Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коллектив новаторов






 

Ранней весной 1945 года я впервые приехал рабо­тать на торфобрикетное предприятие Тоотси.

Мне было уже тридцать два года, но хорошей специальности, которой бы я отдался целиком, всей душой, у меня еще не было. Я волновался, ибо мне предстояло взяться за новое, незнакомое дело. Когда-то я немного работал землемером.

— Это хорошо, — сказали мне. — Ваши знания нам пригодятся. — Меня приняли десятником на торфяное болото.

Эстония переживала тогда трудные дни. Повсюду виднелись сле­ды недавней войны. Разрушенные фабрики и заводы, запущенное сельское хозяйство — вот что оставили после себя гитлеровские за­хватчики.

Торфяное предприятие, где мне предстояло работать, тяжело пострадало в результате вражеского нашествия. Многое фашисты раз­грабили, оставшаяся техника была приведена в полную негодность.

По существу все надо было создавать заново. Наши рабочие, мастера и инженеры взялись за восстановительные работы со всей энергией.

Правда, в первые дни после изгнания фашистских оккупантов работу пришлось начинать вручную или с помощью таких устаревших типов машин, от которых в других республиках и областях Со­ветского Союза давно уже отказались. Но важно было начать.

Уже в первом послевоенном году Эстонская ССР стала ощу­щать огромную братскую помощь народов нашей Родины, и в пер­вую очередь русского народа.

Ежедневно прибывали в Таллин, Тарту, Нарву, Пярну, на слан­цевые шахты и в другие пункты республики сотни вагонов. Непре­рывным потоком к нам поступало заводское и шахтное оборудование, тракторы, комбайны, минеральные удобрения, хлопок... На наших глазах вставали из развалин фабрики, заводы, рудники, отстраива­лись города.

Повседневную помощь и заботу большевистской партии и совет­ского правительства ощущают на себе и торфяники Эстонии. И наше торфопредприятие Тоотси получило огромное количество нового оборудования и крупные денежные средства.

Мне хочется для наглядного сравнения сказать несколько слов о том, каким было наше торфопредприятие в старое время буржуазной диктатуры.

Капиталисты построили здесь торфобрикетный завод, который при­надлежал акционерному обществу «Эсти турбатээстусед». Завод этот работал только на половину своей мощности. Разработки велись хищническим образом.

То, что были не в силах сделать капиталисты, сделали совет­ские люди. Теперь наше торфопредприятие ничуть не похоже на прежнее, на то, что было раньше.

На торфяных полях работают теперь тракторы Челябинска, Сталинграда, Харькова, Владимира. Барабаны для фрезерования торфяной залежи и современные лопастные ворошилки к нам посту­пили из Ленинграда. Уборочная машина и машина для создания крупных караванов торфа прибыли из Пензенской области. Грейдеры пришли из Липецка, бульдозеры — из города Осипенко, выпрями­тельная электроподстанция—с Урала.

Смотришь на эти прекрасные машины, и душа радуется. Наше Советское государство создает первоклассную торфяную промышлен­ность, оснащает ее передовой техникой.

10. Нас вырастил Сталин

Фрезерный торф, гидроторф, багерный способ добычи с электростилочными машинами, искусственное обезвоживание торфа, хи­мическая переработка торфа — все это, разумеется, работа советских ученых, инженеров и техников.

В настоящее время созданы машины, позволяющие полностью механизировать все стадии технологического процесса добычи фрезер­ного торфа.

Всех нас: и рабочих, и мастеров, и инженеров — окрыляла и окрыляет могучая поддержка нашей страны. Мы, еще недавно жив­шие в условиях капитализма, почувствовали радость свободного тру­да, работы на себя, на свое государство.

Весь наш коллектив живет одним стремлением — дать как мож­но больше продукции высокого качества для социалистической Ро­дины.

Конечно, успехи не пришли к нам сразу. Пришлось много пора­ботать, преодолеть немало трудностей.

Уже в первые послевоенные годы нам стало ясно, что теми спо­собами, которыми мы работали, и при том машинном парке, который мы имели, добыть нужное количество торфа нам не удастся. Поэтому мы решили приложить все усилия к тому, чтобы путем рационализа­ции, технических усовершенствований и организационной перестройки найти новые пути повышения добычи торфа.

Решено было полностью механизировать все технологические процессы добычи фрезерного торфа и всех подготовительных работ. Люди взялись за решение этой задачи со всей энергией.

У нас имелось десять устаревших уборочных машин марки «УМФ-2», оставшихся еще от довоенного времени. Машины эти с большими конструктивными недостатками.

В 1948 году мы получили более совершенную уборочную машину «УМПФ-4», создатели которой удостоены Сталинской премии. Эта машина стала собирать торф более сухим, влажность уменьшилась на пять процентов. А торфяники знают, что уменьшение влажности да­же на один процент имеет огромное значение. К тому же производи­тельность этой машины была значительно выше.

Появление новой машины заставило наших специалистов и пере­довых рабочих-новаторов серьезно задуматься. Возникла мысль: нельзя ли переделать нашу «УМФ-2» на «УМПФ-4»?

Эту мысль высказал наш новый директор, ныне лауреат Сталин­ской премии Антон Кузьмич Халуга. Уроженца индустриального Урала, офицера Советской Армии, участника Отечественной войны Антона Кузьмича наш коллектив полюбил за инициативу и хоро­шие организаторские способности.

— Как вы думаете, — спросил он у главного инженера Рихарда Яковлевича Вебера, — сможем мы у себя на месте, в нашей ремонтно-механической мастерской взяться за эту работу? Переделка будет до­вольно сложная.

Главный инженер ответил утвердительно.

— Без переделки, — сказал он, — машины «УМФ-2» нам почти бесполезны. А если мы их преобразуем, они принесут огромную пользу.

Производственно-техническое совещание поддержало предложе­ние директора. Началась горячая работа.

У нас в Тоотси есть люди с «золотыми руками». Это прежде всего наш главный механик Ян Покк, удостоенный Сталинской пре­мии. Он замечательный механик, конструктор, рационализатор, вели­колепный слесарь, токарь и сварщик. Ян Покк все умеет делать сам, в любое время может стать к станку и показать, как нужно работать.

Подстать нашему главному механику — его помощник сталинский лауреат Эрвин Рийманд. Его у нас называют старым ветераном То­отси. Он начал работать здесь со дня основания предприятия в каче­стве чернорабочего. Это было в годы буржуазного господства в Эсто­нии. Не будь Советской власти, он бы всю жизнь тянул лямку, рабо­тая на капиталистов и вечно беспокоясь о завтрашнем дне.

Наши рабочие, испытавшие ужасы капитализма, особенно силь­но ощущают великие преимущества советского социалистического строя. В советских условиях перед каждым тружеником открыты ши­рокие перспективы. Работай, твори, дерзай — и твой труд будет до­стойно оценен.

И вот наш боевой коллектив ремонтно-механической мастерской сначала переделал три машины, а сейчас заканчивается переделка остальных.

Энтузиасты-рационализаторы — наши мастера и рабочие освобо­дили предприятие от необходимости покупки новых машин и заводы торфяного машиностроения — от дополнительных заказов. В прошлом году переделанные машины убрали с полей большое количество тор­фа. Каждая из них достигла почти такой же сезонной производитель­ности, как и новые машины.

Но наши новаторы не успокоились на этом. Переделывая ста­рые машины, они увидели все их недостатки и пришли к выводу, что можно и нужно создать еще более совершенную торфоуборочную ма­шину. Правда, вскоре стало ясно, что им одним в своей мастерской с этой задачей справиться не удастся.

До Советской власти это было бы непреодолимым препятствием. А главное — в то время рабочие и не старались бы трудиться на капиталистов.

В стране социализма совсем иное дело. На помощь нашему пред­приятию в этом большом деле пришли научные работники Таллин­ского политехнического института и коллектив Таллинского машино­строительного завода Ильмарине. Началось тесное и плодотворное сотрудничество трех коллективов, решивших создать новую машину. Это было настоящее творческое содружество науки и производства.

Изготовление чертежей машины взял на себя доцент Таллинско­го политехнического института инженер Эуген Аугустович Соонвальд. Нужно сказать, что работал он с огромным увлечением. От Таллина, где он живет и работает, до Тоотси более ста километров. Несмот­ря на это, он был у нас на производстве частым гостем. Вот почему мы все были очень рады, когда вместе с нами Сталинскую премию получил и инженер Соонвальд.

Наши специалисты и стахановцы в свою очередь подсказывали ученому, в каком направлении ему нужно работать, поправляли его эскизы, помогали доводить конструкцию до совершенства. Вместе с ним они с волнением следили за ходом изготовления машины на за­воде Ильмарине. Приезжали на завод, рассказывали о конкретных условиях работы будущей машины на болоте, сравнивали отдельные детали и узлы новой машины со старыми, работающими у нас.

Такое замечательное содружество науки и практики возможно только в нашей советской, социалистической стране, где интересы всех тружеников едины и направлены на благо Родины. Коллектив­ными усилиями была создана новая высокопроизводительная убороч­ная машина «ФТК», которая отличается от всех других уборочных машин, применяющихся на торфопредприятиях нашей страны и за границей. Она работает по совершенно новому принципу и является основным агрегатом на уборке торфа. В 1949 году новая машина се­бя блестяще оправдала и позволила нам перейти полностью на ме­ханизированную добычу фрезерного торфа.

Человеческая рука теперь не прикасается к торфу на всем его пути от фрезерных полей до брикетного склада.

Производительность этой машины намного выше всех других из­вестных нам уборочных машин. Средняя сезонная производитель­ность машины «УМПФ-4» составила у нас 5 600 тонн торфа, а четы­ре новые машины собрали за один сезон 60 тысяч тонн, или в сред­нем по 15 тысяч тонн каждая. Такой рекордной выработки еще ни одна уборочная машина в торфяной промышленности не давала.

Наш коллектив справедливо считает, что достигнутая в 1949 го­ду производительность новой машины не является предельной. При благоприятных климатических условиях она может собрать до 25 ты­сяч тонн фрезерного торфа. Мы надеемся добиться такого показателя в ближайшее время.

Для нашей новой уборочной машины потребовался и новый тип трактора — сильный, с замедленным ходом, способный работать на болоте. Ни один местный машиностроительный завод такого специ­ального трактора изготовить не мог.

Нам прислали несколько новых прекрасных челябинских тракто­ров «С-80». Эти красавцы способны двигать машину «ФТК». Но они не были приспособлены для работы на болоте, имели большую скорость и большое удельное давление на почву.

Наш коллектив по предложению главного механика Покка решил переделать эти тракторы. Изменили ряд частей, поставили два боковых редуктора, сделали новые широкие деревянные гусеницы, и трак­торы прекрасно пошли по болоту, стали хорошо работать.

Весть о делах наших лучших стахановцев и новаторов облетела все предприятия. О Покке и Рийманде, о токарях и слесарях ремонт­но-механических мастерских Арнольде Поом, Рейнхольде Кийге, Александре Хеленд, Константине Мюллер, начальнике ремонтно-ме­ханического цеха Петере Кенг и других теперь знают в столице Эс­тонии Таллине, знают на торфопредприятиях всей республики.

Ян Покк работает без устали. Он непрерывно совершенствует и создает новые торфяные машины. Для корчевки пней он сконструи­ровал и изготовил прекрасный высокопроизводительный пнекорчеватель. Он же ввел механическую разделку пней. Ян Покк — беспар­тийный, но в нашей коммунистической партии он, как и все трудя­щиеся республики, видит свою родную партию, которая учит бороть­ся за светлую радостную жизнь, за коммунизм.

То же можно сказать и об инженере-ученом Эугене Соонвальде. В содружестве с нашим коллективом он сейчас успешно работает над новым, более совершенным типом валкователя, собирающим на поле сухой торф.

Нашему предприятию помогает не один только инженер Соонвальд, но и другие научные работники Таллинского политехнического института. Доцент Пауль Плакк работает над автоматическим опреде­лением влажности торфа, так называемым электровлагомером; доцент Роман Холман составил проект электрического пускового устройства брикетного пресса; кандидат технических наук Лео Тепакс консульти­рует по вопросам водоснабжения.

Именно такое содружество коллектива торфяников Тоотси, на­учных работников Таллинского политехнического института и коллек­тива завода Ильмарине позволило нам полностью механизировать наши работы по подготовке и ремонту полей, добыче и уборке фре­зерного торфа. Это была наша цель, и мы ее достигли.

У нас теперь механизирован каждый процесс. На фрезерование залежи поставлены барабаны последней конструкции — «ФД-4». Они обеспечивают нам хорошее дробление торфа в первом же процессе работы. Вместо устаревших и несовершенных ворошилок у нас рабо­тают новые ворошилки, значительно улучшающие сушку торфа. Вве­дена также операция валкования. Это дает нам возможность соб и - рать все более и более сухой торф.

Сбылась заветная мечта работников торфяной промышленности — работать на машинах, освободиться от сезонного ручного тру­да, от тяжелого женского труда—«торфушек», как когда-то с горечью называли в просторечье работниц на болоте.

Вместе с механизацией производства появились и новые кадры. На машинах, механизмах и целых агрегатах работают теперь высоко­квалифицированные рабочие, прекрасно знающие технику и техноло­гию производства. Это не временные, сезонные рабочие, как было раньше. Это постоянные, штатные работники, — стахановцы, новато­ры, по своему уровню приближающиеся к работникам инженерно- технического труда.

Новая организация производства позволила значительно увели­чить цикличность машин. Был установлен цикловой график, развер­нулась энергичная борьба за его выполнение.

В этом соревновании за лучшее выполнение графика принял уча­стие и я. К тому времени я уже хорошо познакомился с технологией производства и был выдвинут торфмейстером.

На моей обязанности лежало следить за работой всех машин и механизмов. Я старался максимально загрузить каждую машину, строго следить за правильным фрезерованием, ворошением и валкованием.

Для нас на уборке торфа дорог не только каждый день, но и каждый час хорошей, сухой погоды. Высокопроизводительно порабо­тать в солнечный день — это победа. В такие дни машины должны работать на полную мощность, организация труда должна быть четкой.

Наши передовые водители, быстро освоив новые машины, раз­вернули между собою социалистическое соревнование за высокую выработку, за достижение большего количества циклов. На доске по­казателей, в стенных газетах, в листовках-«молниях», на собраниях мы показываем победителей соревнования, их передовой опыт.

К концу года первые места заняли водители машин Юхан Трейт и Ян Кивиме. Они убрали в течение сезона по 15—17 тысяч тон

торфа, добившись небывалой в истории торфяной промышленности производительности уборочных машин.

С помощью таких передовиков производства нам удалось достичь высокой цикличности. Если старые машины делали за сезон в сред­нем по 10, 5 цикла, то новые машины дали по 23 цикла. На участке» где работали водители Кивиме и Трейт, было достигнуто даже 30 циклов.

Новинкой явилась у нас и впервые примененная на торфопредприятиях Советского Союза электрификация узкоколейного транспор­та. Долго он у нас был самым отстающим участком. Простои бри­кетного завода по вине транспорта исчислялись сотнями часов.

Для торфяных разработок требуются свои специальные электро­возы. Но их пока нигде не выпускают. Поэтому мы использовали электровозы шахтного типа, выпускаемые Харьковским заводом, при­способили их к условиям работы на болоте. Был облегчен их вес, из­менена высота мачты токоприемника, поднята кабина.

В январе 1949 года первая очередь электрифицированной линии была сдана в эксплуатацию. Она охватывала главную магистраль, со­единяющую брикетный завод с болотом, запасный склад торфа и ма­невровые пути.

На электровозы посадили энергичных и хорошо подготовленных девушек-водителей Марию Пяртель, Эндлу Вельд и других, кото­рые с большим успехом начали водить электропоезда. Электровозы работают значительно лучше и производительнее мотовозов.

Транспортный цех теперь не похож на прежний. Его выделили в самостоятельную единицу с диспетчерским аппаратом, инженерно- техническими работниками.

Когда подводили итоги работы транспортного цеха за год, то всему коллективу было приятно узнать об улучшении экономических показателей: себестоимость вывозки и погрузки торфа снизилась вдвое.

В нынешнем году у нас будет осуществляться вторая очередь электрификации. Линия пройдет до железнодорожной станции Тоот- си, затем будут электрифицированы все пути, ведущие к местам по­грузки торфа.

Электрификация узкоколейного транспорта — большой шаг впе­ред в общем комплексе технического совершенствования торфяной промышленности.

Конечным пунктом всей нашей работы является торфобрикетный завод. Это большое здание, круглые сутки наполненное тихим рит­мичным гулом работающих машин. Электровозы непрерывно подво­зят и ссыпают в бункера фрезерный торф. Пройдя сложный путь по всем этапам, торф уже в виде блестящих, словно лакированных пли­ток брикета выталкивается в другом конце здания. По трем конвейе­рам торф идет на склад. На заводе все механизировано и автомати­зировано.

Коллектив завода с большим воодушевлением соревнуется за уве­личение производства брикетов, за их лучшее качество и снижение себестоимости. Каждая из смен старается не уступить другой.

Когда идешь мимо проходной, невольно обращаешь внимание на показатели работы каждой смены за последний день, с начала меся­ца и с начала года. Ежедневно проводятся диспетчерские совещания с обсуждением итогов работы за сутки.

В прошлом году своим патриотическим трудом прославилась сме­на мастера Александра Азу. Она дала самую высокую выработку брикетов за все время существования завода. В нынешнем году сме­на мастера Халдура Окса обогнала смену Александра Азу и сейчас ставит новые рекорды в производстве торфобрикетов.

Плоды творческих усилий коллектива уже реально ощущаются. В течение одного только года производство брикетов увеличилось почти в полтора раза. Во второй половине года коллектив впервые за всю свою историю освоил и превысил проектную мощность предприятия. Себестоимость продукции по сравнению с 1946 годом снизилась на 23 процента.

В достижении всех наших производственных побед большую роль сыграла партийная организация. По инициативе коммунистов развер­тывалось социалистическое соревнование, создавались ударные брига­ды и бригады отличного качества. Наше предприятие вышло в ряды передовых и дало в 1949 году около полутора миллионов рублей

сверхплановой прибыли. А ведь надо сказать, что наше предприятие не является особым исключением в Эстонской ССР.

Я хорошо помню тяжелые времена буржуазной диктатуры в ста­рой Эстонии. Это был страшный период в жизни трудящихся. Про­мышленность республики хирела. Крупные заводы и фабрики закры­вались. Безработные толпами бродили по стране в поисках работы. Многие рабочие и специалисты нашего предприятия на своем горьком опыте познали ужасы безработицы, на которую их обрекал капита­лизм. Наш Бернхард Пярни, сын учителя и сам молодой учитель, долго искал работы, пока не стал стрелочником маленькой станции. Но и это «счастье» оказалось для него недолговременным. В конце концов он пришел в Тоотси и начал работать ремонтным рабочим. Сейчас он начальник передового цеха и заслужил высокого звания сталинского лауреата.

В годы послевоенной сталинской пятилетки промышленность Со­ветской Эстонии достигла выдающихся успехов. Наша республика выпускает сейчас продукции в два с половиной раза больше, чем до войны. Все старые предприятия восстановлены и реконструируются на базе новейшей советской техники. В строй вступили десятки новых крупных заводов, фабрик, шахт. Быстро развивается сланцевая ин­дустрия — гордость нашей республики.

Весь рабочий класс Эстонии, освобожденный от капиталистиче­ского рабства, трудится с огромным энтузиазмом. В республике де­сятки тысяч ударников и стахановцев, тысячи рационализаторов, не­утомимо двигающих вперед культуру производства.

Тоотси со всех сторон окружено крестьянскими хозяйствами. В их жизни тоже произошли коренные перемены. Почти все они всту­пили в колхозы. Трудящееся крестьянство Эстонии уверенно пошло по пути, указанному партией Ленина—Сталина, по пути кол­хозного строительства. Советская власть, новая колхозная жизнь навсегда избавили трудящихся крестьян от кулацкой кабалы, от нищеты и разорения.

На примере нашего небольшого коллектива ярко видно, насколь­ко чудесен и велик сейчас трудовой подъем в Советской Эстонии.

Мы видим, как простые рабочие растут, становятся командирами производства. Фердинанд Луме работал раньше прессовщиком, а те­перь он начальник брикетного завода. От сцепщика до начальника депо прошел путь Вольдемар Эстрам. Электрик Эрнст Троось вы­двинут начальником смены завода, прессовщик Александр Азу стал мастером смены.

На наших глазах преображается рабочий поселок Тоотси. Строятся каменные и деревянные благоустроенные дома с ваннами, центральным отоплением, горячей водой. Открыт большой красивый клуб с прекрасным зрительным залом и библиотекой. В клубе ра­ботают кружки художественной самодеятельности. Жители поселка каждую неделю имеют возможность смотреть три—четыре новых ки­нофильма. Поселок радиофицирован. Наши дети учатся в новой се­милетней школе на эстонском и русском языках.

Ежегодно наши рабочие, служащие и инженерно-технические ра­ботники получают путевки в дома отдыха и санатории. Они едут от­дыхать в предместья Ленинграда, Сочи, Пярну, совершают экскурсии по республике и в города других братских советских республик.

Тоотси из места каторжного труда в буржуазной Эстонии, где сотни людей по колено в воде добывали вручную торф, стал за годы советской власти центром высокой производственной культуры.

Отеческая забота партии, правительства и лично товарища Сталина воодушевляет нас на новые трудовые подвиги. То, чего мы достигли, за что получили Сталинскую премию, мы считаем только началом, своим первым шагом.

Мы преисполнены стремления работать еще лучше, еще произ­водительнее во имя нашей любимой Родины, во имя укрепления ее могущества и славы.

 

 

АГО АНТОНОВИЧ РИЙЗМАА

М.РОЖНЕВА,

прядильщица Купавинской тонкосуконной фабрики, лауреат Сталинской премии

Л.КОНОНЕНКО,

ткачиха Купавинской тонкосуконной фабрики, лауреат Сталинской премии

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.