Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью






Для проведения исследования были выбраны 2 группы учащихся 8-10 лете разной степенью умственной отсталости, обучающихся во вторых классах спе­циальной (коррекционной) школы-центра диагностики и интегрированного обучения № 34 Санкт-Петербурга и их семьи. Первая группа — дети с легкой степенью умственной отсталости (16 человек) и их семьи; вторая группа —дети с умеренной степенью умственной отсталости (19 человек) и их семьи.

Для составления представления о семьях детей и изучения личности уча­щихся были использованы следующие методы:

1) анализ личных дел учащихся, дневников наблюдения, таблиц эмоцио­нально-личностного развития конкретных детей, медицинских сведений, карт индивидуального развития;

2) изучение продуктов деятельности (результаты детского творчества и учеб­ной деятельности);

3) беседы с учителями и воспитателями учащихся;

4) наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей.

Предварительный сбор информации об особенностях учащихся и их семей позволил нам составить общую характеристику контингента испытуемых.

Дети первой группы в основном гиперактивные, легко возбудимые. Испы­туемые второй группы имеют проблемы в межличностном общении со сверст­никами. У некоторых учащихся отмечаются элементы агрессии, состояния аффективного возбуждения или, напротив, реакции замыкания, ухода в себя.

Семьи учащихся, участвующих в обследовании, характеризуются в основ­ном как проблемные. Около 2/3 общего числа семей материально нуждаются. Из 35 изучаемых семей: 5 — многодетные, 14— неполные (причем в одной родитель — отец), 1 — опекунская семья. Третья часть всех семей являются асо­циальными (злоупотребление алкоголем), с низким уровнем общей культуры. В основном в изучаемых семьях родители имеют среднее или среднее специ­альное образование и только 3 человека — высшее.

Особенности отношений родителей к ребенку и стиль их воспитания могут быть причиной нарушений в поведении и развитии ребенка. Изучение психо­логического климата семьи и родительских установок и позиций по отноше-ниюкдетям позволяет определить тип межличностных отношений, существу­ющий в семье между родителями и ребенком.

Для изучения типов межличностных отношений родителей к детям исполь­зовали тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО) А. Я. Варги и В. В. Столина. Текст опросника состоит из 61 утверждения. Метод тестирова­ния проведен на основе письменного самоотчета родителей в специальных бланках для регистрации ответов.

Перед заполнением теста-опросника родителям давалась подробная инст­рукция о порядке и правилах работы (Приложение 1.7).

Анализ полученных в исследовании результатов (по опроснику А. Я. Варги и В. В. Столина) позволил нам выявить типы родительского отношения к де­тям, имеющим разную степень умственной отсталости. В первой группе ис­пытуемых преобладает авторитарная гиперсоциализация детей и отношение родителей к ребенку как к «маленькому неудачнику» (табл. 22).

Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родители его либо эмоционально отвергают, либо начинают авторитарно следить за социальными достижениями ребенка и требовать от него успеха. Социально-желательное отношение родителей к своему ребенку выявлено только в одной семье.

Приведем пример авторитарно-родительского отношения к ребенку.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.