Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды сметных нормативов и основы системы нормативов УРОВНЯ 2001 Г






Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные и другие сметные нормативные документы, необходимые для определения сметной стоимости строительства.

Сметные нормативы – это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости строительства.

Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям. Учитывая, что сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов, следует учитывать, что нормативы в сторону их уменьшения не корректируются.

Под сметной нормой рассматривается совокупность ресурсов (трудовых, материальных, работы строительных машин), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.

Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:

- государственные сметные нормативы – ГСН;

- территориальные сметные нормативы – ТСН;

- отраслевые сметные нормативы – ОСН;

- фирменные сметные нормативы – ФСН;

- индивидуальные сметные нормативы – ИСН.

К государственным сметным нормативам относятся сметные нормативы, входящие в состав 8 группы подгрупп 81, 82, и 83 «Документы по экономике», они разработаны Управлением ценообразования и сметного нормирования Госстроя России и приняты в действие постановлением Госстроя России на всей территории РФ. К этой группе относятся такие нормативы как ГЭСН, ГЭСНр, ГЭСНм, ГЭСНп, ФЕР, Федеральные ценники, ГСН 81-05-01-2001, ГСН 81-05-02-2001 и пр.

К территориальным сметным нормам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого на территории соответствующего субъекта РФ. На территории Иркутской области территориальные нормативы разработаны Управлением государственной вневедомственной экспертизы и ценообразования, утверждены Госстроем России и применяются только на той территории, где выпущены. Эту группу нормативов представляют ТЕР, Территориальные сборники сметных цен на материалы, изделия и конструкции, Сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, Территориальный сборник сметных цен на перевозку грузов для строительства на территории Иркутской области и др.

К отраслевым сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли.

К фирменным сметным нормативам или собственной нормативной базе пользователя относятся сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации – производителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах государственного, отраслевого или территориального уровня с учетом особенностей и специализации подрядной организации.

В случае отсутствия в действующих Сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусмотренным в проекте технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и единичных расценок, которые утверждаются заказчиком в составе проекта (рабочего проекта). ИСН и расценки разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами. Применение фирменных и индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением бюджетных средств, рекомендуется после их согласования с соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти в области строительства.

Основным документом новой нормативной базы является ГЭСН – 2001 (Государственные элементные сметные нормы). Сборники ГЭСН предназначены для определения состава и потребности в ресурсах, необходимых для выполнения строительных работ, и используются для разработки единичных расценок (сборников ЕР) различного назначения (федеральных, территориальных, отраслевых), укрупненных сметных нормативов (прейскурантов, укрупненных сметных норм и др.), применяемых для определения прямых затрат в сметной стоимости строительных работ в новом строительстве, реконструкции, расширении и техническом перевооружении действующих предприятий, зданий и сооружений.

Сборники ГЭСН содержат техническую часть и таблицы сметных норм. В технических частях сборников ГЭСН приводятся положения, обусловленные специфическими особенностями работ, которые необходимо учитывать при применении соответствующих сборников или их разделов.

В технических частях предлагаются указания о порядке применения сметных норм, правила исчисления объемов работ, коэффициенты (при необходимости) к сметным нормам, учитывающие условия производства работ или другие особенности.

Таблицы ГЭСН имеют шифр, наименование, состав работ, измеритель и количественные показатели норм расхода ресурсов. Шифр нормы состоит из номера сборника (два знака), номера раздела сборника (два знака), порядкового номера таблицы в данном разделе сборника (три знака) и порядкового номера нормы в данной таблице (один-два знака).

В описании состава работ, учтенных нормами, приводится перечень основных операций и видов работ. В кратком перечне состава работ мелкие и второстепенные сопутствующие операции, как правило, не упоминаются, но учитываются.

Таблицы ГЭСН содержат следующие нормативные показатели:

- затраты труда рабочих-строителей (чел.-ч).;

- средний разряд работы, характеризующий средний состав звена рабочих-строителей, выполняющих полный комплекс работ;

- состав и время эксплуатации строительных машин, механизмов, механизированного инструмента, (маш.-ч).;

- перечень материалов, изделий, конструкций, используемых в процессе производства работ, и их расход в физических (натуральных) единицах измерения.

В состав государственных элементных сметных норм (ГЭСН) входят:

- сборники государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы (ГЭСН);

- сборники государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр);

- сборники государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (ГЭСНм);

- сборники государственных элементных сметных норм на пусконаладочные работы (ГЭСНп).

На основании ГЭСН разработаны сметные расценки на строительные работы и конструкции, монтаж оборудования, а также на ремонтно-строительные и пуско-наладочные работы, которые объединены в сборники единичных расценок ЕР. Сборники ЕР разработаны в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве. Сборники, разработанные на Федеральном уровне названы ФЕР, они учитывают в основном уровень цен первого базового района (Московской области).

В территориальные сборники (ТЕР) включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования РФ.

Перечень действующих сборников ГЭСН-2001 на строительные работы и ГЭСНр-2001 на ремонтно-строительные работы приведен в приложениях 1 и 2 настоящего пособия.

Кроме того, как на федеральном, так и на территориальном уровне разработаны следующие ценники:

- территориальные (федеральные) сборники сметных цен на материалы, изделия и конструкции;

- территориальные (федеральные) сборники сметных цен на эксплуатацию строительных машин и механизмов;

- территориальные (федеральные) сборники сметных цен на перевозку грузов для строительства.

При определении общего объема инвестиций для строительства объекта, к стоимости строительно-монтажных работ, определенных в текущем уровне цен, рекомендуется дополнительно включать средства на покрытие лимитированных затрат, к которым относятся:

- стоимость временных зданий и сооружений;

- удорожание работ, выполняемых в зимнее время;

- часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты;

- другие затраты, включаемые в сметную стоимость СМР, предусмотренные в составе главы «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства.

Для определения лимита средств на строительство титульных временных зданий и сооружений нормативной базой 2001 года предусмотрен ГСН 81-05-01-2001 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений». К титульным временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства СМР и обслуживания работников строительства. Перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям, приведен в приложении 1 сборника ГСН 81-05-01-2001.

Сметные нормы затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений определяются в процентах от сметной стоимости СМР в зависимости от видов строительства. Они учитывают затраты на строительство и последующую разборку временных зданий и сооружений, а также затраты на пусконаладочные работы, выполняемые при вводе в эксплуатацию отдельных видов временных зданий и сооружений (электростанций, трансформаторных подстанций, котельных, насосных, компрессорных и др.).

Стоимость нетитульных временных зданий и сооружений учтена в составе накладных расходов в статье «Расходы на организацию работ на строительных площадках».

Сметные нормы ГСН 81-05-01-2001 разработаны для условий нового строительства. При составлении сметной документации на капитальный ремонт производственных зданий к указанным нормам применяется коэффициент 0, 75. Для расчетов стоимости строительства титульных временных зданий при производстве ремонтно-строительных работ на объектах жилищно-гражданского назначения предусмотрен ГСНр 81-05-01-2001. В нем норма затрат зависит от наименования вида капитального ремонта (комплексный ремонт, выборочный капитальный ремонт, ремонт наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства). Сметные нормы затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений даны в приложении 7.

Для определения зимнего удорожания при производстве строительно-монтажных работ предназначен ГСН 81-05-02-2001 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время».

Сборник состоит из двух разделов: раздел I «Сметные нормы по видам строительства» и раздел II – «Сметные нормы дополнительных затрат по конструкциям и видам работ».

Нормы раздела I используются при составлении сметной документации и для определения сметного лимита на дополнительные затраты, связанные с производством работ в зимнее время, а также для расчетов за выполненные работы между заказчиком и исполнителем.

Нормы раздела II применяются при осуществлении расчетов за выполненные работы между генподрядными и субподрядными организациями независимо от ведомственной принадлежности.

Нормы дополнительных затрат определены в процентах от сметной стоимости строительно-монтажных работ, выполненных при положительной температуре окружающей среды.

Сметными нормами учтены все дополнительные затраты, связанные с усложнением производства работ в зимнее время. К ним относятся доплаты рабочим при работе на открытом воздухе и в неотапливаемых помещениях, затраты, связанные с изменением технологии производства отдельных строительных работ, с повышенным расходом строительных материалов, а также дополнительные затраты на эксплуатацию машин, и рыхление мерзлых грунтов и др.

Нормы дополнительных затрат дифференцированы по температурным зонам в зависимости от температурных условий зимнего периода и вида строительства (либо вида СМР и конструктивного элемента).

Для курсового проекта районом строительства принят Иркутск (V климатическая зона с расчетным зимним периодом с 10 октября по 25 апреля). Район строительства для дипломного проекта принимается в соответствии с заданием на дипломное проектирование, деление территории России по температурным зонам осуществляется по приложению ГСН 81-05-02-2001.

Сметные нормы дополнительных затрат, связанных с усложнением производства работ в зимнее время, по видам строительства даны в Приложении 8.

 

2.3. Методика определения сметной стоимости строительства (ОБЯЗАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЬ ПЕРЕД ВЫПОЛНЕНИЕМ СМЕТНОЙ ЧАСТИ!)

Правила определения сметной стоимости строительства рассмотрены в МДС81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации».

Сметная стоимость – сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами. Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат.

Сметная стоимость, определяемая локальными сметными расчетами включает в себя:

,

где ПЗ - прямые затраты; НР – накладные расходы; СмП – сметная прибыль.

Прямые затраты учитывают стоимость ресурсов, необходимых для выполнения работ: материальных (материалов, изделий, конструкций, оборудования, мебели, инвентаря); технических (эксплуатации строительных машин и механизмов); трудовых (средства на оплату труда рабочих, а также машинистов, учитываемые в стоимости эксплуатации строительных машин).

Накладные расходы учитывают затраты строительно-монтажных организаций, связанные с созданием общих условий производства, его обслуживанием, организацией и управлением.

Сметная прибыль включает в себя сумму средств, необходимых для покрытия отдельных расходов строительно-монтажных организаций на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование.

,

где Смат- стоимость материальных ресурсов; Сэм- стоимость эксплуатации машин и механизмов; Осн.ЗП- основная заработная плата.

В свою очередь сметная стоимость материалов включает в себя

,

где Опт.Ц- оптовая цена на материалы, изделия и конструкции; ТУ- стоимость тары и упаковки; НПО- наценка посреднической организации; ТЗ- транспортные затраты; Скл.Р- заготовительно-складские расходы.

Стоимость материальных ресурсов может определяться:

- в базисном уровне цен 2001 года по федеральным (территориальным) сборникам сметных цен на материалы, изделия и конструкции;

- в текущем уровне цен, представленном в информационном бюллетене «Индексы цен в строительстве» или по фактической стоимости материалов.

Транспортные затраты принимаются в процентном соотношении от закупочной стоимости материалов, либо рассчитываются калькуляцией транспортных затрат по «Территориальному сборнику сметных цен на перевозку грузов для строительства в Иркутской области». Данный сборник содержит показатели стоимости перевозки тонны груза на определенное расстояние в зависимости от класса груза, а также стоимость погрузо-разгрузочных работ.

Заготовительно-складские расходы принимаются в размере 2% от стоимости материалов по цене франко «приобъектный склад».

Учитывая, что НДС предусматривается в сводном сметном расчете за итогом глав 1-12, НДС в стоимости материальных ресурсов в составе локальных смет не учитывается.

В составе локальных смет затраты на эксплуатацию строительных машин (Сэм) определяются исходя из данных о времени их использования (маш.-ч) и соответствующей цены 1 маш.-часа эксплуатации машин.

Стоимость 1 маш.-часа работы машины рекомендуется принимать:

- в базисном уровне цен 2001 года по федеральному (территориальному) сборнику сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств;

- в текущем уровне цен, которая может быть получена в информационном бюллетене «Индексы цен в строительстве», от подрядных строительно-монтажных организаций, в распоряжении которых находится строительная техника.

В состав стоимости 1 маш.-часа работы машины включены следующие составляющие:

,

где - единовременные затраты, включающие расходы по доставке машин на строительную площадку, монтаж, демонтаж и перестановку машин в пределах строительной площадки; - годовые затраты, к которым относятся амортизационные отчисления по машинам и механизмам; - текущие затраты, зависящие от режима работы машины и учитывающие заработную плату рабочих, занятых управлением и уходом за машиной, затраты на топливо, электроэнергию, запчасти и др.

Основная заработная плата определяется умножением суммарной трудоемкости выполнения работ на стоимость чел.-часа средней разрядности. Таблица стоимости 1 чел-часа рабочих-строителей в зависимости от разряда работ печатается ежеквартально в Информационном бюллетене Управления Государственной вневедомственной экспертизы и ценообразования.

Для определения величины накладных расходов предназначены МДС 81-33.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве».

Сметная нормативная величина накладных расходов отражает среднеотраслевые общественно необходимые затраты, входящие в состав цены на строительную продукцию и, как часть сметной себестоимости СМР, представляет собой совокупность затрат, связанных с созданием необходимых условий для выполнения строительных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ, а также их организацией, управлением и обслуживанием.

Для определения стоимости строительства на различных стадиях инвестиционного процесса рекомендуется использовать систему норм накладных расходов, которые по своему функциональному назначению и масштабу применения подразделяются на следующие виды:

· укрупненные нормативы по основным видам строительства (Приложение 3);

· нормативы по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ (Приложение 4, 5);

· индивидуальные нормы для конкретной строительно-монтажной или ремонтно-строительной организации.

Накладные расходы нормируются косвенным способом в процентах от фонда оплаты труда (ФОТ) - сметных затрат на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат.

Укрупненные нормативы по основным видам строительства определены на основе анализа данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции в целом по отрасли и структуры выполненных подрядных работ по основным видам строительства. Система указанных нормативов состоит из 10 видов и в соответствии с МДС 81-33.2004 их целесообразно использовать для разработки инвесторских смет и на стадии подготовки тендерной документации при проведении подрядных торгов.

Нормативы НР по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ разработаны на основе анализа данных федерального статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по отдельным специализированным организациям-представителям с учетом структуры сметных прямых затрат в сметной стоимости СМР. Система указанных нормативов состоит из 86 видов и применяется на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации, а также при расчетах за выполненные работы.

Укрупненные нормативы накладных расходов по видам строительства и СМР могут корректироваться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в связи с изданием новых законодательных и нормативных актов, а также по результатам наблюдений и анализа фактических затрат по накладным расходам строительных организаций. Так, например, при изменении единого социального налога с 35, 6% на 26% в соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и ЖКХ №ЮТ-260/06 от 31.01.2005 г. на величину накладных расходов вводится коэффициент 0, 94.

Индивидуальные нормы накладных расходов подрядных организаций определяются на основе расчетных затрат, необходимых для управления, организации и обслуживания процесса производства строительных работ, и должны учитывать реальные условия конкретного строительства, отличающиеся от усредненных, предусмотренных в укрупненных нормативах накладных расходов. Расчет индивидуальных норм накладных расходов целесообразно осуществлять методом постатейного калькулирования, предусматривающим расчет массы накладных расходов для конкретных подрядных организаций расчетно-аналитическим методом по статьям затрат с отнесением ее к фонду оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов. МДС 81-33.2004 предусматривает следующий перечень статей затрат накладных расходов в строительстве:

1. Административно-хозяйственные расходы:

2. Расходы на обслуживание работников строительства;

3. Расходы на организацию работ на строительных площадках

4. Прочие накладные расходы;

5. Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы.

Размер сметной прибыли определяется в соответствии с МДС 81-25.2001 «Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве». В качестве базы для исчисления сметной прибыли принимается величина средств на оплату труда строителей и механизаторов (ФОТ). Сметная прибыль определяется с использованием:

· общеотраслевых нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ;

· нормативов по видам строительных и монтажных работ;

· индивидуальной нормы, разрабатываемой (в отдельных случаях) для конкретной подрядной организации.

Решение по выбору варианта исчисления величины сметной прибыли принимается инвестором и подрядчиком на равноправной основе.

В составе норматива сметной прибыли учтены затраты на:

· отдельные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, в том числе налог на прибыль организаций, налог на имущество;

· расширенное воспроизводство подрядных организаций (модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов);

· материальное стимулирование работников (материальная помощь, проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха, не связанных непосредственно с участием работников в производственном процессе);

· организацию помощи и бесплатных услуг учебным заведениям.

При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ общеотраслевой норматив сметной прибыли составляет 65% к величине средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов (ФОТ). Общеотраслевой норматив сметной прибыли в составе сметной стоимости ремонтно-строительных работ составляет 50% к величине ФОТ. Общеотраслевые нормативы целесообразнее применять для разработки инвесторских смет, технико-экономического обоснования проектов и определения стартовой цены предмета конкурса при подрядных торгах. По согласованию между заказчиком и подрядчиком указанные нормативы могут применяться на стадии разработки рабочей документации и расчетах за выполненные работы.

При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ на стадии разработки рабочей документации и расчетах за выполненные работы применяются нормативы сметной прибыли по видам СМР. Указанные нормативы приведены в Письме №АП-5536/06 от 18.11.04 Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству «О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве» (Приложение).

В тех случаях, когда условия производства работ отличаются от принятых в усредненных нормативах, и прибыль, рассчитанная на основе общеотраслевых нормативов, не покрывает расходы подрядной организации на развитие производства и материальное стимулирование работников, по согласованию с заказчиком рекомендуется разрабатывать и применять индивидуальный норматив сметной прибыли (за исключением строек, финансируемых из федерального бюджета). Расчет индивидуальной нормы сметной прибыли осуществляется по формуле:

,

где - норма индивидуальной прибыли, в процентах; - размер прибыли, определенный по расчету для конкретной подрядной организации, тыс.руб.; - величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.