Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. 1. Потребности, блага, ресурсы.Изучение первого вопроса следует начать с рассмотрения категории «потребность»






1. Потребности, блага, ресурсы. Изучение первого вопроса следует начать с рассмотрения категории «потребность». Необходимость постоянно удовлетворять потребности – свойство как отдельного человека и общества в целом. Далее следует рассмотреть различные классификации потребностей. С развитием общества происходит возрастание и постоянное изменение потребностей по их структуре, качеству и количеству. Появляются новые потребности, изменяется соотношение между видами потребностей. Это находит выражение в законе возвышения потребностей. Возрастание потребностей и их измерение создаёт сильнейший побудительный мотив для создания благ, то есть предметов как материальных, так и нематериальных, способных удовлетворить определённые потребности или быть использованными для соответствующих целей. Раскройте содержание и специфику категории «экономические потребности».

Потребности удовлетворяются как созданными человеком, так и дарованными природой благами. Объясните смысл деления благ на экономические и неэкономические, соотношение понятий «благо» и «товар». Возможности для постоянного удовлетворения потребностей создаются лишь благодаря наличию у страны и общества, необходимых ресурсов.

Ресурсы – это имеющиеся у общества возможности для создания благ и удовлетворения потребностей. Рассмотрите существующие классификации ресурсов, их ограниченность, что связано с редкостью, исчерпаемостью и воспроизводимостью ресурсов. Покажите особенности каждой разновидности ресурсов и их общую значимость в качестве факторов производства.

2. Экономический выбор и экономические отношения. Раскрывать существо данного вопроса необходимо начать с сопоставления безграничности потребностей и ограниченности ресурсов. Покажите способ решения проблемы ограниченности ресурсов на примерах. Приведите определение понятия «эффективность». Покажите содержание указанного понятия с помощью кривой производственных возможностей. Объясните экономический смысл данной кривой через категорию «выбор». Раскройте особенности поведения экономических субъектов в условиях альтернативности и ограниченности. На кривой производственных возможностей покажите варианты полного использования имеющихся возможностей, неполного использования, недостижимый вариант.

Кривая трансформации иллюстрирует возможности некоего общества по переходу с одной кривой трансформации на другую, даётся определение понятия Парето-эффективности и полной занятости как целей развития и рационализации поведения субъектов в рыночных условиях. С помощью кривой трансформации раскрывается содержание закона возрастающих затрат, когда за каждый дополнительный элемент одного блага надо отказаться от большего количества альтернативных благ (понятие упущенных возможностей).

Далее следует показать, что хозяйственные отношения характеризуют соединение факторов производства со стороны его организации, как выражение общих, не зависящих от общественно-экономической системы условий производства. Отсюда логично выяснить, в чём состоят данные отношения. Показать, что проявляются они в виде разнообразных хозяйственных связей: разделения, кооперирования и комбинирования труда, концентрации, централизации и интеграции производства и др. Желательно подчеркнуть постоянное движении и развитии этих связей и что уровень зрелости и субординированность их свидетельствуют об уровне развития производительных сил общества, указывают на наличие или отсутствие в нём объективных предпосылок для определённого типа собственности, соответственно, и типа производства.

3. Экономические системы. Рассмотрение вопроса целесообразно начать с выяснения сущности социально-экономических систем. Следует обратить внимание на классическую точка зрения на экономические системы и два признака. Для отличия одной экономической системы от другой необходимо проанализировать форму собственности на средства производства; различные способы производства - они отличаются не тем, что производится, а тем, как производится, то есть каким образом соединяются факторы производства друг с другом и как они распределяются по отраслям экономики.

Далее следует показать критерии выделения экономических систем и разницу между системами. Следует вспомнить, что отношения собственности проявляются в соответствующей экономической системе системой производственных отношений, которые неоднородны по своему составу. Названные виды отношений по-разному связаны с собственностью, а через неё – и с сущностью экономической системы. Социально–экономические отношения связанны на прямую с собственностью, а организационно–экономические – косвенно. И надо разобраться, в чем это выражается. А каков тип собственности, таков и экономический строй общества, то есть его экономическая система.

Следует показать, что хозяйственные отношения характеризуют соединение факторов производства со стороны его организации, как выражение общих, не зависящих от общественно-экономической системы условий производства той или иной экономической системы. Из сказанного можно сделать вывод, что если социально – экономические отношения воплощают содержание отношений собственности и суть экономической системы, то хозяйственные отношения выражают объективные основы возникновения, функционирования и смены типов собственности и общественно – экономических систем.

Сравните способы координации в экономических системах, поясните разницу между иерархией и спонтанным порядком. Раскройте признаки традиционной экономической системы, чистого капитализма, командно-административной экономики и смешанной экономики.

 

Основные понятия и категории

Экономические ресурсы, факторы производства, земля, капитал, труд, предпринимательство, общественное производство, производство, потребление, распределение, обмен, потребности, экономические потребности, блага, экономические блага, закон возвышения потребностей, ограниченность ресурсов, предмет труда, средства труда, рабочая сила, производительные силы, богатство, хозяйствование, экономический выбор, альтернативные издержки, кривая производственных возможностей, производственные возможности общества, экономическая эффективность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.