Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Руководство и лидерство в группе






В любой социальной группе происходят групповые процессы лидерства и руководства, связанные с социальной властью в группе. Власть несет право и возможность распоряжаться чем или кем-либо, подчинять группу воле одного человека, она связана с авторитетом. Авторитет – это особый вид влияния на людей, который выражается в способности личности, не прибегая к принуждению, направлять поступки и мысли других людей. Феномены лидерства и руководства близки по своей психологической сущности, но руководитель чаще всего ориентирован на задачи совместной деятельности, а лидер – на групповые интересы. Лидер является представителем своей группы, руководитель представляет группу на более высоком уровне. Руководитель имеет гораздо больше санкций, чем лидер. Среди факторов, которые влияют на выдвижение руководителя в качестве лидера группы, важнейшими являются следующие:

1. создавшаяся в группе ситуация, которая требует лидера, способного управлять группой при данных условиях.

2. наличие лидера, отвечающего сложившейся ситуации.

3. готовность группы подчиняться этому лидеру.

Выделяют два вида лидеров – ситуативный и постоянный.

Ситуативный лидер ориентирован на межличностные отношения, сложившиеся в ученической группе, постоянный – на выполнение стоящих перед группой задач.

Лидер, ориентированный на межличностные отношения

Преимущества Недостатки
1. Может снизить тревожность в напряженных ситуациях. 2. Лучше работает с членами группы, неуверенными в себе. 3. Лучше действует в ситуациях, когда членам группы нужна достаточно большая свобода в принятии решений. 1. Не придает значения выполнению стоящих перед группой задач. 2. Малоэффективен в ситуациях, требующих значительного влияния лидера. 3. Может вызвать тревожность у тех членов группы, которые слабо ориентированны на стоящие перед группой задачи.

Лидер, ориентированный на стоящие пред группой задачи

Преимущества Недостатки
1. Более эффективен при выполнении стоящих перед группой задач. 2. Не теряет времени на улаживание межличностных отношений. 3. Быстро распределяет задания в ситуациях, которые требуют разрешения четко сформулированных задач. 4. Эффективен в ситуациях, когда члены группы выражают неудовлетворенность, когда требуется сильное влияние лидера. 1. Способствует повышению уровня тревожности членов группы, может пожертвовать их уверенностью и покоем. 2. Малоэффективен в стрессовых ситуациях. 3. Неудачно взаимодействует с наиболее популярными членами группы, не удовлетворяет потребности других членов группы в лидерстве.

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С ПРИМЕРАМИ РЕШЕНИЙ

1. Проведите практическое исследование: по предложенной программе проведите наблюдение за различными видами аудиторий или зрителями. Сравните поведение различных видов аудиторий. Выберите две ситуации, когда собирается аудитория с одной и той же целью (зрители на концерте, болельщики различных видов спортивных состязаний, большие аудитории студентов и т.п.), понаблюдайте и оцените поведение аудитории по нескольким общим показателям с помощью 5-балльной шкалы.

Поскольку невозможно одновременно наблюдать за каждым человеком, то вы будете наблюдать за всей аудиторией сразу и выставлять ей общую оценку. Выберите три момента в течение концерта (лекции, матча и т.п.), это должны быть одни и те же моменты, в разных аудиториях, например, в ходе концерта – конец музыкального номера, пауза между номерами и т.д. – и оцените поведение аудитории по образцу данной таблицы. Используйте оценочную шкалу: 1 – нет; 2 – мало; 3 – умеренная степень; 4 – много; 5 – очень много.

Выполнение задания: 1) наблюдение проводилось 25.10.14 – Спектакль в музыкальном театре «Жизель».

 

Поведение аудитории Момент 1 Увертюра Момент 2 Начало 2 акта Момент 3 Финал
Количество разговоров      
Количество выкриков      
Количество физических движений      
Количество физических контактов и прикосновений      
Степень активности аудитории, зрителей (например, пение, подпевание, танцы, размахивание руками в такт музыки на концерте и т. п.)      
Прочее: 1.Тихие разговоры Выкрики «Браво!»      

2) Лекция по «Социальной психологии». Поток. 21.10. 14

 

Поведение аудитории Момент 1 Начало Момент 2 Середина Момент 3 Завершение
Количество разговоров      
Количество выкриков      
Количество физических движений      
Количество физических контактов и прикосновений      
Степень активности аудитории (конспектирование, вопросы)      
Прочее: Разговоры Опоздания      

 

По результатам исследования ответьте на следующие вопросы:

- Вопрос: Какие модели поведения наиболее характерны для данных аудиторий, зрителей?

- Ответ: Для зрителей в театре было характерно хорошее настроение, высокая культура поведения, высокий самоконтроль, праздничное настроение.

Для студентов на лекции было характерно рабочее настроение, к концу лекции усталость.

- Вопрос: Каковы, по вашему мнению, причины различий в поведении аудиторий, зрителей?

- Ответ: Различия связаны, в первую очередь, с качеством зрелища и видом деятельности, традициями, эмоциональным настроем аудитории и зрителей.

- Вопрос: Как бы вы охарактеризовали настроение, психологическую атмосферу данной аудитории? Как эти настроения связаны с поведением аудитории?

- Ответ: Праздничное приподнятое настроение у зрителей и рабочее обыденное настроение аудитории студентов. Зрители ожидали высочайшего уровня зрелища и не обманулись в своих ожиданиях, были довольны и благодарны артистам за доставленное удовольствие.

Аудитория студентов занималась обычной учебной работой, которая требовала от них напряжения.

- Вопрос: Как влияет на поведение учебной аудитории поведение лектора, на поведение зрителей организация концерта, время года, время дня, интерьер помещения и т.п.?

- Ответ: Лектор активизировал внимание аудитории, выделял интонацией значимые места в тексте лекции, приводил много примеров, следил за дисциплиной в аудитории, делал замечания, задавал аудитории вопросы.

В театре дисциплинированы зрители качеством зрелища, обстановкой, традициями. И аудитория и зрители не были случайными и были подготовлены.

 

3.. Проведите исследование социально-психологического климата группы, сделайте выводы, подготовьте рекомендации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.