Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Инвалиды с умственной отсталостью в нашей стране уже несколько лет яв­ляются объектом пристального внимания со стороны государства






Инвалиды с умственной отсталостью в нашей стране уже несколько лет яв­ляются объектом пристального внимания со стороны государства, системы образования, медицины, общественных фондов и организаций. Внимание в основном уделяется вопросам совершенствования дошкольных и школьных учреждений, призванных дать воспитание и образование таким инвалидам в рамках утвержденных программ. Даже тот объем информации об инвалидах и их проблемах, который попадает в средства массовой информации, не дает представления о людях с психическими нарушениями. Развитие тяжелой про­мышленности, атомной энергетики, наносящее вред окружающей среде, по­явление космических излучений из-за нарушения озонового слоя, употребле­ние наркотиков и алкоголя, неполноценное питание и медицинские ошибки — все это часто становится причиной умственной отсталости. Никто не застра­хован оказаться в одном доме, одной квартире, одной семье с умственно от­сталым человеком.

Для успешной интеграции в общество людей с умственной отсталостью не­обходима информированность и повышение сознательности общества в отно­шении таких людей. Необходимо знать, что они обладают правами, что у них есть определенные потребности и возможности. В настоящее время, с разви­тием гуманизации общества, проблема социальной интеграции умственно от­сталых людей стала еще более актуальной, но сама собой не может решиться. Для ее преодоления необходима помощь государства, общественных органи­заций и самого общества.

Для решения этой проблемы в мире осуществляются различные программы и создаются специальные учреждения и общественные организации. Например, в России в Санкт-Петербурге существуют такие общественные организации, как Городская ассоциация родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ), Санкт-Петер­бургская Лига жизненной помощи людям с проблемами в развитии, в Рязани — Рязанская организация помощи умственно отсталым детям, и многие другие. Деятельность этих организаций направлена не только на оказание материаль­ной помощи инвалидам, но и на поиски путей интеграции умственно отсталых людей в общество. Активность самых заинтересованных людей — родителей де­тей-инвалидов, их живое участие в поисках решения проблем интеграции соб­ственных детей дает ощутимые результаты в этой области.

Но решение проблемы людей с умственной отсталостью нужно искать не только в создании разных учреждений, занимающихся образованием людей с

нарушением интеллекта, и развитии общественных организаций, но и в созда­нии широкой сети послешкольных учреждений для молодых умственно отста­лых людей, главной задачей которых является социально-бытовая адаптация и сохранение знаний и умений, привитых детям в образовательных учрежде­ниях. Такие учреждения должны давать своим воспитанникам возможность применять полученные ими знания и умения на практике в общественно по­лезном труде, в условиях самостоятельного проживания.

Создание центров социальной реабилитации, где могут общаться, получать консультации и помощь молодые люди с умственной отсталостью и их родите­ли, необходимо для преодоления их сегрегации. Они способствуют качествен­ным изменениям в уровне самостоятельности, пространственной ориентации, социальной зрелости и межличностном общении этих людей.

Данная модель, решающая задачу социальной интеграции умственно от­сталых людей, достаточно эффективна: после пребывания в центре молодые люди могут многое делать совершенно самостоятельно либо под частичным наблюдением специалистов. Следовательно, желательно создавать подобные центры реабилитации и дома совместного проживания, где под наблюдением специалистов и частичной помощи окружающих могли бы проживать, рабо­тать, проводить досуг люди с нарушением интеллекта.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что даже при наличии оп­ределенной правовой базы проблема социальной интеграции детей, подрост­ков и молодых людей с умственной отсталостью в стране не решена. Многое зависит не только от государства и специальных служб, но и от родителей и общества в целом. Для решения необходимы различные формы работы и струк­туры (например, центры дневного пребывания, дома самостоятельного про­живания и др.). Также нужно изменять подходы к этой проблеме в уже имею­щихся учреждениях для умственно отсталых людей. Они должны там жить в соответствии с социальными правами и гарантиями, а не существовать в соци­альной зависимости от врачей, медсестер, воспитателей. Для этого нужна по­мощь от государства, в том числе и финансовая, а также поддержка самого об­щества. Необходима помощь в организации рабочих мест, расширение областей применения труда, навыков и умений умственно отсталых людей. Реализация всего этого позволит сделать серьезный шаг в направлении более полного вклю­чения умственно отсталых людей в жизнь общества и сделать их и родителей более счастливыми.

Ребенок с проблемами в развитии, «особый» ребенок, «необучаемый» ребе­нок... Рождение особого ребенка делает и семью «особой». Семья ребенка с нарушением интеллекта имеет много своих особенностей, так как ее жизнен­ная ситуация совершенно иная, она находится в совершенно ином положении в обществе и по отношению к нему, чем семья здорового ребенка. Это, в свою очередь, накладывает свой отпечаток и на типы воспитания в этой семье, и на психологические проблемы родителей.

От успешности решения возникающих проблем в семье зависит гармонич­ность взаимоотношений, а главное — наличие необходимой комфортной мик­росреды для жизни и развития ребенка. Характер взаимоотношений в семье определяет комфортность психического состояния ребенка, оказывает влия-

ние на формирование его личности, может быть причиной дезадаптации.

Общность семьи нарушается из-за того, что родители в большинстве случа­ев основное внимание и силы направляют на «особого» ребенка, общаясь с ним как с малышом, без учета его потенциальных возможностей, которые зачас­тую остаются невостребованными. Родители, часто из-за большой любви к детям, которая не подкрепляется знанием основных закономерностей их пси­хического развития, допускают грубые ошибки в воспитании, травмирующие детей, деформирующие их психику.

Родители детей с умственной отсталостью нуждаются в оказании им психо­логической и социально-педагогической помощи, дающей возможность при­обрести знания и опыт по вэспитанию и развитию ребенка, сформировать уве­ренность в дальнейшей жизни, реализовать потребности в общественном признании, общественной оценке, общественной самореализации.

Социально-педагогическая подготовленность, осознание преимуществ ак­тивной жизненной позиции помогут актуализировать потенциальные возмож­ности матери ребенка с нарушением интеллекта, стимулируя более продуктив­ное взаимодействие и активное участие в социальной жизни.

Семья обладает определяющим воздействием на интеграцию детей в соци­ум и поэтому роль ее огромна. Только решая проблемы родителей, можно обес­печить полноценную социализацию их детей. Эффективность реабилитации ребенка с нарушением интеллекта обусловлена степенью интегрированности в общество всей семьи в целом. При этом родителям необходимо поверить в себя, в свои цели, в своего ребенка, не замыкаться в своих проблемах, а решать их сообща, всем «миром».

Использованные методики

Приложение 1

1.1. Методика «Карта наблюдений»

В основе методики «Карта наблюдений» лежит принцип семантического диф­ференциала, предложенного Ч. Осгудом (1972). Эксперту предлагается поставить оценку в интервале от 0 до 10 по нижеследующим шкалам и подшкалам:

П Сенсорно-перцептивная сфера.

• Восприятие цвета.

• Восприятие формы и величины.

• Ориентация в пространстве.

□ Внимание.

□ Память.

□ Мышление. П Речь.

• Понимание обращенной речи.

• Внятность речи.

• Лексический строй речи.

□ Представление о себе. Творческие проявления. П Эмоционально-волевая сфера.

• Импульсивность — рефлексивность.

• Тревожность — спокойствие.

• Агрессивность — миролюбие.

• Положительная мотивация учебной деятельности.

• Положительная мотивация трудовой деятельности.

• Тенденция к самостоятельности.

• Тенденция к ответственности.

• Тенденция к целенаправленным действиям.

□ Психомоторное развитие.

• Мелкая моторика рук.

• Общая координация движений.

• Мимика.

П Социально-бытовая ориентация.

• Сформированность навыков самообслуживания.

• Социально-бытовое ориентирование.

□ Учебные навыки.

□ Трудовые умения и навыки. О Коммуникативность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.