Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление и развитие отечественной медицины советского периода. Развитие теоретических и клинических дисциплин.






 

11 июля 1918 года был образован Народный Комиссариат здравоохранения РСФСР, первым Наркомом которого стал Н.А.Семашко, его заместителем - З.П.Соловьев. Были определены принципы советского здравоохране­ния: -государственный характер, единство и плановость здравоохранения;

-профилактическое направление медицины, основным методом которого является диспансеризация;

-бесплатность и общедоступность всех видов медицинской помощи;

-единство медицинской науки и практики;

-участие в деле строительства и развития здравоохранения всех слоев тру­дящихся и общественных организаций.

Первые декреты советского правительства были направлены на ре­шение основных проблем здравоохранения: ликвидацию эпидемий, борьбу с наибо­лее распространенными заболеваниями, подготовку медицинских кадров и поднятие санитарной культуры широких народных масс. Профилактическое направление стало главным в советской медицине, что потребовало коренных изменений в подготовке будущих врачей. Были внесены значительные изменения в учебные планы высших медицинских учебных заведений. Профилактическое направление потребовало строго научного материалистического обоснования причин возникновения болезней, во всей сложности взаимодействия его с конкретными условиями внешнего воздействия, труда и быта.

17 июля 1918 года Коллегия НКЗ РСФСР приняла «Положение о зубо­врачебной подсекции НКЗ РСФСР и Ученой одонтологической комиссии при ней».1 Во главе этой комиссии был П.Г.Дауге.

Задачи, стоящие перед здравоохранением в области зубоврачевания, были огромны, и поэтому зубоврачебная подсекция взяла на себя обязан­ность по разработке и проведению в жизнь мероприятий по реформе зубовра­чебного дела в Республике на социалистических основах.

26 декабря 1918 года вышло постановление «О государственной орга­низации зубоврачебной помощи в Республике», направленное на организа­цию системы государственных специализированных учреждений, распре­деление сети существующих и вновь организующихся зубоврачебных уч­реждений по стране. Основой государственной зубоврачебной помощи про­возглашалась профилактика. К работе в государственных зубоврачебных учреждениях привлекались зубные техники, ранее не относившиеся к зубо­врачебному персоналу.

 

Для решения научно-методических вопросов организации зубовра­чебной помощи П.Г.Дауге привлек врачей и зубных врачей, ученых и об­щественных деятелей, способных оказать действенную помощь в организа­ционных и научных вопросах: среди них были А.И.Евдокимов, Е.М.Гофунг, И.Г.Лукомский, А.А.Лимберг, И.М. Коварский, Н.И.Агапов, Н.А.Астахов и др. В январе 1928 года П.Г.Дауге сделал доклад на Коллегии НКЗ РСФСР о положении зубоврачебной помощи в РСФСР и ближайших ее задачах, а 6 июля этого же года он выступил на III Всесоюзном одонтологическом съезде с докладом «Уроки 10-летнего государственного зубоврачебного строи­тельства». П.Г.Дауге показал, что за 10 лет были достигнуты значительные успехи в деле организации стоматологической помощи, сеть специализиро­ванных зубоврачебных учреждений неуклонно развивалась и укреплялась.

Для развития науки в России большое значение имели решения пра­вительства о создании Государственного института народного здравоохра­нения (ГИНЗ) - 1920 год, Всесоюзного института экспериментальной меди­цины (ВИЭМ) - 1932 год (на базе ИЭМ), Академии медицинских наук СССР - 1944 год (на базе ВИЭМ). На этой основе создавались специальные научно-исследовательские институты и лаборатории.

Основываясь на положениях материалистической философии и естествознания о диалектическом единстве и взаимодействии организма и внешней среды, физического и психического, о целостности организма и на других общих принципах, успешно развивается физиологическое направле­ние. Важную роль в дальнейшем развитии этого направления сыграли тру­ды И.П.Павлова и его школы. Подлинной вершиной его научного подвига, наиболее крупным вкладом в сокровищницу мировой науки в области физиологии явилось материалистическое учение о высшей нервной деятель­ности, которое впервые в истории дало возможность представить организм как единое целое и установить механизм соотношения его с внешней средой.

«Да, я рад, - писал И.П.Павлов, - что вместе с Иваном Михайловичем (Сеченовым) и полком моих дорогих сотрудников мы приобрели для могу­чей власти физиологического исследования вместо половинчатого весь нераздельно животный организм. И это - целиком наша русская неоспори­мая в мировой науке заслуга, в общей человеческой мысли». 2

В учении о высшей нервной деятельности И.П.Павлова получила свое разрешение основная проблема биологии - единство организма и среды. С помощью метода условных рефлексов он установил закономерности деятельности больших полушарий головного мозга, складывающиеся из взаимодействия основных процессов воз­буждения и торможения. Для медицины учение И.П.Павлова открыло пути профилактической деятельности, вооружив ее знанием физиологических закономерностей. «Познав все причины болезней, настоящая медицина превращается в медицину будущего, т.е. в гигиену в широком смысле сло­ва», - провозгласил И.П.Павлов в своей известной речи на заседании Об­щества русских врачей в память С.П.Боткина в 1899 году.

Прогрессивные воззрения эволюционной биологии и физиологии составили основу для успешного решения общих проблем микробиологии и эпидемиологии: изменчивость микроорганизмов, иммунитет, теории эпи­демиологического процесса. Отечественные ученые внесли большой вклад в дело борьбы с инфекционными и паразитарными заболеваниями. Из­вестны работы Л.А.Тарасевича, Н.Ф.Гамалеи, Д.К.Заболотного, Е.Н.Пав­ловского, К.И.Скрябина и многих других.

Профилактическое направление отечественной системы здравоохра­нения сказывалось на развитии морфологии. Это обусловило развитие функциональной морфологии (В.Н.Тонков, В.П.Воробьев, Б.И.Лаврен­тьев).На физиологической основе разрабатывалась экспериментальная фармакология (Н.П.Кравков) и функциональная биохимия (А.И.Опарин). Профилактическое и физиологическое направления, как главные в развитии отечественной медицины, определили и основные черты клинической медицины в России. Учение И.П.Павлова позволило проникнуть в сущность механизма ряда заболеваний и вместе с тем явилось отправным пунктом для многих исследований советских патологов и терапевтов (М.П.Кончаловский, Г.Ф.Ланг, Н.Д.Стражеско, А.Д.Адо, Н.Н.Аничков, Д.Д.Плетнев, А.Л.Мясников и др.). Коренным образом изменились условия для развития акушерства и гинекологии (А.П.Губарев, B.C.Груздев), педиатрии (А.А.Кисель, Г.Н.Сперанский), хирургии (Н.Н.Бурденко, С.И.Спасокукоцкий, А.В.Виш­невский, А.Н.Бакулев, П.А.Куприянов, С.С.Юдин, и др.).

В СССР была создана система службы крови (В.Н.Шамов, Н.Н.Еланский, А.А.Богдасаров), сыгравшая большую роль при оказании помощи больным и раненым в мирное время и в годы Великой Отечествен­ной войны 1941-1945 гг. Разработанные советскими учеными теоретиче­ские и организационные принципы военной медицины позволили добиться определенных успехов в различных областях медицины.

Послевоенный период ставил новые задачи. Основная задача- это борьба за снижение общей и детской смертности. Главными причинами детской смертности являются инфекционные, опухолевые, сердечно-сосудистые заболевания, травмы и др. Вторая задача – содействовать всеми средствами научной и практической медицины максимальному приросту, а также продолжительности жизни населения. Для этого необходимо создать в кратчайшее время систему социальной доступности достижений здравоохранения для граждан России.

Необходимо обеспечить, с одной стороны – всеобщность, доступность и адресность медицинской помощи для населения, с другой – высочайшие технологии, интеллектуальных врачей и эффективных управленцев и в итоге клиническую и экономическую эффективность и результативность системы здравоохранения.

Обеспечение социальной доступности в здравоохранении предполагает достижение наивысшего уровня здоровья населения, что является основным приоритетом развития государства.

Основной целью развития России должно стать улучшение здоровья и благосостояния своих граждан.

 

1 ЦГАОР СССР, ф. 482, оп. I, д. 12, л. 17.

2 И.П. Павлов. Полн. собр. соч.- М.- 1932.- т. 5.-С.- 371.

 

Литература к занятию:

1. Сорокина Т.С. Учебник «История медицины».-М.: Академия -2004.

2. Пашков К.А. «Учебно -методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины» для студентов лечебного факультета.- М.-2004.

 

Темы для докладов:

 

Тема № 1: " Профилактическое направление - основная черта отечественного здравоохранения и медицины."

 

План доклада:

1. Идеи профилактики в трудах выдающихся отечественных ученых.

2. Социально-экономическая и естественнонаучная обусловленность профилактического направления в России.

3. Комплексное решение проблем охраны здоровья населения и охраны окружающей среды.

4. Единство лечебной и профилактической работы. Диспансерный метод - практическое выражение профилактической деятельности врача. Проведе­ние первой массовой диспансеризации в Москве.

5. Изменение организационных форм и содержание профилактики на различных этапах развития страны.

Профилактическое направление - главное направление развития ме­дицинской науки и практики в России. Профилактика представляет совокупность предупредительно-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физического развития трудящихся страны, на предупреждение возникновения и распространения заболеваний, на обеспе­чение возможно более длительного и лучшего сохранения трудоспособ­ности людей.

Это направление является важнейшим отправным моментом для раз­вития в нашей стране всех отраслей медицинской науки и практики. Им охватываются все стороны жизни, труда и быта. Оно является не только функцией органов здравоохранения и медицинской науки, но является со­ставной и неотъемлемой частью всех учреждений и представителей власти, общественных организаций, научных учреждений.

Работами таких выдающихся исследователей, как И.П.Павлов, И.М.Сеченов, С.П.Боткин и их последователями доказана прямая зависимость психического и физического развития человека от социально-экономических и природных условий окружающей среды.

 

Литература:

1. Кречмер М.И. В.А.Обух - руководитель первой в мире массовой диспан­серизации трудящихся. - В кн.: Очерки развития науки во II МОЛГМИ им. Н.И.Пирогова (Научные школы). Серия «История медицины». - М.- 1973. -вып.4.-С.- 107-112.

2. Кречмер М.И. Первая в СССР массовая диспансеризация в Москве (1923-1929). Сборник статей ВНИИСГ и организации здравоохранения им. Н.А.Семашко.- М.- 1982.- С.- 106-107.

3. Очерки истории профилактического направления советской медицины.-под ред. Б.Д.Петрова. - М.- 1958.

4. Семашко Н.А. Избранные произведения. - М.- 1954.

5. Соловьев З.П Вопросы социальной гигиены и здравоохранения. - М.- 1970.

6. Философские и социально-гигиенические аспекты охраны окружающей среды.-под ред. Г.И.Царегородцева. - М.- 1976.

 

Тема № 2: " И.П.Павлов - великий русский ученый-физиолог."

 

План доклада:

1. Краткие биографические данные.

2. Вклад И.П.Павлова в физиологию кровообращения.

3. Разработка ученым физиологии пищеварения.

4. Создание И.П.Павловым физиологии высшей нервной деятельности и ее значение для медицины.

5. Общественная деятельность И.П.Павлова.

 

ИВАН ПЕТРОВИЧ ПАВЛОВ (1849-1936) - окончил в 1864 году Рязан­ское духовное училище и поступил в Рязанскую духовную семинарию. В 1870 году он поступил на юридический факультет Петербургского университета, но вскоре перешел на естественное отделение физико-математического факультета, по окончании которого в 1875 году поступил на 3 курс медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия). В 1883 году И.П.Павлов защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца». В 1890 году он был избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии медико-хирургической академии, а в 1896 году - заведующим кафедрой физио­логии, которой руководил до 1924 года

С 1925 года и до конца жизни И.П.Павлов руководил Институтом фи­зиологии АН СССР. В 1904 году ученый был удостоен Нобелевской премии за многолетние исследования механизмов пищеварения. И.П.Павлов разрабо­тал новые принципы физиологического исследования, обеспечивающие познание деятельности организма как единого целого, находящегося в единстве и постоянном взаимодействии с окружающей средой.

Изучая высшее проявление жизни - высшую нервную деятельность животных и человека, И.П.Павлов заложил основы материалистической психологии. Труды И.П.Павлова получили признание ученых всего мира. При жизни ему были присвоены почетные звания многочисленных отечественных и иностранных научных учреждений, академий, университетов и различных обществ. В 1935 году на XV Международном конгрессе физиоло­гов он был увенчан почетным званием «Старейшины физиологов мира».

Сочинения:

1. Полное собрание сочинений. - М. - Л.- 1951- 1952.- т. 1-6.

2. Центробежные нервы сердца.- т. 1.- С.- 261-305.

3. Условные рефлексы.- т. 3.- кн. 2.- С.-320-343.

4. 20-летний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности жи­вотных (Сб. статей, докладов, речей).- изд. 7-е. - М.: Медгиз.- 1951. -С.-. 3-48, 124-196.

5. Избранные произведения. – М.: АН СССР.- 1949.

6. Речь при открытии XV Международного конгресса физиологов. С.- 14-16.

7. Письмо к молодежи. -С.- 19-23.

Литература:

1. Асратян Э.А. Павлов, жизнь и научное творчество. - М.- Л.- 1949.

2. Бабский Е.Б. И.П.Павлов, жизнь и деятельность. - М.- 1956.

3. Бирюков Д.А. И.П.Павлов. - М. -1967.

4. Быков К.М. Жизнь и деятельность И.П.Павлова. - М.-Л.- 1959.

5. Гурева Н.М., Чебышев Н.М. Летопись жизни и деятельности И.П.Павлова. - М.- 1969.

6. Квасов Д.Г, Федорова-Грот А.К. Физиологическая школа И.П.Павлова. - Л.: Наука.- 1967.

7. Коштоянц К.С. Очерки по истории физиологии в России. - М.: АМН СССР.- 1946.-С.- 152-165, 229-246, 351-376, 402-422.

 

 

Тема № 3: " Н.А.Семашко – выдающийся организатор советского здравоохранения"

 

План доклада:

1. Краткие биографические данные.

2. Вклад Н.А.Семашко в развитие теории отечественного здравоохранения.

3. Н.А.Семашко, как педагог.

4. Общественная деятельность.

 

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕМАШКО (1874-1949) - академик АМН СССР, действительный член АМН СССР, Заслуженный деятель науки, РСФСР является одним из основоположников отечественного здравоохранения. 11 июля 1918 года Н.А.Семашко был назначен Народным Комиссаром здравоохранения РСФСР. Согласно «Положению о Народном Комиссариа­те здравоохранения РСФСР», Наркомздрав является Центральным меди­цинским органом, в задачу которого входило руководство всем медико-санитарным делом в РСФСР.

С самого начала своей деятельности, Нар­комздрав РСФСР, решая сложные задачи организации медицинской и сани­тарной службы, большое внимание уделял развитию специализированной медицинской помощи, в том числе одонтологической. Первый Нарком здравоохранения Н.А.Семашко стоял у истоков высшего одонтологического образования. Именно ему и руководителю зубоврачебной подсекции П.Г.Дауге мы обязаны тем, что в Республике были созданы государствен­ные институты зубоврачевания и одонтологические факультеты в медицинских институтах и университетах.

Это был институт общественного зубоврачевания (Петроград, 1919), Государственный одонтологический институт (Киев, 1919), Дом советского зубоврачевания (Москва, 1919), Государствен­ный институт зубоврачевания (Москва, 1920), одонтологический факультет в медицинском институте (Харьков, 1921), кафедра хирургии челюстей и полости рта с одонтологической клиникой в МГУ (Москва, 1919). Наркомздравом РСФСР под председательством Н.А.Семашко Дому советского зубоврачевания в 1920 году были приданы функции научно-практического учреждения, что послужило основой для создания в Москве Государственного института зубоврачевания (ГИЗ), ставшего колыбелью отечественной стоматологии.

Оценивая деятельность института, в 1927 году Н.А.Семашко пи­ал: «В стенах ГИЗа воспиталось немало научных работников, которые дви­гают дело научного и практического зубоврачевания; в стенах ГИЗа могли на курсах усовершенствования пополнить и развить свои знания многие и многие сотни зубных врачей за эти 5 лет». Успехи ГИЗа в разработке науч­но-практических проблем стоматологии были настолько очевидны, что в 1927 году он был переименован в Государственный институт стоматологии и одонтологии (ГИСО).

Отмечая эти заслуги, Н.А.Семашко писал: «Институт является теперь штабом многочисленной армии работников в области зубоврачевания, и если сейчас одонтологическое образование заняло свое место в рядах высшего медицинского образования, если созданы основы для дальнейшего развития зубоврачебного дела в Советском Союзе, если подготовлены командиры - организаторы государственного зубоврачевания, если зубоврачебная наука так двинулась вперед в нашей стране, то этим мы обязаны, прежде всего, Государственному институту стоматологии и одон­тологии»

Первый Нарком здравоохранения Н.А.Семашко придавал первостепенное значение профилактическому направлению в медицине. В 1925 году он писал: «профилактика - это путь, которым мы идем, диспансеризация - метод осуществления профилактических задач». Это положение особенно актуально сегодня, когда профилактика стоматологических заболеваний является одной из основных задач отечественной медицины.

В знак признания заслуг и вклада Н.А.Семашко в создание системы здравоохранения, в развитие высшего медицинского и стоматологи­ческого образования, в 1974 году Московскому Ордена Трудового Красного Знамени медицинскому стоматологическому институту было присвоено имя Н.А.Семашко.

Сочинения:

1. Избранные произведения. - М.- 1954.-1955.

2. Очерки по теории организации здравоохранения. - М.- 1947.

3. Студентам и преподавателям медицинских институтов.-под ред. А.Ф.Серенко, И.Г.Лавровой, В.Н.Канта. – Кишинев.- 1970.

Литература:

1. БМЭ.- Н.А.Семашко

2. Петров Б.Д. От Гиппократа до Семашко.-М.-«Медицина».-1990.-163с.

 

Тема № 4: " М.П.Кончаловский - выдающийся отечественный клиницист"

 

План доклада:

1. Краткие биографические данные.

2. Вклад ученого в терапию.

3. Значение трудов М.П.Кончаловского для развития профилактики и терапии внутренних болезней.

 

МАКСИМ ПЕТРОВИЧ КОНЧАЛОВСКИЙ (1875-1942) - в 1899 году окончил медицинский факультет Московского университета. В 1912 году за­щитил докторскую диссертацию и получил звание приват-доцента. В 1918 году был избран профессором госпитальной терапевтической клиники, кото­рой руководил до конца жизни. Продолжая лучшие традиции Московской терапевтической школы, М.П.Кончаловский вошел в историю медицины, как один из создателей передовой отечественной терапевтической школы. Естественнонаучные взгляды ученого сложились под влиянием материалистических взглядов корифеев отечественной медицины, таких как М.Я.Мудров, С.П.Боткин, Г.А.Захарьин и др.

В формировании его творческих взглядов наибольшую роль сыграли С.П.Боткин и И.П.Павлов. В основе взглядов М.П.Кончаловского было понимание организма, как единого целого, объединенного нервной систе­мой. Проблемы этиологии и патогенеза болезней решались им материалистически. Особое место в лечении больных он уделял естественным целебным силам природы.

 

Сочинения:

1. Клинические лекции. - М.-Л.- 1935-1937.- вып. 1-4.

2. К вопросу о предупредительном лечении болезней (предболезненное со­стояние).-С.- 29-34.

3. О клинических синдромах и научно-исследовательской работе в клиниках и больницах. -С.- 52-62.

4. О начальных признаках хронического ревматизма.-С.- 212-215.

Литература:

1. БМЭ.- 2-е изд.- т. 13-С.- 973.

2. Гукасян А.Г.. Кончаловский и его клинико-теоретические взгляды. - М.- 1956.

3. Лушников А.Г.. Клиницисты советской эпохи. М.П.Кончаловский. - Фельдшер и акушерка.- 1958.-С.- 40-44.

4. Мясников А.Л. Русские терапевтические школы. - Изд-во АМН СССР.

5. Российский Д.М. Заслуженный деятель науки М.П.Кончаловский. - Фельдшер и акушерка.- 1951.- №12.-С.- 25-27.

 

Тема № 5: " А.Л.Мясников – выдающийся советский терапевт"

 

План доклада:

1. Краткие биографические данные.

2. Вклад ученого в развитие внутренней терапии.

3. Учение А.Л.Мясникова об атеросклерозе и гипертонической болезни.

4. Награждение советского ученого «Золотым стетоскопом».

 

АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ МЯСНИКОВ (1899-1965) - академик АМН СССР. В 1922 году окончил I МГУ, работал в Ленинграде под руководством Г.Ф.Ланга. В 1932 году ученый был избран заведующим кафедрой терапии Новосибирско­го института усовершенствования врачей и одновременно с 1934 года - заве­дующим кафедрой факультетской терапии Новосибирского медицинского института.

С 1938 по 1940 гг. А.Л.Мясников заведует кафедрой Ленинградского медицинского института, а с 1940 по 1948 гг. - кафедрой Военно-медицинской академии. С 1942 года - главный терапевт ВМФ. С 1948 года он - директор института терапии АМН СССР (с 1967 - институт кардиологии АМН СССР им. А.Л.Мясникова).

Ученый опубликовал более 200 научных работ, в том числе 9 монографий и 4 учебника по проблемам внутренних болезней. Его капитальные исследо­вания посвящены разработке клиники и лечения болезней печени, описа­нию пораженного органа при малярии и бруцеллезе, исследованиям артери­альной гипертонии, атеросклероза, ишемической болезни сердца, ее хрони­ческим и острым формам. А.Л.Мясников был академиком-секретарем отделения кли­нической медицины АМН СССР, членом Президиума Международного терапевтического общества. Ученый был Лауреатом международной премии «Золотой стетоскоп» (1964).

Сочинения:

1. Болезни печени и желчных путей. - М. - Л.- 1934.

2. Висцеральная малярия. - Л.- 1936.

3. Клиника бруцеллеза. - Л.- 1944.

4. Пропедевтика внутренних болезней. 1-е изд. - М.- 1944; 4-е изд.- 1957.

5. Клиника алиментарной дистрофии. - Л.- 1945.

6. Атеросклероз. - М.- 1960.

 

Литература:

1. Александр Леонидович Мясников. (к 60-летию со дня рождения). Кли­ническая медицина.- 1950.- т. 37- №10.-С.- 11.

2. Бородулин В.И., Шхвацабая И.К. А.Л.Мясников. - М.- 1967.

3. Мухарлямов Н.М., Бородулин В.И. А.Л.Мясников и его школа. - Терапевтический архив.- 1973.- т. 45.- №12.-С.- 21.

4. Чазов Е.И. Памяти А.Л.Мясникова. - Кардиология.- 1974.- т. 14.- №12.- С.- 5.

 

Тема № 6: " Н.Н.Бурденко - основоположник отечественной нейрохирургии"

 

План доклада:

1. Краткие биографические данные.

2. Вклад ученого в развитие нейрохирургии.

3. Н.Н.Бурденко и развитие военно-полевой хирургии.

4. Общественная деятельность ученого.

 

НИКОЛАЙ НИЛОВИЧ БУРДЕНКО (1876-1946) - в 1891 году поступил в Пензенскую духовную семинарию, а в 1897 году перешел на медицинский факультет Томского университета. В 1904 году Н.Н.Бурденко принял участие в русско-японской кампании в качестве помощника врача, где проявился его интерес к военно-полевой хирургии. В 1921 году Н.Н.Бурденко был избран профессором оперативной хи­рургии на кафедру I Московского государственного университета. В 1924 году Н.Н.Бурденко избирается на кафедру факультетской хирургической кли­ники I Московского университета, которой руководил до конца жизни. С переездом в Москву, Н.Н.Бурденко занимается проблемами нейрохирур­гии. В 1936 году он положил начало сессиям Всесоюзного нейрохирургиче­ского совета. В историю общей хирургии Н.Н.Бурденко вошел как ученый, создавший строго научные концепции, на основе которых были разработа­ны профилактика и лечение шока, лечение ран и общих инфекций, нейрогенная трактовка язвенной болезни, хирургическое лечение туберкулеза.

В январе 1939 года Н.Н.Бурденко избирается действительным членом Академии наук СССР. Он - автор более 400 научных работ. На посту главного хирурга Красной армии Н.Н.Бурденко оставался до последних дней своей жизни. В 1943 году за выдающиеся заслуги и самоотверженную работу Н.Н.Бурденко было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Н.Н.Бурденко был первым Президентом Академии медицинских наук.

 

Сочинения:

1. Полное собрание сочинений. - М.- 1950-1952.- т. 1-7.

2. Узловые вопросы нейрохирургии. – ПСС.- т. 5.-С.- 25-34.

3. Основные вопросы военно-полевой хирургии. - т. 7.-С.- 69-72.

4. О постановке преподавания хирургии в медицинских вузах. - т. 7.-С.- 162-166.

 

Литература:

1. БМЭ.- изд. 2-е.-С.- 762.

2. Багдасаръян С.М. Н.Н.Бурденко. - М.- 1948, 1954.

3. Багдасаръян С.М. Жизнь и творчество Н.Н.Бурденко. - В кн.: Н.Н.Бур­денко. Собрание сочинений. - М.- 1951.- т. 1.-С.- 5-14.

4. Вручение ордена В.И.Ленина и золотой медали «Серп и молот» Герою Социалистического Труда, главному хирургу Красной Армии Н.Н.Бурденко. - Хирургия.- 1943.- №5-6.-С.- 3-4.

5. Мирский М.Б. Главный хирург Н.Н.Бурденко. - М.- 1973.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.