Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тогда у жизни есть смысл, тогда жизнь — это танец, тогда каждый шаг приносит счастье, так как это не шаг, исполненный долга, а шаг движения в неизвестное.






Река течет к морю. Небезопасность — это природа Дао. Не обзаводитесь безопасностью, иначе вы отрежете себя от природы, от Дао. И чем больше вы будете в безопасности, тем дальше от них вы будете. Двигайтесь в неизвестное — и пусть у неизвестного будут свои пути. Не принуждайте его, не подталкивайте реку, позвольте ей течь, и никогда никому не обещайте розового сада. И когда вы любите, будьте подлинны и истинны и говорите только так: в этот момент я чувствую это, а когда придет следующий момент, я скажу тебе... так, как если бы этот момент был всей жизнью.

И я говорю вам: если вы так любите в этот момент, тогда в следующий момент вы будете более любящим, так как следующий момент рождается из этого момента. Но это — не обоняние, не страховка. Если вы любили настолько тотально в этот момент, вы будете любить еще более тотально в следующий. Это выглядит абсурдным — как может тотальность быть еще большей? Но это случается.

Жизнь абсурдна. Если вы любили тотально и подлинно, и истинно, и расцвели в этот момент, зачем бояться следующего момента? Даже если этот цветок исчезнет, придет другой цветок. Не печальтесь об этом цветке. Жизнь продолжает цвести в этом цветке и в том, иногда в этом дереве, иногда в другом. Жизнь продолжается, цветки исчезают. Это означает, что форма исчезает, но бесформенное продолжает двигаться.

Отчего же печалиться? Но вы опечалены, так как вы утрачиваете этот миг, — вот почему вы боитесь следующего мига. В этот миг вы не любите, вот почему вы обеспечиваете безопасность на следующий миг. В этот миг вы не живете, вот почему вы так напуганы неизвест­ным. Вы обеспечиваете безопасность тому, как прожить в следую­щий миг, и это — порочный круг, так как вы очутитесь там со всеми своими привычками, шаблонами, вы будете там со всеми мертвыми правилами. Вы убиваете этот миг и также убиваете следующий.

Забудьте о будущем! Живите в настоящем и будьте в нем настолько тотальными, чтобы все, что ни пришло бы из этой тотальности, стало блаженством. Даже если цветок вянет, это будет прекрасно. Наблю­дали вы увядание цветка по-настоящему? Оно прекрасно. В этом есть грусть, но кто вам сказал, что грусть не прекрасна? Кто говорит, что только смех прекрасен? Я говорю вам, что смех поверхностен, если в нем нет грусти, а грусть мертва, если в ней нет улыбки.

Они противоположны, но они проникают друг в друга. Когда вы смеетесь с глубокой грустью, у смеха есть глубина, а когда ваша грусть улыбается, тогда в ней экстаз. И жизнь не разделена на отсеки, жизнь враждебна по отношению ко всем разделениям. Это ваш ум творит разделения.

Жизнь — это разлив, она не знает различий между рождением и смертью, она не знает различий между цветением и увяданием, она не знает различий между восходом и закатом. Она происходит внутри этих двух полярностей, это два берега, и река продолжает течь между ними.

Не заботьтесь о будущем, живите в этот миг настолько тоталь­но, чтобы следующий момент, выходящий из этого, был золотым. Будущее само позаботится о себе. Это то, что говорит Иисус: не думайте о завтрашнем дне — завтра позаботится о себе само, вам не нужно тревожиться о нем.

Жизнь небезопасна, и если вы сможете жить в небезопасности, тогда это единственная возможная безопасность. Человек, кото­рый может жить в небезопасности, счастлив, так как он — един­ственный, находящийся в безопасности — в безопасности в руках самой жизни. Его безопасность — не произведение человека, его безопасность от Дао, самой конечной природы.

Жизнь заботится о вас, зачем же вам так тревожиться о том, как позаботиться о себе? Зачем отрезать себя от жизни? Зачем разукоренять себя в жизни? Жизнь кормит вас, жизнь дышит в вас, жизнь живет в вас. К чему так сильно заботиться о себе? Человек, который слишком о себе заботится, — это семьянин; человек, который не заботится о себе, — это саньясин, тот, кто говорит: обо мне позаботится жизнь.

Вот что я понимаю под саньясой: это не отречение от жизни, это отречение от треволнений, от заботы, от слишком большого отождествления, от слишком большого подталкивания реки — вот каково это отречение.

Река движется сама по себе, вам не нужно ее подталкивать. Река прибила вас к этому берегу, к этому мигу, и она прибьет вас ко многим другим берегам. К чему тревожиться? Птицы не тревожатся, деревья не тревожатся, а человек — самое сознательное существо. Зачем ему тревожиться? Если Дао заботится о камне, если Дао заботится о реке, если Дао заботится о дереве, почему вы сомне­ваетесь в том, что Дао позаботится о вас? Вы в данный момент — наивысший расцвет жизни, и жизнь обязана заботиться о вас больше, чем о ком бы то ни было другом. Жизнь заботится о вас больше, так как на вас больше поставлено, вы — вызов. Жизнь стала сознательной через вас, она становится через вас все более и более сознающей.

Вы достигаете вершины — и жизнь пытается достичь вершины с вашей помощью. Так что жизнь позаботится. Позвольте сделать это жизни и не заботьтесь об эго, отрекитесь от себя. Для меня это и есть саньяса. Моя саньяса совершенно отлична, это вовсе не старая концепция.

Старая концепция состояла в том, чтобы оставить жизнь, отказаться от жизни, и старая концепция прямо противоположна моей: она была очень заинтересована в личности — вы должны о себе заботиться, должны заботиться о медитации, о вашей йоге, должны заботиться о своей садхане, и вы должны заботиться о том, чтобы увидеть, как достичь Бога раньше всех.

Моя саньяса прямо противоположна. Я говорю, что вам не нужно волноваться, — вы достигнете, но достигнете не через волнение. Вам даже не нужно делать усилий. Будьте безусильны, пусть ваша жизнь будет позволением — и вы достигнете. Жизнь позаботится. Когда вы в своих руках, вы в опасных руках. Когда вы в руках Дао — вы в руках матери, окончательной матери.

Теперь послушайте эти слова:

" Рыбы рождены в воде, человек рожден в Дао".

Чжуан-цзы говорит, что как рыбы рождены в воде, так человек рожден в Дао. Вода заботится о рыбах, Дао заботится о вас. Вы — рыбы в Дао, природе, или можете называть это Богом. Чжуан-цзы никогда не пользуется этим словом, — намеренно, сознательно, так как оно перегружено множеством ерунды. Он просто пользуется " дао" — нейтральным словом.

Веды используют слово " риг": риг означает Дао, природу. Человек рожден в Дао, вот почему мы не можем его почувствовать. Рыбы не могут почувствовать воду, они не знают ее так глубоко из-за того, что родились в ней. Они прожили с ней так долго, что нет никакого разделения. Рыбы никогда не знают о существовании воды. Они в ней движутся, живут в ней, умирают в ней. Они приходят в нее и исчезают из нее, но они не знают, что такое вода. Рассказы­вают, что одна молодая рыба встревожилась, так как она услышала очень много об океане, и захотела узнать, что же это такое.

Она плавала от одной мудрой рыбы к другой и искала мастера, гуру. Их было множество — у рыб свои мастера и гуру. Они ей многое говорили, так как если вы приходите к гуру, он должен что-то сказать, даже если не знает, — просто для того, чтобы спасти свое " гуруство". Они рассказывали об океане много, но рыба не была удовлетворена, так как она хотела это попробовать.

Один гуру сказал: " Он очень далек, и его трудно достичь. Очень редко кто-нибудь достигает океана. Не будь глупой. Нужно гото­виться в течение миллионов жизней. Это не обычная вещь — это великая работа. Сначала очисти себя и делай эти асаны — одну часть восьмеричного пути Патанджали".

Кто-то был буддистом, и он сказал: " Это не поможет. Иди по пути Будды, восемь правил Будды помогут тебе. Сначала стань совершенно чистой, чтобы не осталось никакой нечистоты, и только тогда тебе позволят увидеть океан".

Кто-то еще сказал: " В калиюгу, в этот век, поможет только распевание имени Рамы. Пой Рам, Рам, Рам, — только при помощи его благоволения ты достигнешь".

А рыба была уже в океане. Она искала и искала, просмотрела множество писаний, изучила множество доктрин, доктринеров и докторов, посетила множество ашрамов, но ничего не достигнув, она становилась все более и более разочарованной. Где океан? Она стала одержима этим. И вот однажды она встретила рыбу, очень обычную рыбу, — та должна была выглядеть, как Чжуан-цзы, совсем обычной.

Никто не думал, что эта рыба может быть гуру, — она жила обычной жизнью рыбы. Эта рыба сказала: " Не сходи с ума, не глупи. Ты уже в океане. То, что ты видишь вокруг, и есть океан. Он не отдален, он рядом, вот почему ты не можешь его увидеть. Для того чтобы что-то увидеть, необходимо расстояние, необходимо иметь перспективу, пространство. Он настолько близок, что ты не можешь его увидеть: он — снаружи от тебя и он—в тебе, ты не что иное, как волна в океане, его часть, концентрация его энергии".

Но искатель не поверил, искатель сказал: " Ты, похоже, сошла с ума. Я посетил множество мастеров, и все они говорят, что он очень далек. Сначала нужно очиститься, делать асаны йоги, куль­тивировать учение, характер, мораль, быть религиозным, пройти через множество ритуалов, и тогда только, через миллионы жиз­ней, это произойдет. И если кто-то даже достигнет океана, то благодаря благословению Бога".

Но Чжуан-цзы прав: океан повсюду вокруг вас, вы — в нем, вы не можете быть больше нигде. Как вы можете жить, если Бог в вас не дышит? Кто в вас дышит? Кто движется в вашей крови? Кто усваивает вашу пищу? Кто грезит вашими грезами? Кто порождает поэзию и любовь? Кто стучит в ваше сердце стуком неведомого? Кто - музыка вашей жизни? Как Бог может быть отделенным? Если Бог отдален и далек, как вы можете быть здесь? Как вы можете существовать?

Это невозможно, так как Бог — это жизнь, а вы — кристалли­зация самой жизни, вы — Бог, возможно, миниатюрный, но Бог. И я не говорю, что когда-то в будущем вы станете подобными Богу. Я говорю: здесь, в этот самый миг, вы им являетесь. Знаете вы это или нет, — нет никакой разницы: вы — боги, иначе и быть не может. Может понадобиться миллион жизней, чтобы понять это, но не потому, что расстояние так огромно, а потому, что вы ведете себя глупо; не потому, что вы нечисты, а потому, что вы невежественны. Не нужно никакого учения, кроме сознательности: осознавайте близость, про­сто осознавайте то, что уже касается вашей кожи, что стучит в вашем сердце, что течет в вашей крови, — просто сознавайте близость.

А для того, чтобы подойти ближе, вы должны жить данным мигом, так как если вы в будущем, вы отошли на расстояние, тогда вы в дальнем странствии, а Бог — здесь, и вы уже оставили его позади. Чжуан-цзы говорит:

" Рыбы рождены в воде, человек рожден в Дао. Если рыбы, рожденные в воде, ищут глубокой тени пруда и бассейна, все их нужды удовлетворены".

Нужды — да, желания — нет. Если рыба становится политиком, тогда нет, но они не столь глупы, чтобы становиться политиком. Рыбы не так глупы, как люди. Они просто живут, они наслажда­ются, они едят, пьют и радуются, они танцуют. Они так благодарны самому маленькому пруду, который им дали. Они в нем наслажда­ются. Посмотрите на рыб в пруду, прыгающих, наслаждающихся, снующих туда и сюда. Кажется, что у них нет цели, нет амбиции, что их нужды удовлетворены.

Когда они устают, они плывут в тень пруда и бассейна, и отдыхают: накапливается энергия, они движутся, и танцуют, и плавают, а когда они снова устают, они плывут в тень и отдыхают. Их жизнь — это ритм отдыха и действия.

Вы утратили этот ритм. Вы действуете, но не отдыхаете. Вы едете в лавку, но никогда не возвращаетесь назад, домой: даже если вы возвращаетесь, возвращается лавка в вашей голове. Вы никогда не ищете тени пруда, бассейна. Это все то, чем является медитация, — искать пруд, тень. Это все то, чем является молитва, — двигаться из активности в неактивность. Это все то, о чем говорит религия.

Действие... вы слишком много двигались и потеряли равновесие, теперь будьте неактивны, чтобы могло восстановиться равновесие. Будьте активны, но не забывайте, что неактивность нужна так же, как и действие. Как действие означает двигаться в мир, так неактивность означает двигаться внутрь. Это как ритм. Днем вы сознательны, ночью становитесь бессознательными. Вы едите и потом должны поститься в течение нескольких часов. Потом вновь приходит голод — и вы едите, затем снова поститесь. Если вы просто будете продолжать есть, вы сойдете с ума, а если будете просто продолжать поститься, то умрете. Ритм необходим. Ритм противоположностей — это самый главный тайный ключ жизни. Всегда помните о противоположном.

Но ум говорит: зачем противоположное? Что за нужда? Зачем быть противоречивым? Если ты можешь быть бодрствующим, тогда бодрствуй. Зачем спать? Есть некоторые ученые, которые продол­жают думать, что если избавить человека от сна, тогда будет сохранено больше жизни. Они говорят: " Если вы живете 90 лет, 30 лет из них теряется во сне — это слишком большая трата". Ученые мудрее, чем Дао: слишком большая трата! И ваш ум тоже скажет. " Да, если бы можно было сохранить 30 лет, жизнь стала бы богаче".

Но я говорю вам: вы просто сойдете с ума. Если потеряны ваши 30 лет сна, вы можете быть бодрствующими в течение 60, а иначе вы будете маньяками. Мир будет кошмаром. Просто подумайте о человеке, который должен не спать всю жизнь: с таким человеком будет невозможно жить, так как он никогда не сможет рассла­биться, — он будет подавляться и подавляться. Мир станет сума­сшедшим домом, — и он уже таков!

Ритм необходим: вы должны бодрствовать — и вы должны спать. И сон не противоположен жизни, он противоположен логике. Из-за того, что вы глубоко спите, вы становитесь способными к большей активности и большей сознательности утром. Если про­шлой ночью вы спали прекрасно, глубоко и наслаждались сном, полностью в нем расслабились, полностью забыли себя, тогда этим утром вы проснетесь полностью возрожденным, свежим, полным энергии, чтобы снова вступить в действие.

Если вы действовали в течение всего дня с огромной энергией, не тепловато, а действительно активно, тогда вы будете лучше спать. Действие, совершаемое тотально, приносит расслабление, а расслабление, совершаемое тотально, приносит большее действие — жизнь обогащается при помощи противоположностей. Но логика верит в то, что противоположности никогда не встречаются, и из-за логического мышления весь Запад стал разуравновешенным.

Логическое мышление всегда урезает сон, так как оно говорит, что вы наслаждаетесь только тогда, когда бодрствуете: во сне нет наслаж­дения, поэтому продолжайте проталкивать ваше бодрствование глуб­же в ночь. И на Западе, пока люди идут спать, пол ночи проходят в танцах, еде, встречах с друзьями, дискуссиях, спорах, сплетничании, клубах, отелях, театрах. Бодрствуйте столько, сколько сможете, и толкайте бодрствование поглубже в ночь. И они настолько его затал­кивают, что когда ложатся спать, они всегда спят в полглаза.

Кажется, что если бы было возможно бодрствовать всю ночь, они насладились бы еще больше, — они сходили бы в еще один театр, протанцевали бы больше танцев, встретили бы больше друзей или, возможно, накопили бы больше денег, поиграв дольше в карты. Они всегда ложатся спать в полглаза, а потом удивляются, что у них бессонница, что они не могут спать. Но глубоко внутри вы не хотите спать.

Я никогда не видел человека с бессонницей, который действи­тельно хотел бы спать. Если человек хочет этого, он будет спать. Но он этого не хочет. Глубоко внутри он хочет активной жизни, полно­стью активной, без отдыха, потому что из-за отдыха вы не можете заработать деньги — вот в чем проблема. Из-за отдыха вы не можете выиграть избирательную кампанию, из-за отдыха ваша лавка не станет большей. И чего вы достигнете с помощью отдыха? Отдых не может удовлетворить амбицию, для амбиции нужно действие. Же­ланиям нужны действия: политике, деньгам, всему нужно действие.

Сон — пустая трата времени. Если ваш ум одержим желаниями, вы будете спать в полглаза, как если бы это было принуждением, и тогда вы чувствуете, что не можете спать. В полглаза, так как вы творите сопротивление, и из-за того, что вы слишком далеко зашли в желании, в действии, они продолжаются в уме. Тело хочет заснуть, а ум продолжает оставаться активным.

Как раз на днях пришел человек и сказал: " Когда я медитирую, мысли продолжаются. Как их остановить? " Я сказал ему, как. Тогда он сказал: " Но я люблю думать". Я спросил: " Тогда зачем пытаться их останавливать? " И он сказал: " Из-за этих мыслей я не могу заснуть и не могу расслабиться, но я все еще люблю думать".

В этом-то и проблема: вы любите думать, так как думание стало инструментом достижения чего-то, — вы можете стать великим мыс­лителем или, с помощью думания, вы можете стать великим вождем. Вы слышали, чтобы кто-нибудь стал великим вождем с помощью сна?

Все они осуждают сон, все они осуждают леность, все они осуждают людей, которые просто наслаждаются жизнью и не так активны. Они называют их хобо, или бродягами, или бездельника­ми и осуждают их. Но наблюдали вы когда-нибудь, чтобы мир страдал от ленивых? Никогда, потому что ни один лентяй не может стать Гитлером, ни один лентяй не может стать Мао, Чингиз-Ханом, Наполеоном. Ни один лентяй не может стать активным. Действие принесло с собой все войны, действие — это самая вредная вещь в мире, но мы по-прежнему говорим, что необходимо действие, так как каждый амбициозен.

Если вы отбросите амбицию, вы станете ленивым и активным в правильной пропорции. Тогда ваша жизнь будет ритмом. Вы будете двигаться к этому, а потом к тому, и внутри вы уравновеситесь: днем активность, ночью — сон. Действие и медитация должны быть вместе, вот почему я никогда никому не предлагаю уйти в Гималаи и отречься от мира — ведь тогда они будут просто ленивыми и сонными, а это снова неравновесие.

Будьте в мире, но когда вы приходите домой, действительно приходите домой, оставьте офис, оставьте его и не несите дела в голове. Когда вы неактивны, наслаждайтесь неактивностью и дайте телу чувствовать и двигаться в соответствии с Дао, а не в соответствии с вашим умом.

" Если рыба, рожденная в воде, ищет глубокой тени пруда и бассейна, все ее нужды удовлетворены.

Если человек, рожденный в Дао, тонет в глубокой тени недеяния, чтобы забыть агрессию и вовлеченность, ему всего достаточно и его жизнь в безопасности".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.