Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потенциалы системы ноосферного образования






Схема № 15. Научный фундамент образования XXI в.

Н.В. Маслова, Ю.А. Лымарь [12, с.69].

Потенциалы ноосферного образования соответствуют его новым парусам. Рассмотрим их.

1.Научный потенциал ноосферного образования. Развитие науки позволило в начале XXI в. ввести в мировое информационное пространство мощную научную блок-базу: теорию Творения и генетического энергоинформационного единства Мира [2, 3], системы Всеобщих Законов Мира [Аст., 2002, 8], законов человеческого общества [9], законов познания/постижения [10] и объединяющую их системономию, теорию проектирования и управления устойчивым развитием [4].Освоение их обществом важная задача ноосферного этапа развития. Особую миссию играет образование: освоить системономию интегрированный научный подход, организующий взаимосвязанные системы естественных Законов Мира, законов планеты Земля и естественных законов общества, человека.

На э том общенаучномбазисе строится специальный научный фундамент педагогики (на схеме № 15) как науки о преподавании и воспитании учащихся. Он включает системы специальных законов образования [11], систему специальных законов педагогической методологии [11], систему законов психики человека [1], систему законов развития здоровья человека [5], а также ранее известные законы информациологии и естественных наук (физики, биологии, физиологии, нейрофизиологии, гигиены, эргономики и др.). Никогда ранее в своей истории человечество не имело возможности поставить систему образования на научный фундамент, включающий общенаучный и специальный научно-педагогический базисы, созданных на фундаменте Всеобщих Законов Мира и Общих законов человеческого общества.

2. Мировоззренческий потенциал. Предложенное наукой мировоззрение генетического единства Мира изложено в трудах Б.А. Астафьева [2, 3] и неоднократно изложено в трудах Н.В. Масловой [8, 12, 13].Оно формирует мировоззренческие основы и ценностно-смысловые ориентиры для построения планетарно- космического остова образования и воспитания целостного человека. Фундаментальность этого подхода состоит в возможности формирования целостной картины Мира на базе системы Всеобщих Законов Мира [8]. Имея подобную «карту» Мира, образование получило возможность создания передовых школьных и вузовских программ, учебников, методов преподавания, подготовки кадров. Это канва, без которой «лоскутное одеяло» знаний никак не связывается в картину Мира ни в учебных программах и учебниках, ни в головах педагогов, студентов и учеников.

3. Духовно-нравственный потенциал единства человеческого общества обретает система образования, принимая в свой арсенал«Периодическую систему Общих Законов человеческого общества» (2006 г.) [9]. Образованию предоставлен свод из 180 естественных социальных законов как эталонный научно-духовный и методологический фундамент законосообразного эволюционного развития общества. Привнесение новейших знаний о системности, самоорганизации, эволюционной динамике, иерархии мировоззрений, соответствующих иерархии целей в обществе, позволяют педагогике подняться на новые методологические высоты. Становится очевидной важнейшая цель образования – обретение в годы учёбы мировоззрения генетического единства человека с Миром. Эта целевая установка порождает новое понимание смысла учёбы и образования, веру в возможность устремления к истине общественных идеалов, ценностей, духовно-нравственных выборов, мыследеятельности, жизнедеятельности. Открывается глубоко спрятанный в человеке аксиологический (ценностный) потенциал устремления к цели своей жизни. Вместо блуждания во мгле появляется «вектор» развития человека и общества. Вместо отчаяния появляется «маяк», указывающий направление развивающихся человека. Вместо ощущения пустоты жизни появляется цель развития персонального потенциала нравственной личности. Так система образования на основе законов человеческого общества вновь обретает возможность стать социально значимой владеющей ценностью научения смыслам жизни, а потому и стратегически важной системой духовно-нравственного воспитания человека. Образование получает важнейший парус для смыслового и стратегического движения, при утере которого в обществе эволюционное развитие невозможно. Процессы индивидуальной и социальной рефлексии получают точку опоры и поле деятельности, стартуют на длинную дистанцию.

4. Потенциал возможностей познания. Принимая«Периодическую систему Общих законов познания/ постижения»(2007 г.) [10], образование приобретает профессиональный маяк, освещающий вектор движения в океане знаний и информации. Эти законы дают образованию небывалый инструмент фундаментальной педагогической методологии [11, с.104-109], ориентированной на Теорию генетического единства Мира. Вместе с ним появляется возможность рождения новых средств образовательного процесса, стоящих на Всеобщих Законах Мира.

Фундаментальное значение периодической системы Общих законов познания/постижения [10, с.124], состоит в том, что она является обоснованием пространства познания (гнозиса), которое становится не только бесконечным и системно организованным, но и обогащает гнозис долгожданной матрицей взаимосвязанных систем и единым научным языком системономии (Единый язык Мира – духовнонейтринный, а не ноосферный. [4]. Представления об областях познания расширяются и коррелируются. Благодаря генетической и математической заданности таблицы “Периодическая система Общих законов познания/постижения” появляется возможность планировать векторы и области познания. Образно выражаясь, кто понял принцип естественнонаучной матрицы периодических систем законов, тот схватил “скипетр” системономического движения в науке и образовании. Целостное мышление в новом пространстве познания даёт целостную картину Мира, Природы, общества, человека. Методологическое значение Периодической системы законов познания/постижения [10, с.124] состоит в том, что сама наука о методе обнаруживает единство генетических корней всех методологий, которые представляют собой различные ступени развития науки о природосообразном методе. Эта система законов впервые поставила вопрос об абсолютной необходимости природосообразной научной методологии познания/постижения инаучно обосновала правомерность проверки на соответствие Всеобщим Законам Мира всех методологий образования. Гносеологическое значение периодической системы Общих законов познания/постижения состоит в том, что она позволяет научить людей целостному системному прогностическому подходу в любой познавательной и внедренческой деятельности, сверяя новые знания с Всеобщими Законами Мира, с требованиями сохранения жизни и природы Земли, предупреждая негативные последствия некоторых изобретений или нововведений. Этот потенциал позволит намного быстрее продвигаться в образовании, научных исследованиях, а не “блуждать”, теряя время и силы, без знания базовой науки. Системы законов позволяют прогнозировать этапы, фазы познания человечеством Мира в будущем и осуществлять конгруэнцию жизни людей с Миром Природы и Космоса. Парус «Периодическая система Общих законов познания/постижения» позволяет внедрить новые принципы, методы в образование, что даёт небывалые, т.е. эмерджентные возможности не только образованию, но и всем системам социума.

5. Интегрированный потенциал ноосферного образования как хорошо структурированной системы показывает «Периодическая система законов образования» (2009) [11]. Впервые педагогика получилатакойнаучный фундамент законов. Он позволяет организовать краткосрочное, среднесрочное и стратегическое планирование и управление в системе образования на любых уровнях и ясно обозначает цель на соответствующем уровне иерархии как выработку методологии получения знаний. Методология образования, мыследеятельности человека и общества занимает высшую ступень иерархии. Осознать эволюционно значимый курскорабля «Образование» – значит понять управляющую роль мировоззрений в обществе. Поскольку «Иерархия предназначений высших потенциалов мировоззрений определяется иерархией их целей» [9, с.166], система законов предлагает участникам образования сделать выбор перспективного мировоззрения. Утвердить это мировоззрение как стержень системы образования – значит направить курс корабля к искомой цели. Особое обращение к управленцам содержится в законе достаточности личного мировоззрения для получения базовой энергии, биологически адекватной программам жизнедеятельности [9, с.162]и построения системы управления образованием.

6. Потенциал здоровья учителей, учеников является неоценимым капиталом общества и задаёт маршрут движения школы и ВУЗа в этом аспекте образования. Впервые в истории мировой педагогики создан научный фундамент законов естественных норм развития биосоциальной системы «человек» в виде «Периодической системы законов развития и сбережения здоровья» (Л.И. Брайко, 2011) [5]. Здесь впервые сведены разнообразные уровни здоровья человека как уникальной природной системы. Следование этим законам в ноосферном образовании становится нормой и «лекалом» качества успешности системы образования.Результатом работы в системе ноосферного образования является физически, нравственно и психически здоровый человек, практически пользующийся системным целостным мышлением в решении учебных, жизненных, производственных задач, лично и социально реализовавший себя творчески и ощущающий счастье жизни.

7. Потенциал психики здоровых учителей и учеников стало возможно раскрывать, используя периодическую систему законов психики человека (Н.В. Антоненко, 2007 г.) [1]. Психическая система человека впервые в образовании рассматривается как биорезонансная, самоорганизующаяся, эволюционирующая. Она способна принимать, передавать и производить экспертную оценку (узнавать, выбирать, присваивать, отбрасывать) волновых сигналов. Эта уникальная система впервые рассматривается как связующее звено между проявленным (материальным) и непроявленным (психическим, идеальным, духовным) мирами. Её функция не имеет аналогов на планете: никакая другая система на Земле не способна превращать свои идеи, замыслы, пропуская их через свою душу, в материальные объекты: дома, дороги, приборы, книги, картины, вещи. Качествами, отличающими человека от других систем Мира, являются мировоззрение и творчество. Проявленные в разнообразных сферах жизни, они определяют предназначение человека. Высший уровень позитивных интегрированных возможностей человека, устремлённого к реализации своей мечты, и есть его Высший потенциал. Способствовать реализации человеком своего предназначения в личном, социальном, планетарном, космическом планах и есть предмет педагогического труда в истинном его понимании. В этом суть научно-педагогической ноосферной (планетарно-космической) теории личности. Она конгруэнтна Теории Творения и генетического единства Мира, Общим Законам человеческого общества. Законы психики человека позволяет создать модель выпускника ноосферной школы (схема № 16 ). В центре схемы расположен Высший потенциал ученика как интегрированная сумма всех позитивных возможностей его личности. Отдельные грани личности суть следующие: физическое, творческое, межличностное, социальное, принципиальное, мировоззренческое развитие личности. Это модель ядра личности вне окружающей среды. Психолого-педагогическая работа автора показывает безграничные возможности учителей и школьников во всех сферах жизни и деятельности.

 

Схема № 16. Ядро модели выпускника школы (по Н.В. Масловой и А.Г. Юраш) [16, с.263].

 

На следующей схеме №17 ядро личности выпускника (сфера первого порядка) размещено в среде мировоззрения (сфера второго порядка) и нравственных ценностей (сфера третьего порядка). Они заключены в сферу личностного развития, инструментом которого выступает саморегуляция.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.