Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормы КПР, их классификация






 

Нормы права – формально определенные правила поведения участников правовых отношений, имеющие общий характер, адресованные широкому кругу субъектов права и рассчитанные на многократное применение.

Классификация:

1) по территории действия: действующие на территории всей РФ, на территориях группы субъектов РФ, одного субъекта, муниципального образования;

2) по времени действия: постоянного действия (не обусловленные сроком действия – бессрочные; таких норм – большинство в КП) и временного действия (рассчитанные на установленный срок; срок может быть как назван в самом акте, так и не назван, и временность норм подчеркивается тем, что акт, в который они включены, называется временным);

3) по правовой форме, используемой для установления норм: содержащиеся в К РФ, ФКЗ, ФЗ, указах Президента РФ, конституциях и уставах субъектов РФ и т.д.;

4) по субъектам правотворчества: могут исходить от народа, парламента, президентов, правительств, министерств и ведомств и т.д.;

5) по юридическому значению: материальные (закрепляют статус, компетенцию, т.е. полномочия участников конституционных правоотношений), процессуальные/процедурные (устанавливают порядок реализации материальных норм), методические (определяют правила применения и материальных, и процессуальных норм), технико-юридические (отражают описание документов и параметров некоторых действий, имеющих К-П значение);

6) по характеру регулятивного воздействия: управомочивающие (символизируют дозволение), обязывающие (напоминают предписания), запрещающие (запреты);

7) по степени обязательности предписания определенного поведения: категорические (предусматривают один вариант поведения), диспозитивные (норма дает несколько вариантов ее реализации; норма может возложить одно и то же полномочие на несколько субъектов КП; норма оставляет на усмотрение адресата, осуществлять полномочие или нет), рекомендательные (нормы, которыми что-то предлагается в мягкой форме);

8) по значимости для регулирования и возникновения конституционных правоотношений: основные (нормы, содержащие ключевое правило, но для его реализации нужны дополнительные нормы; предопределяют появление дополнительных норм и линию регулирования в них общественных отношений) и дополнительные;

9) по структуре: диспозиция (основное содержание нормы, правило поведения), гипотеза (условия, при которых правило применяется), санкция (неблагоприятное последствие, наступающее для тех, кто не следует правилу данной нормы).

 

4. Конституционно-правовая ответственность: понятие и виды

 

К-П ответственность – вид юридической ответственности, имеющей политический характер, которая наступает в случае нарушения конституционных норм, и выражается в применении к виновному субъекту конституционно-правовых санкций.

Виды К-П ответственности:

1. Лишение гражданства. Эта мера существовала в СССР по его законам о гражданстве. В Российской Федерации в настоящее время данная мера отсутствует. Более того, по Конституции РФ (ст. 6) никто не может быть лишен в РФ гражданства.

2. Отмена решения о принятии в гражданство РФ. Эта мера предусмотрена Законом о гражданстве РФ для случаев, если решение о принятии в гражданство РФ вынесено на основе представленных лицом ложных документов и сведений.

3. В том же плане есть санкции по отношению к беженцу: лишение статуса беженца при вступлении в силу приговора за преступление, совершенное на территории РФ; представление заведомо ложных сведений; иное нарушение Федерального закона о беженцах.

4. Указанный Закон предусматривает предоставление лицу, не являющемуся гражданином РФ, временного убежища на террито­рии РФ. Соответственно есть санкция — отмена решения о предо­ставлении временного убежища примерно по тем же основаниям, что и лишение статуса беженца.

5. Федеральный закон «Об общественных объединениях» пред­усматривает, что общественное объединение сначала получает предупреждение в связи со своей деятельностью, не соответствую­щей закону или уставу общественного объединения. Это своеоб­разная мера конституционно-правовой ответственности.

6. Далее, если данная мера не возымела действия, следует приостановление деятельности общественных объединений по решению суда.

7. Если и это не помогло, следуют ликвидация общественного объединения и запрет на его деятельность по решению суда.

8. Признание поведения физического лица, должностного лица, органа или общественного объединения противоконституционным или не соответствующим закону.

9. Лишение государственных наград и званий. Эта мера консти­туционно-правовой ответственности предусматривается зачастую законодательством, устанавливающим соответствующие награды и звания.

10. Лишение или приостановление избирательного права гражда­нина.

Такая мера, как лишение избирательных прав (для категорий лиц, указанных в Конституции и законодательстве, а также по решению суда), существовала в Советской России и СССР в первые годы и десятилетия Советской власти. Сейчас такой меры нет. Однако наше законодательство говорит о неучастии в выбо­рах как недееспособных, так и лиц, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы. В отношении второй категории можно говорить о лишении или приостановлении их избирательного права на период нахождения в месте лишения свободы.

11. Признание выборов депутатов и выборных должностных лиц недействительными. Такое решение, по российскому законода­тельству, может быть принято вышестоящими избирательными комиссиями или судами в случае установления такого масштаба нарушений законодательства о выборах, что невозможно устано­вить результаты голосования.

12. Досрочное прекращение полномочий доверенных лиц по ре­шению кандидата, избирательного объединения. То же — в отношении наблюдателей.

13. Удаление из помещения для голосования члена избирательной
комиссии, наблюдателя в случае нарушений ими избирательного законодательства, которые повлияют на объективные результаты голосования.

14. Роспуск, прекращение полномочий органа, должностного лица.
Например, роспуск Государственной Думы Президентом РФ; от­решение от должности Президента РФ Советом Федерации.

15. Упразднение органа. Например, Президент РФ может ликвидировать любой федеральный орган исполнительной власти, кроме Правительства РФ.

16. Приостановление деятельности органа. Такая мера консти­туционно-правовой ответственности далеко не всегда прямо пред­усматривается, но она вытекает из общего права создания и формирования соответствующих органов, а также контроля за их деятельностью.

17. Переформирование состава органа. Например, может быть переформирование одним органом состава другого органа (например, Президентом — Правительства) или своего органа (например, Советом — своего президиума).

18. Отмена решения одного органа другим органом. Например, Президент РФ вправе отменить постановление или распоряжение Правительства РФ, противоречащее Конституции РФ, федераль­ному закону, указу Президента РФ.

19. Отмена органом акта своего руководителя. Например, Го­сударственная Дума, Совет Федерации вправе отменять распоря­жения председателей палат.

20. Отмена судом решения государственного органа или органа местного самоуправления.

21. Недоверие правительству со стороны парламента, отказ в доверии.

22. Отставка правительства. Может выглядеть и как санкция, и как не санкция. Мерой конституционно-правовой ответственнос­ти может быть и отставка отдельного члена правительства, а также руководителя органа исполнительной власти, не входящего в состав правительства.

23. Уход в отставку депутата под давлением обстоятельств и обвинений.

24. Отзыв депутата, выборного должностного лица избирателя­ми.

25. Прекращение полномочий депутата, выборного должностного лица на основе вступившего в законную силу обвинительного судебно­го приговора по решению соответствующего представительного ор­гана.

26. Прекращение полномочий депутата по решению представи­тельного органа, если он не должным образом исполняет свои полномочия.

27. Процессуальные санкции, вытекающие из деятельности пред­ставительных органов. Это могут быть предупреждение, замеча­ние депутату, лишение его слова при выступлении не по теме или с использованием оскорбительных выражений, отключение мик­рофона, удаление из зала заседаний депутата.

28. Лишение депутатского вознаграждения. Постановлением Государственной Думы от И марта 1995г. «О лишении месячного вознаграждения депутата С.П. Мавроди» было предусмотрено за систематическое неучастие в заседаниях Государственной Думы лишить депутата С.П. Мавроди месячного денежного вознаграж­дения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.