами, которые он принес человечеству) лишь укрепляет мощный барьермежду внешней действительностью (тем, что именно сказала или сделала Лорна)и тем, как воспринимаем ее мы, услышав о прикрепленном к Лорне " ярлыке".Впрочем, какими бы изъянами ни страдал наш язык, он по-прежнему остаетсялучшим из доступных нам средств общения. В конце концов, именно он вознеснас на вершины разумной жизни. Итак, давайте попробуем привлечь язык на своюсторону, понять его характер и ограничения, а затем начать применять егопримерно так, как скульптор пользуется своим резцом, чтобы сотворить нечтозамечательное.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.