Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Язык как средство достижения жеаемого




Благодаря НЛП мы можем использовать язык для улучшения общения, нопроисходит это по-особому, не так, как мы привыкли. Использование языка вэтом новом качестве - в соответствии с принципами НЛП - обусловленопониманием границ его возможностей и его власти, а именно пониманием' связимежду языком и тем, как мы представляем и " фильтруем" явления, то естьмоделью НЛП, описанной на первом уроке. В свою очередь, язык становится длянас многоцелевым инструментом, чем-то вроде электродрели, которую можноиспользовать с самыми разными насадками. Однако если не знать, какпользоваться этим инструментом в соответствии с его назначением, им можнопри случае натворить немало бед. Сходным образом, мы начнем лучшепользоваться языком, если уясним его реальные и потенциальные возможности.Вообще в НЛП нам предстоит научиться подбирать для предстоящей работыинструмент наиболее подходящий. Здесь уместно вспомнить усвоенное на втором и на третьем уроке: никогдане следует упускать из виду выбранную вами цель, намеченный результат. Непозволяйте себе слишком увлекаться процессом ее достижения. В контекстеаналогии с электродрелью -что для вас составляет цель: сверло или отверстие? Вероятно, при той работе, для которой создана электродрель, ваши мысли будутсосредоточены на результате - создании нужных отверстий, - а не на процессе- их сверлении. Этого достаточно для того, чтобы подходящий инструмент самподвернулся под руку. В этой главе мы поговорим об одном из такихинструментов: о языке. Вспомним пресуппозицию, резюмирующую урок четвертый: " Смысл общения - вреакции собеседника". Научившись сознательно пользоваться языком, мы сможемс его помощью добиться желаемого отклика и, скорее всего, достичь нужногорезультата. Для этого нам нужно подобрать те слова, которые имеютсоответствующий смысл для собеседника, вписываются в его картудействительности. Сходным образом нам нужно уметь точно определять, чтоименно подразумевает собеседник под используемыми им словами. Иногда этот смысл можно выявить с помощью исподволь наводящих вопросов.Такие навыки очень пригодятся в работе, непосредственно связанной собщением, да и вообще полезны каждому, кто посредством общения хочетулучшить свою жизнь. На следующих трех уроках вы узнаете, как пользоваться языком, чтобыдостигать самых разнообразных результатов. Для усвоения этих приемов нужнобыть лишь достаточно восприимчивым, и тогда достаточно вскоре вы сможетевоспользоваться новыми преимуществами.

А-ПРИМ

Всю эту книгу мы написали в том языковом стиле, который называют А-Прим. Это понятие введение лингвистом Дэвидом Борландом, выпускникомГарварда, и означает отсутствие глагола " быть", его аналогов (тире, выражений " являться", " представлять собой" и т. п.) и оборотов с его неявнымприсутствием. Хотя они встречаются в языке очень часто, использование такихглаголов приводит к затуманиванию смысла и возникновению двусмысленныхграмматических форм. То же относится к страдательному залогу и безличнымоборотам (" замечено, что...", " считается, что..."). В НЛП на такие фразыобычно откликаются так: " Кто это заметил? ", " Кто так считает? " Появление глагола " быть" под разнообразными масками приводит к самымнеопределенным допущениям, таким, например, как " это - правда" или " он -плохой человек". Его использование подразумевает, что все делится только начерное или белое, хотя реальная жизнь доказывает прямо противоположное.Обобщающие тире стали настолько привычным способом наклеивать ярлыки налюдей и явления, что у нас не возникает и мысли о том, что язык можноиспользовать намного точнее. Сложности появляются в тех случаях, когдадругие по-своему понимают наши слова, что оборачивается полнымнесоответствием их смыслу. В результате нарушается общение, страдают нашивзаимоотношения с окружающими. Подобные языковые искажения представляют собой один из множествафильтров в модели НЛП. Даже такие распространенные глаголы, как " быть", " являться", оказывают влияние на наше восприятие и приписываемое различнымявлениям содержание. Хорошо это или плохо, но язык в основе своей определяетобраз мышления, и А-Прим достаточно наглядно это демонстрирует. Он не толькослужит иллюстрацией тому, как слова приобретают смысл, но и позволяет вамменять образ мышления, пользуясь простыми языковыми приемами. В обыденной речи мы привыкли пользоваться проторенными короткимипутями. Необходимость исключить из языка неоднозначности заставляет наспо-настоящему задумываться о том, что именно мы хотим передать собеседнику впроцессе общения. Чаще всего вы сможете найти лучшую, более понятную формувыражения своих мыслей, если начнете пользоваться глаголами действия и четкоуказывать, кто эти действия выполняет. К счастью, несмотря нараспространенность глаголов " быть" и " являться", наш язык очень богатсредствами выражения.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.