Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Общие закономерности роста и развития детей и подростков.






Цель: Изучить физиологию целостного организма

Ключевые слова: гомеостаз, гетерохронность, саморегуляция, неравномерность.

 

Организм как целое. Гомеостаз и нейрогуморальная регуляция функций в организме. Понятие роста и развития. Этапы развития. Непрерывность, неравномерность, опережающее развитие наиболее важных систем и гетерохрония. Периоды развития организма.

Организм человека представляет собой сложнейшую систему иерархически организованных подсистем и систем, объединенных общностью строения и выполняемой функцией. Элементом системы является клетка. Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и функции, образует ткань. Ткани образуют органы. Органы занимают в теле постоянное положение, имеют особое строение и выполняют определенную функцию. Органы, совместно выполняющие определенную функцию, образуют систему органов – физиологические системы.

Различают следующие физиологические системы – крови, кровообращения и лимфообращения, пищеварения, костную, мышечную, дыхания и выделения, желез внутренней секреции /эндокринную/, нервную систему. Деятельность всех структур организма, начиная с клетки и кончая системой органов, согласованна и подчинена единому целому.

Единство организма и среды. Функции целостного организма осуществляются только при тесном контакте со средой. Организм реагирует на среду и использует ее факторы для своего существования и развития.

Основоположник отечественной физиологии И.М.Сеченов в научное определение организма включал и среду, влияющую на него. Физиология целостного организма изучает не только внутренние механизмы регуляции физиологических процессов, но и механизмы, обеспечивающие взаимодействие и единство организма с окружающей средой.

Все процессы жизнедеятельности организма могут осуществляться только при условии сохранения относительного постоянства внутренней среды организма. К внутренней среде организма относят кровь, лимфу и тканевую жидкость, с которой клетки непосредственно сопри­касаются. Способность сохранять постоянство химического состава и фи­зико-химических свойств внутренней среды называют гомеостазом. Это постоянство поддерживается непрерывной работой систем ор­ганов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения и др., выделением в кровь биологически активных химических веществ, обеспечивающих взаимодействие клеток и органов.

 

 

Тема: Физиология нервной системы.

 

Общий план строения и значения нервной системы. Строение нервной ткани. Нейрон-структурная и функциональная единица нервной системы. Рефлекс как основная форма нервной деятельности, строение рефлекторной дуги. Синапс-строение и функции. Координация функций в организме. Понятие о нервном центре, нервном волокне. Строение и функции отделов ЦНС-спинного, продолговатого мозга, моста, среднего, промежуточного, мозжечка, больших полушарий.

Значение нервной системы. Нервная система, основными функ­циями которой являются быстрая, точная передача информации и ее интеграция, обеспечивает взаимосвязь между органами и си­стемами органов, функционирование организма как единого це­лого, его взаимодействие с внешней средой. Она регулирует и координирует деятельность различных органов, приспосабливает деятельность всего организма как целостной системы к изменяю­щимся условиям внешней и внутренней среды. С помощью нерв­ной системы осуществляется прием и анализ разнообразных сиг­налов из окружающей среды и внутренних органов, формируются ответные реакции на эти сигналы. С деятельностью высших отде­лов нервной системы связано осуществление психических функ­ции - осознание сигналов окружающего мира, их запоминание, принятие решения и организация целенаправленного поведения, абстрактное мышление и речь.

Все эти сложные функции осу­ществляются огромным количеством нервных клеток - нейронов, объединенных в сложнейшие нейронные цепи и центры. Значение нервной системы. Нервная система осуществляет связь между организмом и нервной системой, регулирует работу внутренних органов и систем, является органом психики.

Общий план строения нервной системы. Нервная система в функциональном и структурном отношении делится на перифери­ческую и центральную нервную системы. Ц е н т р а л ь н а я н е р в ­н а я с и с т е м а - совокупность, связанных между собой нейро­нов. Она представлена головным и спинным мозгом. На разрезе головного и спинного мозга различают участки более темного цве­та - серое вещество (образовано телами нервных клеток) и участки белого цвета - белое вещество мозга (скопление нервных во­локон, покрытых миелиновой оболочкой).

Пер и ф е р и ч е с к а я ч а с т ь н е р в н о й с и с т е м ы образована нервами - пучками нервных волокон, покрытых сверху об­щей соединительнотканной оболочкой. К периферической нервной системе относят и нервные узлы, или ганглии - скопления нерв­ных клеток вне спинного и головного мозга.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Спинной мозг расположен в спинномозговом канале, имеет сегментарное строение - 8шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых, 1-3 копчиковых, состоит из серого и белого вещества, серое вещество – это тела нейронов, белое - это отростки нейрона. Серое вещество имеет передние рога (мотонейроны), задние рога (чувствительное нейроны). Выполняет проводниковую функцию - это осуществление связи с головным мозгом, через центростремительные и центробежные пути; рефлекторную функцию - регулирует сгибательные, разгибательные, сухожильные, миотатические, тонические. В спинном мозге расположены центры вегетативной нервной системы: сосудодвигательные и потоотделительные, центры регулирующие сердце и бронхи, мочеиспускание. Выполняет рефлекторную и проводниковую функции.

Продолговатый мозг и мост. Вместе они образуют задний мозг, является продолжением спинного мозга. В продолговатом мозге расположены ядра 9, 10, 11, 12 пар черепно-мозговых нервов, регулирует акт дыхания, деятельность и сосудов, слюнотечение, секреторную функцию желудочных желез, поджелудочной, желез кишечника, выведение желчи из желчного пузыря и протока, деятельность слюнных и потовых желез. Выполняет рефлекторную и проводниковую функции.

В мосту расположены ядра 5, 6, 7, 8, пар черепно-мозговых нервов. Мост вместе с продолговатым мозгом принимает участие в регуляции таких актов - сосательный, жевания, глотание, кашель, чихание, равновесия тела. Выполняет рефлекторную и проводниковую функции.

Средний мозг находится над продолговатым, здесь располагаются первичные зрительные и слуховые центры, черная субстанция - регулирует различные тонкие движения, например, пальцев рук, жевание и глотание, красные ядра - регулирует тонус.

Мозжечок состоит из 2 полушарий и соединения – червь, поверхность мозжечка покрыта серым веществом, которая состоит из тех слоев нейронов. При поражении мозжечка выявляются следующие признаки: атаксия-нарушение точности движений; астазия утрата способности мышц к длительному сокращению, вследствие чего конечности и голова непрерывно дрожат или качаются; астения - снижение силы сокращения мышц, дисметрия несоответствие между интенсивностью мышечного сокращения и задачей выполняемого движения, дистония –нарушение тонуса мышц, тонус повышен или понижен.

Иллюстративный материал: таблицы, слайды, муляжи, раздаточный материал.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.