Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как науки






Официально началом существования социальной психологии как самостоятельной дисциплины считается 1908 г., когда появились работы англиского психолога У. Макдугалла «Введение в социальную психологию» и американского социолога Э. Росса «Социальная психология». Однако эта дата является условной, а потребность осознать влияние группы на человека и роль социальных отношений в его жизни очень стара. донаучные знания по социальной психологии насчитывают несколько тысячелетий. Социально-психологические знания передавались из поколения в поколение. Уже на заре человечества люди сталкивались с социально-психологическими явлениями и использовали их в своих целях. Так в системах древних религий использовались такие социально-психологические явления, как подверженность психологическому заражению, возникающему в ситуации воздействия толпы на отдельного человека; из поколения в поколение передавались табу – запреты, которые выступали регуляторами человеческого поведения и обществе, а секреты воздействия на группу были известны древним ораторам.

Зарождение социальной психологии как научной дисциплины первоначально происходило на базе философии. В античной (древнегреческой) философии социально-психологические идеи разрабатывались такими философами, как: Сократ, Платон, Протагор, Аристотель. В философии Нового времени: Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, Гегель и др.

В Χ ІΧ веке произошло выделение в самостоятельные области знаний социологии и психологии и складываются следующие предпосылки для выделения социальной психологии в самостоятельную научную дисциплину:

• потребности в организации и управлении группами людей;

• накопление вопросов, которые не могли быть решены в рамках других наук (психологии, социологии, криминологии, этнографии, языкознания).

К числу первых социально-психологических концепций второй половины Χ ІΧ века относятся:

• «психология народов», авторы: немецкий философ М. Лацарус (1824-1903), языковед Г. Штейнталь (1823-1893), В. Вундт (1832-1920). В России идеи психологии народов развивались лингвистом, психологом, этнографом А.А. Потебней (1835—1891);

• «психология масс», авторы: Г. Тард, итальянский юрист С. Сигеле (1868—1913), французский социолог Г. Лебон (1841— 1931);

• «теория инстинктов социального поведения », автор: английский психолог У. Макдугалл (1871— 1938).

Основная идея психологии народовсостоит в том, что психология сталкивается с явлениями, причины которых следует искать не в индивидуальном сознании, а в сознании народа. Сознание народа выражается в мифах, обычаях, религии, искусстве. В данном направлении была сформулирована очень ценная идея о том, что помимо индивидуального сознания существует еще нечто, свойственное для психологии группы.

Второе направление – психология масс– сосредоточилось на изучении больших скоплений людей – «массы», главной чертой, которой является утрата способности к наблюдению и самонаблюдению. Характерными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание, выражающееся в господстве инстинктивных реакций, преобладании чувств над интеллектом, что является причиной повышенной внушаемости, потерей личной ответственности. В данном направлении противопоставлялись массы и элита общества. По мнению Г. Лебона, масса нуждается в лидере, роль лидера в обществе призвана выполнять элита.

Основным понятием теории инстинктов социального поведениябыло понятие «инстинкт». Поведение людей, согласно мнению Макдугалла, обусловлено врожденными инстинктами. Он выделил инстинкты борьбы, бегства, воспроизведения рода, приобретения, строительства, стадный инстинкт. Инстинкты лежат в основе всей социальной жизни. Например: инстинкт борьбы, является причиной войн, а инстинкт приобретения детерминирует рыночные отношения.

Положительное значение первых концепций заключалось в том, что в них были поставлены вопросы о соотношении сознания отдельного человека и сознания группы (психология народов и психология масс), о движущих силах социального поведения (теория инстинктов социального поведения). Недостатком был описательный характер, отсутствие исследовательской практики. Вместе с тем следует отметить, что вышеперечисленные направления в настоящее время представляют не только исторический интерес. Например, В. Вундту принадлежит постановка вопроса о том, что методом исследования психологии народа должен служить анализ мифов, обычаев, языка. Эта идея получила развитие в современной этнопсихологии – разделе социальной психологии, изучающем психологические характеристики этнических групп. Справедливо и положение, сформулированное в психологии масс, о том, что личность претерпевает изменения, находясь в большой группе – массе.

Толчком для экспериментального развития социальной психологии послужила Первая мировая война. В США и странах Европы начинается разработка социально-психологических проблем, нацеленных на нужды армии, военного производства, пропаганды. Это объясняется тем, что в ходе войны остро встают вопросы предотвращения таких явлений, как страх, паника, повышения сплоченности воинских групп и т. д., которые являются социально-психологическими по своему характеру.

Начало экспериментального этапа развития социальной психологии связано с работами В. Меде (Европа), Ф. Оллпорта (США), В.М. Бехтерева (Россия). Внимание этих ученых было сосредоточено на изучении социально-психологических явлений в группах. В качестве метода использовался лабораторный эксперимент. Суть экспериментов В. Меде и Ф. Оллпорта состояла в следующем: каждый опыт начинался с одним испытуемым, а затем количество участников увеличивалось. Цель экспериментов состояла в том, чтобы выявить разницу между индивидуальным выполнением деятельности и в присутствие группы. Исследователями были выявлены особенности протекания познавательных процессов при индивидуальном выполнении и в условиях группы.

В.М. Бехтерев (1857-1927) – физиолог, психиатр и психолог (основал первую в России экспериментальную психологическую лабораторию, а затем – психоневрологический институт). Им было установлено, что группа способствует изменению отношений к проступку, позволяет выдержать личности сильные раздражители. В ходе экспериментов изучались половые, возрастные, образовательные различия в протекании психических процессов в условиях групповой деятельности.

Использование экспериментального метода в изучении групп позволило социальной психологии набрать силу как научной дисциплине. С другой стороны, чрезмерное увлечение лабораторным экспериментом привело к недооценке теоретических и мировоззренческих аспектов социальной психологии, игнорированию реальных социальных проблем. Это не означает, что теоретические исследования полностью отсутствовали, они продолжали существовать и развиваться. Можно выделить основные направления, в рамках которых велись теоретические исследования : бихевиоризм, психоанализ, когнитивные теории.

Бихевиоризм – направление в американской психологии Χ Χ века. Основоположник – Джон Уотсон (1878-1958). Предметом изучения является поведение. Бихевиоризм складывался как естественно-научное направление, основной целью которого было найти объективный подход к изучению психической жизни. Согласно бихевиоризму, такие понятия, как сознание, переживание, не могут считаться научными, так как они являются результатом самонаблюдения. Основной метод бихевиоризма – наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия среды. Поведение определялось как система реакций организма в ответ на стимулы. Стимул (S) порождает реакцию (R) Формула бихевиоризма – S – R. В бихевиоризме широко использовались эксперименты на животных, результаты которых переносились и на поведение людей. Основной задачей бихевиоризма является: достижение того, чтобы по ситуации (стимулу) предсказывать поведение (реакцию) и, наоборот, – по реакции судить о вызвавшем ее стимуле. В качестве естественнонаучной базы бихевиоризма принималась концепция условных рефлексов И.П. Павлова (1849-1936).

Первым в США принципы бихевиоризма на область социальной психологии распространил Ф. Оллпорт. Согласно мнению Оллпорта, социальными стимулами при взаимодействии людей выступают речь, жесты, мимика, действия, соматические реакции. А в качестве социальных реакций выступают подражание, симпатии, заразительность реакций в толпе, выполняемая совместно работа.

Следует отметить, что экспериментальная практика не подтвердила универсальности предлагаемой схемы (S – R). Встал вопрос о том, что имеется нечто, определяющее реакцию, кроме стимула. Вариативность реакций в ответ на один и тот же стимул явилось причиной изменений концептуального аппарата бихевиоризма, что позволило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В нем выделяются два основных направления, связанные с именами американских психологов Э. Толмена (1886-1959), К. Халла (1884-1953), с одной стороны, и именем Б. Скиннера (1904-1990) – с другой.

Эдвард Толмен ввел в классическую схему (S – R) существенную поправку, поместив среднее звено, – переменные промежуточные. Схема приобрела вид S – І – R. Под переменными промежуточными понимались внутренние процессы, детерминирующие действие стимула, т.е. влияющие на внешнее поведение. Это такие образования, как: цели, намерения, потребности, гипотезы, образы ситуаций. По сути дела, под видом этих промежуточных переменных в бихевиоризм возвращалось сознание. Хотя формально промежуточные переменные вводились как гипотетические «конструкты» и судить о них следовало исключительно по поведению.

Кларк Халл опирался, в основном, на учение И.П. Павлова об условных рефлексах. В соответствии с основными положениями концепции Хала, поведение является реакцией на различные побуждающие стимулы – драйвы. Следует отметить, что К. Халл не ставил знака равенства между понятиями «потребность» и «драйв». Драйвы – импульсы к действию. Достигая определенной силы, они активизируют поведение. Поведение вознаграждается ослаблением побуждающих стимулов. Например: голодный человек, движимый сильным драйвом голода, начинает искать место и способ, которым можно утолить голод. Если человеку это удается, поведение подкрепляется, происходит научение. В следующий раз человек будет использовать те реакции, которые в прошлом позволили удовлетворить потребность.

При повторении связки S – R возникает ассоциация реакции со стимулом, что приводит к возникновению привычки. Личность человека рассматривается Халлом как совокупность привычек, то есть связей стимулов и реакций. Человек от рождения обладает набором драйвов (жажда, голод, боль, ориентировочный рефлекс). Эти драйвы при определенной интенсивности запускают соответствующее им поведение (инструментальное). Если это поведение протекает в определенных условиях, то эти условия могут приобретать характер вторичного драйва, наличие которого становится необходимым для удовлетворения потребности. Например: если ребенку перед сном всегда поют колыбельную, то возникает вторичный драйв – слышать колыбельную. Ребенок начинает испытывать потребность в колыбельной, уже вне осознаваемой связи с потребностью во сне. Идеи Халла получили широкое распространение в поведенческой терапии. Так невротическое поведение рассматривалось Халлом либо как следствие болезненных привычек, либо как вторичные драйвы. Например, алкоголизм и наркомания – это привычки, основанные на быстром достижении ослабления драйва тревоги.

Скиннер был одним из наиболее известных психологов США и наиболее приверженным традиционным формам классического бихевиоризма. Его теория получила название «Теории оперантного обусловливания». Операнта – образец поведения. Смысл теории состоит в том, что в случае оперантного обусловливания живой организм своим поведением активно воздействует на окружающую среду, сталкиваясь с теми или иными последствиями этих воздействий. В случае формирования условного рефлекса по классической схеме И.П. Павлова, такого воздействия не наблюдается. Скиннер предположил, что поведение определяется не стимулом, предшествующим реакции, а последствиями поведения. Скиннер считал, что животное или человек будут стремиться воспроизводить свое прошлое поведение, если оно имело приятные последствия. Таким образом, следовало, что вероятные последствия поведения управляют индивидом. Следовательно, можно управлять поведением, положительно подкрепляя его определенные способы. Скиннер вывел следующую закономерность: образцы поведения, вслед за которыми следуют приятные последствия в будущем, встречаются чаще. Эта закономерность получила название закона выгоды. Очень простая формулировка закона выгоды означала следующее: если перед учителем, например, встает задача сформировать новые привычки, новые образцы поведения, то единственный способ, который дает предсказуемые и надежные результаты, состоит в том, чтобы специально создавать позитивные последствия для того поведения ученика, с которым учителю в дальнейшем хотелось бы встречаться. Подкрепляя это поведение, учитель обязательно достигнет своего: поведение будет встречаться чаще. Развивая идею Скиннера, можно предположить, что поведение, которое наказывается и ведет к неприятным для индивида последствиям, должно исчезнуть. Однако Скиннер не нашел подтверждения этому выводу. С его точки зрения, наказание – довольно спорный способ отучить от нежелательного поведения, поскольку поведение, за которым следуют неприятные последствия, никуда не исчезает, оно лишь видоизменяется самым неожиданным образом. Человек в случае штрафа вынужден искать иные формы поведения, чтобы избежать штрафа. Часто оказывается так, что эти новые формы бывают еще менее желательными, чем те, которые вызвали наказание. Большую роль в механизмах обучения новому поведению играют средства массовой информации. Механизмы копирования использу­ются в рекламных и коммерческих целях, реже в образовательных.

Американскому бихевиористу М. Селигману принадлежит создание «теории приобретенной беспомощности». Суть ее состоит в том, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт их неконтролируемости. Живое существо становится беспомощным в том случае, если оно привыкает к тому, что от его поведения ничего не зависит, когда оно не может влиять на возникновение неприятных ситуаций. Эксперименты, позволившие М. Селигману прийти к такому выводу, состояли в следующем: три группы собак, сажали в закрытые клетки. Через пол клеток пропускался электрический ток. Первая группа собак могла выключать электричество, нажимая на педаль, вторая группа собак не могла изменить ситуацию, третьей группе собак повезло больше всего – их током не били. На втором этапе эксперимента все собаки помещались в одну клетку с открытым верхом из которой могли выскочить через пол пропускалось электричество. Результаты были следующими: собаки, которые в предыдущей серии эксперимента могли выключать электричество, выпрыгивали из клетки, так же поступали собаки, которых током не били. Странно вели себя собаки второй группы (не имевшие возможности отключать электричество в первой серии эксперимента), они оставались в клетке. Данные эксперименты позволили Селигману сделать вывод: беспомощность – результат неконтролируемости.

Правомерно ли результаты, полученные на животных, переносить на человека? Проверить это попытался Дональд Хирото в 1971г. Им была разработана следующая серия экспериментов: сначала он предложил трем группам испытуемых обнаружить комбинацию кнопок, нажатие которых будет отключать громкий раздражающий звук. У одной группы эта возможность была в действительности. У второй – кнопки были отключены и набор любых комбинаций был бесполезным – звук продолжался. Третья группа в первой части эксперимента не участвовала. Во второй серии эксперимента всех испытуемых направляли в другую комнату, где стоял специально оборудованный ящик. Испытуемым надо было положить в него руку, когда рука прикасалась ко дну ящика, раздавался неприятный звук. Если испытуемые касались противоположной стенки, звук прекращался. Выяснилось, что люди, имевшие на первом этапе эксперимента возможность отключить неприятный звук, выключали его и во второй серии. Так же поступали люди из группы, не участвовавшей в эксперименте. Люди, испытавшие беспомощность в первой серии эксперимента, переносили ее в новую ситуацию и не пытались выключить звук. В этом и последующих экспериментах было установлено, что у человека существует тот же механизм формирования беспомощности, что и у животных. Было также выявлено, что беспомощности человек может научиться, если просто наблюдает за беспомощностью других.

Эксперименты, проводившиеся Эллен Лангер проводились с людьми преклонного возраста в частной лечебнице. На двух разных этажах она давала людям две почти одинаковые инструкции, различающиеся лишь мерой возможности, в которой пожилые люди могли что-либо изменить в своей жизни. Одна инструкция давала людям право выбора и звучала примерно так: «Я хочу, чтобы вы узнали обо всем, что можете делать сами здесь, в этой клинике. Вы можете выбрать на завтрак либо омлет, либо яичницу. По средам или четвергам будет кино, но записаться надо заранее. В саду можно выбрать цветы для своей комнаты, но поливать свои цветы вы должны сами». Вторая инструкция для жителей другого этажа звучала несколько иначе. «Я хочу, чтобы вы узнали о тех добрых делах, которые мы делаем для вас в нашей клинике. На завтрак бывает омлет или яичница. Омлет готовим по понедельникам, средам, пятницам, а яичницу – в остальные дни. Кино бывает в среду и четверг. В среду для тех,, кто живет в левом крыле, а в четверг – для живущих в правом. В саду растут цветы для ваших комнат. Сестра выберет каждому цветы и будет ухаживать за ними сама». Согласно этим инструкциям получалось, что обитатели одного из этажей дома престарелых могли распоряжаться своей жизнью; на другом этаже люди получали то же самое, но без возможности влиять на свой выбор. Через восемнадцать месяцев Лангер вернулась в клинику и установила, что группа с правом выбора оказалась более активной и счастливой. Было обнаружено, что в этой группе умерло меньше людей, чем в другой. Таким образом, можно предположить, что возможность выбора и контроля ситуации могут спасать жизнь, а беспомощность может убивать.

Кроме процесса научения, бихевиористы изучали и социализацию детей, приобретение ими социального опыта и норм поведения того круга, к которому они принадлежат Американский ученый Джордж Мид (1863-1931), является автором концепции, названной социальным бихевиоризмом. Он полагал, что личность ребенка формируете в процессе его взаимодействия с другими. В общении с разными людьми ребенок играет разные «роли». Личность ребенка является объединением различных ролей, которые он на себя примеряет. Большое значение как в формировании, так и в осознании этих ролей имеет игра. Именно в игре дети учатся принимать на себя различные роли и соблюдать определенные правила. Концепция Д. Мида называется еще концепцией ожидания, так как, по его мнению, дети проигрывают свои роли в зависимости от ожиданий взрослых.

В зависимости от ожидания и от прошлого опыта (наблюдений за родителями, знакомыми) дети по-разному играют одни и те же роли. Например, если родители ожидают от ребенка только положительных отметок, то он играет роль ученика иначе, чем ребенок, который ходит в школу, потому, что это надо.

Представляют интерес исследования асоциального (агрессивного) и просоциального (приемлемого обществом) поведения, предпринятые психологами данного направления. Д. Доллард разработал теорию фрустрации. Фрустрация – нарушение поведения, вызванное невозможностью справиться с трудностями. Согласно теории Долларда, сдерживание слабых проявлений агрессивности, которые являются результатом прошлых фрустраций, может привести к агрессивности в зрелом возрасте, то есть фрустрации, переживавшиеся ребенком в детстве, являются причиной агрессивности в зрелом возрасте. В настоящее время данная точка зрения является спорной. Ряд исследователей доказывают невозможность воспитания детей без каких-либо фрустрационных ситуаций. Таковыми ситуациями являются те, в которых, с одной стороны, есть потребность ребенка, а с другой – невозможность ее удовлетворения, в силу самых разных причин (например, социальные нормы). Подсчитано, что ежедневно каждый ребенок дошкольного возраста переживает около 90 фрустрационных ситуаций в семье и в детском саду, но только небольшое их число может привести к агрессивному поведению. Надо отметить, что исследования ученых этой школы нашли широкое применение в педагогической и психотерапевтической практике.

Психоанализ. Основоположником данного направления является австрийский ученый Зигмунд Фрейд(1856-1939). Ни одно из направлений психологии ни приобрело такую громкую известность, как фрейдизм. Фрейд начинал свои исследования как физиолог и невропатолог. На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой личность состоит из 3-х компонентов, уровней: «Оно» (бессознательно е); «Эго » – «Я»(контролируемое сознание) и «Супер-Эго»– «сверх-Я» – совесть. «Оно» – бессознательная часть личности – совокупность врожденных инстинктов и влечений: агрессивных и сексуальных. Важное значение в концепции 3. Фрейда занимает такое понятие как «либидо». Этим термином Фрейд называл часть «Оно», объединяющую энергию таких влечений, которые имеют дело со всем тем, что можно охватить словом «любовь»: половое влечение, себялюбие, любовь к родителям и детям дружба и всеобщее человеколюбие, а также преданность конкретным предметам и абстрактным идеалам. «Оно» подчиняется принципу удовольствия, то есть удовольствие и счастье – главные цели жизни человека. На «Я» воздействуют три силы: «Оно», «сверх-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к личности. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняясь «принципу реальности». «сверх-Я» служит носителем моральных стандартов, оно выполняет роль совести, критика, цензора. «сверх-Я» не пускает инстинкты из области бессознательного в. «Я» и энергия этих инстинктов сублимируется, т.е. трансформируется, воплощается в творчестве, деятельности, искусстве. Если энергия подсознания не находит выхода, то у личности формируются психические расстройства, неврозы, истерики и т.п. Для разрешения конфликта между «Я» и «Оно» применяются средства психологической защиты: вытеснение, подавление – непроизвольное устранение из сознания в подсознание недозволенных мыслей чувств, желаний; проекция бессознательная попытка избавиться отжелания, мысли, приписав их другим; рационализация бессознательная попытка объяснить, обосновать нежелательную мысль или поступок и др.

Фрейд также считал, что для понимания личности необходимо обращаться к особенностям такой первичной группы, как семья. В дальнейшем результаты, полученные при изучении семейных отношений, переносились для интерпретации в любой человеческой группе. В групповой психологии, согласно Фрейду, ключевой фигурой является фигура лидера. Лидер в группе символизирует фигуру отца в семье.

Согласно взглядам Фрейда такое массовидное явление, как паника, возникает в случае ослабления либидо массы. Паника возникает в случае отсутствия или потери эмоциональной привязанности, уменьшавшей для индивида размеры опасности.

Без учета влияния психоанализа невозможно понять весь облик о временной зарубежной социальной психологии 3. Фрейду принадлежит и создание психобиографического анализа личности. Позднее психобиографическое описание личности трансформировалось в отрасль знаний, получившей название психоистории.

Многие последователи Зигмунда Фрейда (неофрейдисты) среди факторов развития личности отдавали приоритет культурным и социальным детерминантам. В частности, Эрих Фромм(1900-1980) стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы формирования психики. Он утверждал, что поведение человека можно понять только в контексте влияний культуры, существующих в данный исторический момент. Изучая историю человеческих взаимоотношений в связи с развитием общества, Фромм пришел к выводу, что наилучшим образом люди себя чувствовали в стабильных обществах с закрепленными социальными ролями (сеньор – вассал) при минимуме свободы. Чем больше у человека свободы, тем сильнее желание «бегства от свободы». Фромм описывает стратегии такого бегства. Это авторитаризм, деструктивность, абсолютное подчинение традициям общества.

Важность культурных и социальных влияний на личность подчеркивала Карен Хорни(1885-1952). Ей принадлежит создание социокультурной теории личности.

Когнитивные теории (когнитивизм ). Все когнитивные теории едут свое начало от гештальтпсихологиии теории поля Курта Левина(1890-1947). Гештальтпсихология (от немецкого «образ, форма») возникла в Германии в первой трети Χ Χ века. Основоположники: Макс Вертгеймер(1880-1934), Вольфганг Келер(1887-1967), Курт Коффка(1886-1941). Согласно гештальтпсихологии, основу психического явления составляет его целостность.

Курт Левин занимался исследованиями личности и группы. Согласно представлениям Левина, личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов. Каждый из предметов обладает определенным зарядом (валентностью). Валентность можно определить, как свойство предмета притягивать или отталкивать. Другими словами, валентность это то, насколько данный предмет является ценным для человека. Воздействуя на человека, предметы вызывают у него потребности. Потребности – это своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В состоянии напряжения человек стремится разрядке, то есть к удовлетворению потребности. К. Левин различал два вида потребностей – биологические и социальные. Исследования Левина показали, что поведение человека может направляться не только сиюминутными потребностями, но и мотивами поведения, представленными только в сознании человека. Наличие социальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние окружающих предметов (влияние поля).Таким образом, поведение человека может быть либо полевым, в этом случае оно детерминировано существующей в данный момент времени ситуацией, либо волевым – поведение, выходящее за рамки существуй щей ситуации и обусловленного социальными мотивами.

От анализа мотивации поведения отдельного индивида К. Левин переходит к исследованию группы. Он становится инициаторе направления, названного «групповой динамикой». Группа трактуется как динамическое целое, как особая система, индивиды которой сплачиваются под воздействием различных сил. Сущность группы – не сходство или различие ее членов, а их взаимозависимость. Степень взаимозависимости членов группы варьирует от несвязанной массы к компактному единству.

К. Левин занимался также и проблемами групповой дифференциации и

типологией стилей общения. Ему принадлежит описание стилей общения и управления: демократический, авторитарный, попустительский. Именно

школе групповой динамики возникли так называемые «Т-группы» – тренинговые группы. Т-группы создаются для воздействия на ее членов с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и группового взаимодействия.

Вышеназванные подходы послужили основой создания когнитивной (от латинского знание, познание) психологии. Когнитивная психология возникла в середине XX в. Основополагающей идеей данного направления является рассмотрение социального поведения личности с точки зрения познавательных (когнитивных) процессов человека. Ее основу составляют теории когнитивного соответствия, разработанные в западной социальной психологии с целью объяснения соотношения логичного и алогичного в поведении человека. Фундаментальная идея всех теорий когнитивного соответствия состоит в том, что когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной. Если же это возникает (например, в результате противоречивой информации об одном и том же объекте), то немедленно возникает тенденция изменить это состояние и вновь восстановить внутреннее соответствие когнитивной системы. Эти идеи развивались такими учеными, как: Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Ч. Осгуд, П. Танненбаум. Л. Фестингер.

Теория структурного баланса Ф. Хайдера основывается на каузальной атрибуции и теории структурного баланса. Каузальная атрибуция (от лат. «атрибут» – признак; «кауза» – причина) – понимание причин и мотивов поведения людей.

В теории структурного баланса рассматривается состояние сбалансированности когнитивной структуры человека в ситуации восприятия им другого человека и построения двух рядов отношений: к этому человеку и к объекту, общему для двух партнеров по общению.

В теории коммуникативных актов Т. Ньюкома основной является идея о том, что средством преодоления дискомфорта, вызванного несоответствием между отношением человека к другому человеку и его отношением к общему для них объекту, является развитие коммуникации. Коммуникация (от лат. делаю общим, связываю, общаюсь) – смысловой аспект социального взаимодействия. Одна из основных функций коммуникации состоит в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого из партне­ров. По ходу коммуникации возможно изменение отношений к другому человеку или к объекту. Тем самым восстанавливается соответствие.

Ч. Осгуд и П. Таненбаум – авторы теории конгруэнтности (соответствия), считают, что для достижения соответствия в когнитивной структуре человека, субъект должен одновременно изменить свое отношение как к другому человеку, так и к тому объекту, который они оба оценивают. Например, если человек позитивно относится к другому человеку, но негативно к оцениваемому ими объекту, то в случае позитивного отношения второго человека к объекту, первый, уменьшая негативность своего отношения к этому объекту, уменьшает вместе с тем и позитивность своего отношения ко второму субъекту.

Л. Фестингерупринадлежит создание теории когнитивного диссонанса. Диссонанс есть отрицательное состояние, возникающее в ситуации, когда человек имеет разные, противоречащие друг другу сведения, мнения или знания об одном и том же объекте. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от которого человек стремится избавиться, для чего есть два выхода: изменить свое мнение относительно объекта либо воспользоваться новой информацией, которая устранила бы противоречие и согласовывалась с прежними представлениями.

Интеракционизм (от англ. «взаимодействие») – направление социальной психологии, которое базируется на концепциях американского социолога Дж. Г. Мида(1863—1931). Является единственной теорией социологического происхождения. Ключевое понятие интеракционизма – социальное взаимодействие, под которым понимается непосредственная межличностная коммуникация. С точки зрения интеракционизма развитие личности происходит в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе, то есть личность социальна по определению и вне общества существовать не может. Личность имеет структурное строение и состоит из трех основных компонентов. В определенной мере трехкомпонентная структура личности интеракционистов перекликается с моделью структуры личности, разработанной 3. Фрейдом.

I – Я, является импульсивным, активным, творческим началом личности. Ме – меня, то, каким меня должны видеть другие, это нормативное я, внутренний социальный контроль, основанный на учете ожиданий и требований, значимых других людей. Нормативное Я как бы направляет импульсивное Я в соответствии с усвоенными нормами поведения в целях успешного, с точки зрение индивида, осуществления социального взаимодействия.

Третий компонент – SEІF – «самость» человека, представляет собой совокупность импульсивного нормативного Я, их активное взаимодействие. Благодаря ему личность – активное, творческое существо, способная оценивать и направлять собственные действия.

Основным недостатком интеракционизма является то, что за основу развития общества берется творческое начало самой личности. Наличие в структуре личности импульсивного Я, является предпосылкой для появления различных вариаций в шаблонах ролевого поведения и отклонений от этих шаблонов. Эти вариации приводят к смене одних шаблонов на другие. В результате чего происходит смена социальной нормы. Таким образом, интеракционисты полностью исключают из анализа развития общества исторический и социально-экономический контекст. Изменения в обществе носят случайный характер и зависят от личности.

данное направление изучает также механизмы формирования социальных норм, процессы социализации, ролевое поведение, функции референтной группы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.