Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплексные системы реабилитации заикающихся дошкольников






 

Одной из первых комплексных систем коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в отечественной логопедии является система, предложенная Н.А. Власовой и Е.Ф. Pay (1933, 1959, 1983), которая не потеряла акту­альности до настоящего времени. Авторами впервые обо­сновывается ряд принципов комплексного метода реабилитации заикающихся: 1) до начала коррекционной работы необходимо проведение тщательного медико-пси­холого-педагогического обследования; 2) коррекционные воздействия должны направляться не только на разви­тие навыка плавной речи, но на весь организм и личность заикающегося в целом; 3) логопедической работе по раз­витию навыка плавной речи должен предшествовать «ох­ранительный речевой режим»; 4) развитие навыка плав­ной речи включает постепенное усложнение «степени самостоятельности речи»: сопряженная, отраженная, краткие ответы на вопросы по знакомой картинке, само­стоятельное описание знакомой картинки, пересказ про­слушанного небольшого рассказа, рассказ по знакомой картинке и речь в беседе (спонтанная).

По мнению этих авторов, реабилитация заикающих­ся детей должна проводиться в коллективе в условиях уч­реждений типа дневного стационара или детского сада с лечебным уклоном.

Н.А. Власова (1959, 1983) рекомендует проводить охранительный режим в самом начале коррекционной работы. В этот период начинается постепенное введение простей­ших видов речи: сопряженной и позднее отраженной.

Последовательность использования различных видов речи соответствует основным этапам коррекционной работы.

Особое внимание в этой комплексной системе реа­билитации уделяется развитию памяти, внимания, мыслительных операций. Особый акцент именно на этих видах деятельности рекомендуется делать в работе с деть­ми, страдающими неврозоподобной формой заикания.

Кроме этого, система реабилитации включает такие разделы: работа по развитию общей и мелкой моторики, которая осуществляется на логоритмических занятиях, в ручном труде и изобразительной деятельности детей, работа по исправлению звукопроизношения, работа по развитию речи детей, ее лексического наполнения и грамматического оформления.

Основные положения этой системы до настоящего времени широко используются логопедами в практической работе с заикающимися разных возрастных групп. Более подробное описание методики см.: Заикание. Ред..А. Власова, К.П. Беккер, 1983.)

Комплексный подход в реабилитации заикающихся преимущественно в амбулаторных и стационарных условиях медицинских учреждений разработан В.И. Селиверстовым (1968, 1994).

В.И.Селиверстов особо подчеркивает необходи­мость индивидуализации коррекционного воздействия при разработке задач и сроков коррекционного воздействия В его системе придается большое значение актив­ному и сознательному участию детей в процессе работы над своей речью и поведением.

Данная система логопедических занятий предусматривает регулярное и обязательное использование магнитофона на всех этапах работы с заикающимися детьми. Это позволяет детям активизировать свое внимание на «речевых ошибках», как собственных, так и других детей. правильнее оценивать свои достижения и недостатки и т.п. Родители становятся активными помощниками логопеда в решении коррекционно-воспитательных задач.

Логопедические занятия с заикающимися строятся в зависимости от речевых возможностей индивидуума, т.е. с опорой на уровень сохранной, свободной от заикания речи. Речевые упражнения предлагаются в соответствии со степенью самостоятельности речи, ее подготовленности, структурной сложности, громкости, а также с учетом речевых ситуаций.

Построение комплексного реабилитационного воздействия делится автором на три этапа:

1. Подготовительный этап. Наряду с оздоровительными мероприятиями и щадящим речевым режимом в этот период начинают работу по развитию моторики, расширению словарного запаса. Логопедическая работа ведется только с использованием тех видов речи, в которых речевые судороги у заикающегося не проявляются, т.е. осуществляется сугубо индивидуальный подход.

2. Тренировочный этап. Наряду с моторикой, ocvществляется целенаправленное развитие активного внимания, памяти и других психических функций. Логопедические занятия включают дальнейшее формирование лексико-грамматической стороны речи. В процесс логопедической тренировки постепенно включаются те виды речи, в которых у ребенка ра­нее отмечались запинки, т. е. осуществляется «на­ступление на больные участки речи».

3. Заключительный этап. Продолжается комплексное психолого-педагогическое воздействие на личность заикающегося в целом. На этом этапе закрепляются навыки свободной речи в повседневной деятельности.

Система логопедических занятий предусматривает также постепенное нарастание сложности речевых ситуа­ций. В данной системе логопедические занятия включа­ют методический материал, в котором строго учитыва­ются возрастные особенности детей и задачи программы воспитания в детском саду.

Курс амбулаторных занятий рассчитан на 3-4 меся­ца (32-36 занятий). Подготовительный период занимает около 7-8 занятий. В это время в домашних условиях родители обеспечивают щадящий режим, который включает спокойную обстановку, твердый режим дня и по воз­можности ограничение речевого общения с окружающи­ми. На логопедических занятиях этого периода решаются несколько задач: логопед стимулирует ребенка на актив­ную работу над своей речью и убеждает в положитель­ном исходе специальных занятий.

Кроме этого, дети заучивают специальные психоте­рапевтические тексты для утреннего и вечернего (перед сном) проговаривания, которые составляются логопедом и соответствии с возрастом ребенка. В процессе занятий внимание ребенка фиксируется на понятиях «красивой и правильной речи». В эти понятия входит звучность, вы­разительность, неторопливый темп и плавность. Обращают внимание на спокойное, непринужденное и свобод­ное поведение ребенка при общении.

Речевые задания включают речевые «зарядки», т.е. произнесение гласных звуков и их сочетаний с согласны­ми; стихотворные тексты в сочетании с движениями; проговаривание автоматизированных рядов (счет, дни недели, месяцы и т.д.); упражнения на сопряженно-отражен­ном виде речи, ответы на конкретные вопросы, беззвучное артикулирование, шепотную и ритмизированную речь.

Тренировка речи детей проводится с учетом разных условий: при различном положении ребенка (сидя, стоя, в движении и т.п.), в процессе разных видов занятий (леп­ка, рисование и т.п.), в различных дидактических играх.

Тренировочный период (20-22 занятия). В этот пери­од дети тренируются в тех видах речи и ситуациях, кото­рые являются для них трудными. Это предполагает по­степенный переход от ответов на вопросы к спонтанной речи, от тихой к громкой речи, от спокойных занятий к эмоциональным и т.п. Соответственно на этом этапе вво­дятся подвижные игры, ролевые и творческие. Закрепле­ние полученных речевых навыков переносится из каби­нетных условий в жизненные ситуации (магазин, музей, прогулка). Закрепление полученных навыков осуществ­ляется благодаря активной помощи родителей.

В закрепительный период речи (6-9 занятий) плавная речь ребенка закрепляется в более трудных условиях. На логопедических занятиях используются такие формы речи как беседы, рассказы и пр. Активно используются ролевые и творческие игры. Курс логопедических занятий заверша­ется концертом, в котором участвуют все дети.

На всех этапах коррекционной работы, предлагае­мой В.И. Селиверстовым, большое значение придается работе логопеда с родителями. Так, в подготовительный период логопед проводит беседы с родителями о сущнос­ти заикания, о значении и целях логопедических занятий и определяет роль родителей в лечебно-педагогическом процессе, так что родители с самого первого дня стано­вятся активными помощниками логопеда. Такие беседы проводятся как коллективно, так и индивидуально. Ро­дители регулярно посещают открытые логопедические занятия на всех этапах коррекционной работы.

Одно из направлений коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми связано с психологической школой Р.Е. Левиной. Плеяда ученых, воспитанных этой школой, разрабатывает целостную систему воздействия на заикающихся дошкольников и школьников (Н.А. Чевелева, А.В. Ястребова, С.А. Миронова, О.С. Бот, Л.Ф. Спирова). Данные исследователи исходят из представлений о том, что заикающиеся дети, как правило, обладают достаточным словарным запасом, иногда превосходящим возрастную норму, к то же время они недостаточно адекватно используют словарный запас, неконкретно формулируют мысль, недостаточ­но выдерживают логическую последовательность речи.

В соответствии с этим, для нормального речевого общения детям, страдающим заиканием, необходимо коррегировать не только речевые запинки, но и психическую деятельность (внимание, память, мышление), а также развивать планирующую функцию речи.

В системах реабилитационного воздействия, разра­ботанных данными авторами, объединены принципы обучения и вос­питания, содержание которых соответствует программам дошкольных и школьных учреждений, с логопедической работой по развитию у заикающихся связной речи и перевоспитанием особенностей протекания психических процессов. Для коррекции речи у заикающихся исполь­зованы закономерности речевого онтогенеза, т.е. разви­тие речи от ситуативной к контекстной.

Н.А. Чевелева (1976) при работе с заикающимися дош­кольниками включает 5 периодов развития связной речи.

1 период — пропедевтический;

2 период — сопровождающей или констатирующей речи;

3 период — завершающей или речи по следам зри­тельных представлений;

4 период — планирующей речи или речи, лишенной зрительной опоры;

5 период — закрепление навыков связной речи.

В пропедевтический период детям прививаются навыки организованного поведения. Вводится режим огра­ничения речи детей.

В период сопровождающей речи допускается собственная речь детей только в ситуации совершаемых ими действий на логопедических занятиях.

В периоде завершающей речи дети используют речь, которая сопровождает их действия, и описательную речь по отношению к выполненному действию.

В следующем периоде предваряющей речи наряду с фор­мами речи, которые использовались ранее, у ребенка разви­вается умение вслух планировать предстоящую работу.

На заключительном этапе развития речи закрепля­ются полученные ранее навыки самостоятельной развер­нутой конкретной речи.

На основе «Программы воспитания и обучения в дет­ском саду» для средней, старшей и подготовительной групп С.А. Мироновой (1975, 1979) предложена система воспитания и обучения, где ставятся задачи как программ­ные, так и коррекционные. В коррекционных целях ис­пользуется перестановка видов программных задач и уве­личиваются сроки усвоения детьми более трудного рече­вого программного материала. Кроме этого, в начале учебного года дети повторяют речевой материал преды­дущей возрастной группы.

В коррекционные задачи первого квартала входят расширение словаря, уточнение значения слов, активиза­ция пассивного словарного запаса. Все эти задачи реали­зуются при использовании простейших видов ситуатив­ной речи на всех занятиях, которые проводят как лого­пед, так и воспитатели.

Во втором квартале заикающихся детей обучают кон­струированию простой и распространенной фразы, грам­матическому оформлению фразы, построению сложно­подчиненных конструкций, умению составлять связный рассказ. В этом квартале закрепляются навыки пользова­ния ситуативной речью. Происходит переход к элемен­тарной контекстной речи.

В третьем квартале задачи развития речи заикающих­ся становятся идентичными задачам массового детского сада. Заикающиеся обучаются составлениюрассказов по наглядной опоре, по вопросам логопеда, пересказу и самостоятельному рассказу.

В заключительном четвертом квартале продолжается работа над обогащением лексико-грамматического строя речи. Коррекционные задачи направлены на уме­ние выстраивать логическую последовательность передаваемого сюжета.

Для заикающихся детей преддошкольного возраста 2-4 лет, система коррекционно-педагогических воздействий имеет свою специфику. Особенности логопедической работы в детьми такого возраста представле­ны Л.М. Крапивиной (1992).

Логопедические занятия с детьми 2-4-х лет проводят­ся н условиях ясельной группы детского сада. Количество детей на логопедических занятиях должно составлять не более 3-5-ти человек. Реабилитационное воздействие является комплексным и включает логопедические занятия, логоритмические, музыкальные, физкультурные занятия, обучение детей элементам мышечного расслабления.

Основными задачами коррекционного воздействия яв­ляются: развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики, фонационного дыхания, интонационной стороны речи, развитие и уточнение словаря и грамматических конструк­ций, развитие диалогической речи. Коррекционно-педагогическое воздействие на детей осуществляется дифференцированно, в зависимости от клинической формы заикания.

Так, у детей с неврозоподобной формой заикания (они, как правило, имеют возраст 3, 5-4 года) много времени уделяется нормализации звукопроизносительной стороны речи, развитию словаря. При невротической форме заикания у детей обращается внимание на нормализацию отношений родителей к ребенку, общее оздоровление организма ребенка (в особенности его нервной системы), особое значение уделяется психотерапевтическо­му воздействию, как части логопедической работы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.