Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разбойничий собор






В 444 г. в Александрии папой стал племянник Кирилла Александрийского — Диоскор.

В Константинополе архиепископом стал Флавиан — чрезвычайно достойный и порядочный иерарх, но без лидерских качеств.

В Антиохии патриархом стал Домн, слабый человек, способный на разумные решения лишь после советов блаж. Феодорита Киррского.

Блаж. Феодорит (393-466) был епископом Киррским с 423 г. Кирр был маленьким городком в окрестностях Антиохии. Он был выдающимся пастырем (он обратил к Церкви более 10 тыс. маркионитов) и блестящим богословом. Во время несторианской смуты Феодорит с самого начала стоял на стороне Нестория. Но, по всей видимости, Феодорит с годами начал понимать ошибочность личных позиций Нестория и правоту личных доводов Кирилла. После смерти Кирилла Феодорит остается единственным значительным богословом на всем Востоке.

В то время Феодосий II был под влиянием всесильного временщика — евнуха Хрисафия.

После избрания нового Константинопольского патриарха Флавиана Хрисафий намекнул ему, что ожидает от него знак благодарности. Флавиан прислал ему просфору, которую Хрисафий вернул, заявив, что предпочитает золото, а Флавиан отвечал ему словами Спасителя: «Не собирайте сокровищ на земле…», нажив, таким образом, себе влиятельного врага.

Хрисафий был крестником знаменитого константинопольского архимандрита Евтиха (или Евтихия) — к тому времени уже старика, известного своей аскетической жизнью.

 


И вот Диоскор, Хрисафий и Евтих составили триумвират с целью:

- еще раз поставить константинопольских выскочек-архиепископов на место (александрийцы очень не любили Константинополь за то, что на втором Вселенском Соборе Константинополь был поставлен на второе место в церковном диптихе (список церквей). Если раньше там были первыми Рим и Александрия, то в силу того, что Константинополь это был Новый Рим, его поставили на второе место, хотя по сути это ни на что не влияло, разве что это позволяло епископу ставать чуть ближе к Главе Престола на богослужении) и рази навсегда доказать, что Александрия является второй кафедрой христианского мира.

Первым увидел опасность блаж. Феодорит. Но к тому времени триумвират уже плотно держал под своим контролем императора. Весной 448 г. Феодориту было велено покинуть Антиохию и никуда не выезжать из своей епархии. Евтих продолжил атаку. Он написал в Рим папе Льву, что на Востоке возрождается несторианство. Воюя с «несторианством», он договорился до того, что начал отрицать единосущие человечества Христа нашей человеческой природе. Когда Флавиан вызвал его для объяснений, он заявил: «Я исповедую, что у Господа нашего было две природы до соединения. А после соединения я исповедую единую природу». Конечно, природу эту он считал божественной. Но божественное и человеческое несовместимы — человеческое исчезает в божественном, как капля в море. В общем, мы видим перед собой крайнюю форму монофизитства.

Флавиан созвал в ноябре 448 г. в Константинополе поместный собор для рассмотрения учения Евтиха. Евтих отказывался явиться туда, наконец, пришел под охраной полиции, с толпой монахов и представителем императора, который взял подписку с Флавиана, что Евтих будет отпущен, какое бы постановление о нем ни состоялось. Гордый архимандрит держался вызывающе, от ересей своих не отказался и был осужден и низложен. Сразу же после этого он написал апелляцию в Рим. Его письмо было доставлено туда имперским курьером, вместе с письмом самого императора, еще даже до послания Флавиана. Но тут Евтих просчитался: папа Лев был достаточно проницательным богословом, чтобы быстро понять опасность евтихианства. Прочитав стенограммы собора, он пришел в ужас от учения Евтиха и поддержал решение Флавианова собора.

Император опубликовал указ о созыве нового собора в Эфесе в августе 449 г. Цель его в указе была определена: «С корнем вырвать ересь Нестория». Это значило, что собор готовился для торжества Диоскора и Евтиха. Феодориту. Председателем заранее был назначен Диоскор. Папе Льву было прислано приглашение, но он не смог приехать. Вместо себя он послал трех легатов (один из них по пути умер) и догматическое послание, адресованное Флавиану, — т. е. свой знаменитый томос. Достоинство томоса — изложение учения о боговоплощении в терминах очень простых и в то же время довольно точных: две полных природы, способных каждая в своей области к действию, но в единстве одного Лица.

Вот некоторые из положений Томоса:

«Неполезно для спасения и одинаково опасно признавать в Иисусе Христе или только Бога без человека, или только человека без Бога». «Для нашего искупления нужно было, чтобы один и тот же посредник между Богом и человеком, человек Иисус Христос, т. е. с одной стороны и мог бы умереть, а с другой не мог бы… …Ибо каждая природа в общении с другой производит то, что ей. А именно: Слово производит то, что свойственно Слову, и плоть следует тому, что свойственно плоти —Еще и еще повторяю: один и тот же есть истинно Сын Божий и истинно Сын Человеческий…»

Он также подчеркивал прописную, но важную истину, что две природы Христа непременно сохраняли свои характеристики после соединения — так как Христос не переставал быть и Богом, и человеком не в абстрактной, но в конкретной действительности.

Диоскор (как в свое время и Кирилл) прибыл на собор с большой свитой из епископов и толпой монахов. Но и сам император снабдил Диоскора военной охраной, окружившей кафедральный собор, тот самый, где проходил в 431 г. Эфесский Собор. Состав участников собора был подобранным, а кроме того, все участники Флавианова Константинопольского собора (42 епископа) были лишены права голоса. Под угрозой побоев, в криках и хаосе, под давлением полиции все нужные решения были приняты. Монахи, когда слышали о двух природах, кричали: «На костер Флавиана и Евсевия, сжечь их живьем! Рассечь надвое разделяющих Христа надвое!» Исповедание Евтиха — «две природы до соединения и одна после соединения» — было одобрено собором. «Так мы веруем», — заявил Диоскор. Евтихбыл объявлен православным и восстановлен, а Флавиан, Евсевий, Феодорит и Ива низложены. Легатам папы не дали слова, томос не был зачитан. И лишь когда участники собора принимали решение, римский делегат диакон Илар вскочил с места и прокричал: «Contradicitur!» В церковь ворвались стражники и монахи и начали форменное бесчинство. Низверженного Флавиана избили до полусмерти. Дверь была заперта, и от всех епископов стали требовать подписать решение собора. Его подписали все, кроме римских легатов. Тронуть их не посмели. Домн Антиохийский тоже подписал всё, а в заключение, как бы издеваясь над его трусостью и предательством своих собратьев, Диоскор соборно низложил и его. Так завершился Эфесский собор 449 г., получивший в истории название «Разбойничьего».

Флавиан успел написать апелляцию в Рим, а через несколько дней, по пути в ссылку, от перенесенных побоев и душевного потрясения скончался. Апелляции написали и Евсевий Дорилейский и Феодорит.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.