Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоциональной напряженности матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью






Сложности жизненного пути родителей в связи с появлением умственно отсталого ребенка постепенно формируют у них, как показано выше, все на­растающее внутреннее эмоциональное напряжение. При этом подавляющее количество эмоций носит отрицательный характер.

При изучении этого фактора были использованы методика «Семантичес­кий дифференциал» в варианте Ч. Осгуда (Приложение 1.10) и методика «Не­законченные предложения» (Приложение 1.11).

Было обследовано 66 матерей основной и 40 матерей контрольной групп, имеющих взрослых детей от 15 до 28 лет. Среди матерей основной группы было выделено две группы (по 19 человек каждая), имеющих детей с умеренной (УУО) и тяжелой (ТУО) умственной отсталостью.

Обобщенные результаты исследований основной и контрольной групп при­ведены в табл. 24.

Результаты проведенного исследования показывают, что эмоциональные переживания, связанные с понятиями «Я сам» и «Мой сын /дочь» в основной группе имеют меньшие отличия от аналогичных показателей контрольной груп­пы по сравнению с переживаниями, связанными с понятиями «Будущее моего сына / дочери» и «Болезнь моего сына / дочери».

В табл. 25 приведены исследованные показатели поданной методике в под­группах матерей, имеющих взрослых детей с УУО и ТУО.

Таблица 24

Значения факторных оценок у матерей основной и контрольной групп по методике «Семантический дифференциал»

 

 

 

 

 

 

Понятие Я сам Мой ребенок Будущее моего ребенка Болезнь моего ребенка
  Фактор Основная группа Контроль­ная группа Основная группа Контроль­ная группа Основная группа Контроль­ная группа Основная группа Контроль­ная группа
Среднее значение оценки А 0, 68 1, 03 0, 52 0, 87 -0, 77 0, 55 -0, 15 0, 52
  0, 3 0, 28 1, 2 0, 7 -1, 12 0, 57 -1, 37 -0, 39
С 0, 78 0, 93 0, 07 0, 62 0, 12 0, 57 1, 31 -0, 02
Стандартное отклонение А 1, 78 1, 16 1, 26 1, 18 1, 5 1, 3 1, 49 0, 98
  1, 3 1, 26 1, 24 0, 76 1, 74 1, 21 1, 17 1, 0
С 0, 79 0, 98 1, 34 1, 2 0, 89 0, 82 0, 82 0, 93
Доверительный интервал А 0, 9 0, 59 0, 64 0, 6 0, 76 0, 66 0, 81 0, 51
  0, 66 0, 64 0, 63 0, 38 0, 88 0, 61 0, 63 0, 53
С 0, 4 0, 5 0, 68 0, 61 0, 45 0, 41 0, 45 0, 49

Таблица 25

Исследование показателей оценок у матерей умеренно (УУО) и тяжело (ТУО) умственно отсталых лиц по методике «Семантический дифференциал»

 

 

 

 

Понятие Пока­затель Я сама Мой сын/ дочь Болезнь моего сына/ дочери Будущее моего сына / дочери (со мной/без меня)
ЦУУО) II (ТУО) 1(УУО) II (ТУО) 1 (УУО) II (ТУО) 1 (УУО) II (ТУО)
Среднее значение оценки Актив­ность +0, 75 +0, 55 +1, 00 +0, 45 +1, 18 +0, 50 +0, 80 -1, 00 +0, 77 -1, 40
Оценка +1, 00 +0, 60 +1, 30 +1, 70 -1, 60 -1, 05 +0, 90 -1, 45 +0, 02 -1, 50
Сила +1, 09 +0, 50 +0, 60 +0, 20 +1, 82 +1, 20 +0, 40 +0, 40 +0, 70 +0, 33

Значения факторов А, О, С в основной группе понятия «Я сама» были мень­ше аналогичных значений факторов контрольной группы на 0, 35 (5, 8%), 0, 15 (2, 5%) и 0, 15 (2, 5%) единиц (рис. 40).

У матерей обеих подгрупп умственно отсталых молодых людей результаты исследования (понятие «Я сама») показывают положительные значения пара­метров активности, оценки и силы. При этом более высокие показатели обна­руживают матери УУО лиц. По сравнению с ними, у матерей лиц с ТУО пока­затель оценки собственной жизненной активности отстает на 0, 2 единицы, оценка восприятия себя также на 0, 4 единиц ниже, а оценка собственных сил на 0, 59 единиц ниже (рис. 41).

По сравнению с группой матерей УУО лиц, матери ТУО лиц демонстриру­ют более низкую самооценку по всем исследованным показателям.

Полученные данные отражают взаимосвязь степени нарушений психиче­ских функций ребенка с оценкой собственной родительской роли в его воспи­тании.

Такие отличия оценок, даваемых родителями УУО и ТУО детей основной труппы, обусловлены прежде всего меньшей значимостью собственного «Я», поскольку оно заслоняется значительно более актуальными проблемами и пе­реживаниями, связанными с воспитанием и устройством своего больного ре­бенка и отягощающимися переживанием своей вины.

Понятие «Мой сын / дочь» для основной группы родителей имеет более низкие показатели по таким факторам, как А и С, ниже на 0, 41 (6, 8%) и 0, 55 (9, 4%) единиц, соответственно, и более высокие — по фактору О (выше на 0 5' 8, 3%) (рис. 42).

Оценка матерями, имеющими детей с ТУО, понятия «Мой сын /дочь» име­ет более низкие значения, по сравнению с матерями детей с УУО, по таким показателям, как активность и сила, количественно выражающимся на 0, 45 и 0, 4 единиц ниже, и более высокие - по показателю О (выше на 0 4 единиц) (рис. 43). ' '

Активность переживаний в отношении данного понятия имеет небольшое значение, даже у матерей, имеющих детей с ТУО, так как с годами происходит его ослабление из-за множества повседневных забот и проблем, решаемых ро­дителями на протяжении многих лет. Можно думать, что с годами происходит привыкание к наличию в семье больного ребенка, и повседневные заботы сни-

жаюттяжесть переживаний, которые были более острыми в первые годы после его рождения.

Близкое к нулю значение силы эмоций, связанных с больным ребенком, мо­жет быть вызвано постоянным пребыванием ребенка с родителями. Как отме­чалось выше, в редких случаях эти дети находятся вне контроля родителей, са­мостоятельно посещая те или иные образовательные, производственные или спортивные учреждения, поэтому среднее значение силы эмоциональных пе­реживаний у матерей умственно отсталых детей низкое. Уровень оценки отно­шения к ребенку, напротив, в основной группе имеет более высокое значение, чем в контрольной группе, что можно объяснять тем, что для этих родителей их ребенок — «вечный ребенок», объект всех их помыслов и устремлений, они искренни в своей любви к нему и с годами это чувство не становится слабее. Фактически больной ребенок для родителей значит больше, чем здоровый ре­бенок для родителей контрольной группы.

Это свидетельствует о достаточно высокой привязанности матери к своему ребенку. Несмотря на серьезные отклонения в развитии, собственный сын или дочь многими матерями воспринимается весьма положительно как активный, хороший, но слабый и нуждающийся в помощи. При этом факт снижения по­казателей активности и силы собственного ребенка матерями лиц с ТУО (ниже на 0, 55 и 0, 4 единиц, соответственно, по сравнению с матерями лиц с УУО) на фоне более высокого значения оценки его личности в целом (рис. 43) может быть связан с более выраженными симбиотическими отношениями «мать — ребенок» в связи с ощущением матерью его большей беспомощности и соци­альной неприспособленности.

Семья с больным ребенком видит его будущее как источник возрастающей фрустрации и тревоги. Матери боятся, что их ребенок не сможет жить и рабо­тать независимо, будет обречен на одиночество и изоляцию. В их представле­нии будущее не несет для них ничего хорошего. В этой связи особого внима­ния заслуживают результаты оценок отношения матерей основной группы к понятию «Будущее моего сына /дочери». Отмечаются большие отличия зна­чений факторов А, О и С (в отрицательных значениях) в сопоставлении с ана­логичными показателями контрольной группы, они составляютсоответствен-

но 1, 32 (22%), 1, 69 (28, 2%) и 0, 45 (7, 5%) единиц (рис. 44). Будущее своего боль­ного ребенка видится родителям неопределенно-пассивным (абсолютное значе­ние фактора А - -0, 11), то есть не поддающимся никакому управлению с их стороны. Сложившаяся в нашей стране система социальной реабилитации инвалидов вообще и умственно отсталых в частности не позволяет родителям питать радужные надежды на «светлое будущее» своих взрослых детей. Их на­стоящее и будущее они связывают только с собой: в одних случаях это со­вместная, например, работа мамы и посещение ребенком одной школы, дет­ского сада; в других — совместное проживание и труд на приусадебном или дачном участке или надомный труд; иногда — «настоящая работа» в картонаж­ных или аналогичных цехах, но под присмотром кого-либо из членов семьи или знакомых. Естественно, что видение таких перспектив оценивается еще ниже (значение фактора О = — 1, 12).

Большинство матерей умственно отсталых детей делит категорию «будуще­го» на два понятия — будущее при жизни родителей и будущее ребенка после смерти последних. Если будущее ребенка при жизни родителей выглядит весь­ма позитивно, то будущее после их смерти представлено низкими показателя­ми фактора А (активности) и О (оценки), что говорит о том, что это понятие связано с неприятными эмоциональными переживаниями (рис. 45).

Отношение родителей основной группы к понятию «Болезнь моего сына / дочери» также имеет ярко выраженную специфику. Поскольку в семье неизле-

чимо больной ребенок является главным объектом всей жизнедеятельности родителей, то, естественно, приходится ожидать низких значений фактора оценки, что фактически имеет место (О = -1, 37) (рис. 46).

С другой стороны, сила эмоционального напряжения, связанная с данным понятием (С = 1, 31), указывает на чрезвычайную актуальность болезни ребен­ка, не кратковременной, а тяжелой болезни, длящейся всю жизнь и имеющей очень большое значение для родителей.

Таким образом, анализ результатов исследования, проведенного по методу «Семантического дифференциала», выявил отличия между оценками основ­ной и контрольной групп, касающихся всех четырех используемых для иссле­дования понятий. Анализ отличий позволяет говорить о том, что уровень са­мооценки у родителей, воспитывающих взрослого умственно отсталого ребенка, ниже, чем у родителей, имеющих здоровых детей, что может быть свя­зано с переключением большей части их устремлений на ребенка. Поэтому они достаточно высоко оценивают своего ребенка, сила же этих переживаний не­высока, так как в основном такие дети всегда рядом с родителями. Значитель­но большие отличия наблюдаются в оценках родителей основной и конт­рольной группы по отношению к понятиям, связанным с будущим и с болезнью детей. Оценки родителей основной группы имеют здесь очень низкие значе­ния по вполне объяснимым причинам — будущее безрадостно, бесперспектив­но, а болезнь — это серьезно и надолго. У них отсутствует естественный в таких случаях оптимистический прогноз, более высокая сложность и проблемность жизненного пути не позволяет им порой увидеть — хотя бы небольшое и неча­стое — положительное, что все же иногда встречается в их жизни.

Следовательно, шкалируемые понятия сопряжены в сознании матерей с сильными эмоциональными переживаниями и не могут не сказываться на от­ношении к своим детям, к себе и окружающим, что делает эти отношения в силу их эмоциональной напряженности не всегда последовательными.

Результаты изучения психологических особенностей матерей, проведенные с применением методики «Семантический дифференциал», были расширены исследованиями, полученными при использовании методики «Незаконченные предложения». Данная методика широко используется в клинической и иссле­довательской практике и позволяет выявлять степень эмоционального напря­жения родителей по отношению к различным сферам их жизнедеятельности.

В нашей работе этот подход позволил провести более тонкую дифференциа­цию выявленных отличий в оценках матерей лиц с УУО и ТУО.

Незаконченные предложения (в количестве 26) в данном варианте (Прило­жение 1.11) составлены так, чтобы в их продолжениях проецировались основ­ные аспекты внутренней картины переживаний. В работе использована клас­сификация переживаний Д. Н. Исаева (1991).

Наиболее важным в данном исследовании является качественный анализ ответов, так как они характеризуют не объективную тяжесть заболевания, а ее переживание. Другим способом обработки является количественная оценка результатов. При этом используется формализация и квалификация неопре­деленных и интуитивных утверждений, заключенных в ответах — продолже­ниях предложений и представляющих собой нечеткие множества. Принадлеж­ность высказываний к такому множеству может принимать любое значение в диапазоне от 0 до 1. В частности, если окончание предложения выражает явно положительные или отрицательные переживания, то ответ оценивается, соот­ветственно, нулевым или единичным баллом. Промежуточные значения оце­ниваются баллом, равным 0, 5. Полученные количественные данные затем ус­редняли в рамках соответствующей группы и по этому значению вычисляли коэффициент эмоционального напряжения, как отношение среднего значе­ния к максимальному:

*\ж ср/ ^тах

Таким образом, методика «Незаконченные предложения» обеспечивает возможность оценки отношения к проблеме болезни взрослого ребенка.

Анализ результатов исследования показал, что почти 60% матерей умствен­но отсталых детей имели высокий уровень эмоционального напряжения, а ос­тальные 41% — нормальный. Подобные значения представлений родителей о здоровье, болезни и будущем своего ребенка, а также выраженность их отно­шения к этим вопросам позволяют говорить о неблагополучном психоэмоци­ональном состоянии в основной группе матерей в целом. Как и ожидалось, наибольшие значения эмоционального напряжения вызывают переживания, связанные с болезнью ребенка — «Отношение к болезни» (Кэн = 0, 66) и «Пред­ставления о болезни» (Кэн = 0, 55) (табл. 26).

Табл и ца 26

Оценки эмоционального напряжения по группам переживаний матерей основной группы (О < К < 1)

Группа переживаний (поД. Н.Исаеву, 1991) Номера предложений Среднее значение Коэффициент напряжения
Представление о здоровье 1, 8, 14, 20 16, 15(15%) 0, 42
Представление о болезни 2, 15, 21, 26 21, 3(18%) 0, 55
Отношение к болезни 3, 9, 16, 22 25, 9(22%) 0, 66
Отношение к лечению 4, 10, 17, 23 16, 2(14%) 0, 41
Представления о будущем 5, 11, 24 18, 7(17%) 0, 48
Отношение семьи к болезни 6, 12, 18, 25 16, 2(14%) 0, 41

Результаты исследования показали, что, как и в целом по основной группе, наибольшие значения эмоционального напряжения у матерей с УУО и ТУО обеих групп вызывают переживания, связанные с болезнью ребенка, — «От­ношение к болезни» (Кэн = 2, 81 для УУО и 3, 04 для ТУО) и «Представления о болезни» (Кэн = 2, 12 для УУО и 2, 23 для ТУО) (табл. 27).

Отношение семьи к болезни ребенка (Кэм = 1, 50 в обеих подгруппах) также может расцениваться как достаточно сильное переживание, обусловливающее высокое эмоциональное напряжение (табл. 27).

Таблица 27






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.