Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие диалогического обучения






«Сначала я открывал истины, известные всем,

Затем – истины, известные немногим,

И, наконец, истины, неизвестные никому.»

А.Эйнштейн

«Если родится мальчик, он будет ученым», - сказал отец одного мальчика еще до рождения сына.

Сейчас мы знаем этого мальчика как Ричарда Фейнмана, физика – теоретика, одного из основателей квантовой электродинамики. Нобелевского лауреата.

Сам Фейнман в своей замечательной книге «Какое тебе дело до того, что думают другие?» рассказывает о том, что, по сути, быть исследователем его научил отец.

«Я, так сказать, попался, подобно человеку, которому дали что‑ то удивительное, когда он был ребенком, и он постоянно ищет это снова. Я все время ищу, как ребенок, чудеса, которые, я знаю, что найду – и нахожу: быть может, не каждый раз, но время от времени»111[1].

Диалогическое обучение – стало началом Ричарда как ученого.

«Вот как учил меня отец. «Видишь ту птицу? – говорит он. – Это певчая птица Спенсера». (Я знал, что настоящего названия он не знает.) «Ну так вот, по‑ итальянски это Чутто Лапиттида. По‑ португальски: Бом да Пейда. По‑ китайски: Чунь‑ лонь-та, а по‑ японски: Катано Текеда. Ты можешь знать название этой птицы на всех языках мира, но, когда ты закончишь перечислять эти названия, ты ничего не будешь знать о самой птице. Ты будешь знать лишь о людях, которые живут в разных местах, и о том, как они ее называют. Поэтому давай посмотрим на эту птицу и на то, что она делает – вот что имеет значение». (Я очень рано усвоил разницу между тем, чтобы знать название чего‑ то, и знать это что‑ то.)

Он сказал: «Например, взгляни, птица постоянно копается в своих перышках. Видишь, она ходит и копается в перышках?»

– Да.

Он говорит: «Как ты думаешь, почему птицы копаются в своих перьях?».

Я сказал: «Ну, может быть, во время полета их перья пачкаются, поэтому они копошатся в них, чтобы привести их в порядок».

– Хорошо, – говорит он. – Если бы это было так, то они должны были бы долго копошиться в своих перьях сразу же после того, как полетают. А после того, как они какое‑ то время провели на земле, они уже не стали бы столько копаться в своих перьях – понимаешь, о чем я?

– Угу.

Он говорит: «Давай посмотрим, копошатся ли они в своих перьях больше сразу после того, как сядут на землю».

Увидеть это было несложно: между птицами, которые бродили по земле в течение некоторого времени, и теми, которые только что приземлились, особой разницы не было. Тогда я сказал: «Я сдаюсь. Почему птица копается в своих перьях?»

– Потому что ее беспокоят вши, – говорит он. – Вши питаются белковыми слоями, которые сходят с ее перьев.

Он продолжил: «На лапках каждой вши есть воск, которым питаются маленькие клещи. Они не в состоянии идеально переваривать это вещество, поэтому выделяют материал, подобный сахару, в котором растут бактерии».

Наконец, он говорит: «Итак, ты видишь, что везде, где есть источник пищи, существует какая‑ то форма жизни, которая его находит».

Теперь я знаю, что, быть может, это не были вши, что, быть может, на их ножках не живут клещи. Эта история, возможно, была неправильна в деталях, но то, что он мне рассказывал, было правильно в принципе»22[2].

Диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учеником через диалог, специально организованный учителем. Основное отличие диалогического стиля обучения от традиционной передачи знаний заключается в том, что ученик не получает «истину» в готовом виде, а открывает новое знание в сотрудничестве и при поддержке взрослого. Таким образом ребенок учится самостоятельно решать проблемы, учится искать решения. Разные решения.

Трудно переоценить всю значимость диалогического обучения для развития детей. Если рассматривать только развитие мышления, то в процессе диалогического общения ребенок:

Начинает стремиться к познанию (развитие познавательной активности)

Учится ставить вопросы (формулировать учебные задачи)

Учится выдвигать гипотезы, предлагать разные решения

Учится проверять свои гипотезы экспериментально или логически

Учится делать выводы

Достигает глубокого понимания сути предмета (в отличие от механического запоминания)

Добывает глубокое, прочное знание предмета

Развивает творческое мышление

Другими словами, ребенок становится настоящим исследователем, он приобретает страсть к познанию. Ребенок начинает мыслить, мыслить самостоятельно, мыслить творчески.

Если же говориь о личностном развитии, диалогическое обучение развивает такие качества и навыки, как:

Рефлексивность

Инициативность

Умение отстаивать собственную позицию

Навык сотрудничества, коммуникативные навыки

По существу, самостоятельное мышление – это основа активной жизненной позиции. Самостоятельное мышление – основа проактивности.

Таким образом, диалогическое обучение позволяет добиться не только академических успехов. Оно формирует проактивную Личность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.