Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 9. Известно, что часть инвалидов может научиться равноправным отношени­ям со здоровыми людьми, взаимодействуя на конструктивных партнерских позициях;






Известно, что часть инвалидов может научиться равноправным отношени­ям со здоровыми людьми, взаимодействуя на конструктивных партнерских позициях; адаптироваться в обществе, достичь достаточно высокого уровня жизнедеятельности. По потенциалу интеллектуального развития, возможнос­тям социализации инвалидов можно разделить на две группы.

Первая группа — это люди, имеющие ограничения здоровья, не влияющие на их умственные способности. Инвалиды этой группы обладают необходи­мым уровнем познавательных возможностей для жизни, обучения и профес­сиональной деятельности наравне со здоровыми людьми. Эта категория инва­лидов не нуждается в излишней опеке, так как она может сформировать чувство неполноценности, вызвать внутренние психологические конфликты, замед­лить адаптивные механизмы. Эта группа инвалидов нуждается в специальных условиях для обучения, воспитания и развития, которые бы компенсировали неудобства, испытываемые инвалидами с ограничением жизнедеятельности.

Вторая группа — это люди, ограничения здоровья которых влияют на раз­витие их интеллектуальной сферы, что значительно затрудняет все области их жизнедеятельности и влияет на процесс социальной адаптации, на процесс «вхождения» в мир сложных социальных отношений. Цивилизованное обще­ство должно организовать процесс обучения, воспитания и развития таких людей, создать комфортные условия их существования, развивая их восприя­тие мира, не нарушая их покоя и гармонии. Эта группа инвалидов требует по­стоянного сопровождения и поддержки, систематической работы специалис­тов по их социальной адаптации.

Эта группа инвалидов неоднородна; ограничения в жизнедеятельности про­являются в разной степени и по-разному влияют на их существование. Ребе­нок-инвалид может попасть в разные социально-средовые условия: от одних

семья сразу же отказывается, другие с младенчества воспитываются в кровной семье. Их жизненные маршруты разные, к подростковому возрасту они при­ходят с разным уровнем адаптированности, готовности к самостоятельной жизни.

Пока еще редки случаи, когда инвалида от рождения, да еще и с комплекс­ными нарушениями усыновляют или берут в приемную семью. Если это и слу­чается, то ребенок уезжает в семью зарубежных усыновителей, где получает лечение, обучение, развитие и комфортные условия реабилитации. Большин­ство детей-отказников после долгих месяцев, а иногда и года-двух помещается в дом ребенка, где до недавнего времени еще не было даже должности воспи­тателя. Чаще всего дети-домов ребенка — дети соматически ослабленные, а поэтому основное внимание уделяется их выхаживанию. Развитием ребенка, формированием у него социально значимых умений персонал практически не занимается. Хорошо, если в этом периоде ребенка научат справлять свои физиологические нужды и принимать пищу. Дальше этот ребенок попадает в дошкольный или дошкольно-школьный детский дом, где с ним начинается си­стематическая коррекционно-развиваюшая работа, привитие навыков само­обслуживания, общения в игровой среде.

Работа по формированию социально значимых и трудовых умений и зна­ний продолжается в специальной (коррекционной) школе (чаще всего VIII вида), которую посещают дети, или в специальном (коррекционном) ин­тернате. Однако, окончив школу, пройдя курс обучения в условиях интерната, большинство детей не готово к независимой жизни, к проживанию вне стен интерната (детского дома) не только в силу своего психофизического разви­тия, но и по причине отсутствия опыта воспитания и проживания в семье.

Если дети-инвалиды начинают свою жизнь в семье, то в ней возникают про­блемы по поводу ухода за ребенком, его развития и воспитания. В семьях часто назревают конфликты в связи с ухудшением финансового положения семьи, так как мать прекращает работу, чтобы заниматься уходом за ребенком и его воспитанием. Не все семьи справляются с напряженной (стрессовой) ситуа­цией в семье — часто семья распадается. Мать остается один на один с ребен­ком-инвалидом без необходимого финансового обеспечения и с тревожными вопросами «Что делать?», «Кто виноват?», в решении которых ей никто не мо­жет помочь.

Эти дети приходят к этапу «взросления» также неподготовленными к неза­висимой жизнедеятельности и в силу особенностей своего психофизического развития, и по причине серьезных затруднений социальной адаптации.

Социализация молодых лиц с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием навыков межличностного об­щения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в та­ком общении, неадекватной самооценкой, негативным восприятием других людей, склонностью к социальному иждивенчеству... В жизни эти молодые люди не имеют широких контактов со сверстниками. Если они содержатся в интернатных учреждениях, то окружены людьми со сходными социально-пси­хологическими и коммуникативными проблемами. Большинство инвалидов с умственной отсталостью и другими тяжелыми нарушениями не обучались в

школах и не получили никакого профессионального обучения. Их навыки об­щения, социальные и учебные навыки весьма ограничены. Основная часть из них живет в изоляции от общества — дома или в интернатных учреждениях. У них нет возможности для независимого проживания и работы.

Родители умственно отсталых молодых людей имеют весьма скудные зна­ния о современных методах коррекции и развития коммуникации своих детей. Большинство родителей чувствуют себя угнетенными и подавленными из-за болезни сына или дочери. Они часто думают, что проблемы их больных детей неразрешимы. Только небольшая часть родителей находит облегчение, поде­лившись с кем-нибудь своими трудностями. Многие из-за болезни своего ре­бенка являются одинокими и изолированными. Многие родители скрывают наличие болезни у своего ребенка или хотят, чтобы об этом знали лишь отдель­ные лица.

Качество своей жизни большинство родителей характеризуют как очень плохое и плохое. Большинство родителей живут в постоянном беспокойстве о судьбе их взрослых детей, особенно тогда, когда они останутся без родителей. Как подготовить ребенка, подростка, молодого человека к независимому про­живанию, кто и как сможет «поддерживать» его?

«Поддержка» в словаре Ожегова трактуется как помощь, содействие. «Про­живание» Ожегов раскрывает как: жить, проживать где-нибудь; провести не­которое время, живя каким-либо образом или где-нибудь.

Следовательно, поддерживаемое проживание — это жизнь индивида при со­действии, помощи (постоянно или некоторое время каким-либо образом или где-нибудь).

В последние годы в педагогическую литературу введено еще одно понятие сопровождение. Использование этого термина продиктовано необходимостью дополнительно подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решения. Близкими понятиями «сопровождению» являются «обеспечение», «помощь», «поддержка».

Термин «поддерживаемое проживание» может рассматриваться в несколь­ких аспектах:

□ как процесс поддержки и сопровождения инвалидов и их семей в жизни;

□ как процесс подготовки детей-инвалидов к самостоятельной жизнедея­тельности;

□ как процесс поддержки и сопровождения молодых инвалидов в период их взросления и дальнейшей самостоятельной жизни.

Каждый из этих аспектов поддерживаемого проживания имеет свои осо­бенности, но все они направлены на реализацию социальной защиты инвали­дов, улучшение качества их жизни, создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Гарантированная государством социальная защита инвалидов осуществляет­ся различными социально-реабилитационными службами, основной задачей ко­торых является поддержка инвалидов и их семей. Подготовка самого общества для обеспечения принятия ребенка с ограниченными возможностями здоровья должна включать формирование соответствующих правовых основ государства,

регламентирующих благоприятные условия для интеграции, формирование по­ложительного отношения здоровых членов общества к таким детям, приспособ­ление для них среды обитания и поддерживаемого проживания.

Одним из путей улучшения качества жизни ребенка с нарушениями разви­тия является повышение уровня его социальной адаптации: приспособленно­сти к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценнос­тей, норм и стилей поведения, принятых в обществе, что возможно при достаточном уровне знаний об этом обществе и сформированности умений до­стойного существования в нем.

«Поддерживаемое проживание» — это один из путей улучшения качества жизни молодых инвалидов, помогающий им занять достойное место в среде здоровых людей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.