Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наблюдение психиатров






...Работа с этим мужчиной вначале протекала самым заурядным образом и, казалось бы, не предвещала ничего необычного. Довольно банальное повышение уве­ренности в себе за счет стандартизованного и усвоенного мною «от и до» комплекса психотехнологий (еще бы — я ведь его сам и создал). Однако внезапно мы буквально споткнулись на теме секса — да так, что этот, до того за-торможено-спокойный и немного даже индифферентный мужик, начал с пеной у рта обличать безнравственность ны­нешних мужчин и женщин. На прямой вопрос: «А как у вас с этим?» (я не уточнил, с чем) он сначала с вызовом пове­дал, что верен своей жене все двадцать лет их брака, а потом, внезапно сникнув, сказал, что давно уже не полу­чает никакого удовольствия от секса, да и получал хоть что-то только первые годы брака. И я понял, что сейчас придется работать с воссоединением с отторгаемой частью.

Только что я объяснял вам, что сплошь и рядом мы можем превратиться в этакий «Тяни-толкай» (персонаж сказки «Айболит» с двумя головами на противоположных концах тела, это если кто не знает), когда одна часть как бы тянет нас в светлое будущее, а другая предпочла бы на­всегда сохранить не такое уж и темное прошлое. Так вот, если вспомнить тоже уже известное вам деление психики


на Персону (то, что мы в себе принимаем) и Тень (то, что мы в себе терпеть не можем и потому отвергаем-изгоняем), во всех подобных случаях мы имеем как бы равновесное соотношение между оппонирующими друг другу частями (см. рис. 14)

Рис. 14

А вот в случае с изгоняемыми (отторгаемыми, отвергаемыми) СЕС дело обстоит куда как сложнее. Потому что, согласно так называемой теории проекций, любая Пер­сона суть все-таки Маска: неточный и убогий образ себя. Потому что создается она, когда вы как бы пытаетесь отречься от неприемлемых (только в силу вашей личной обусловленности) вещей типа гнева, самоуверенности, сек­суальных влечений, агрессии и т. п. Так как вы их не при­емлите, то самое простое (и, пожалуй, единственное), что вам же удается сделать — так это притвориться, что это вам не принадлежит. То есть принадлежит не вам, а кому-то другому. И даже называется как-то не так.

Предположим, что вас влечет к какой-то женщине, но реализация этого влечения невозможна по чисто соци­альным причинам (жена, тесть, начальство, карьера и т. п.). В результате вы оказываетесь в состоянии фрустрации (не­удовлетворенной потребности), но буде она (потребность), во-первых, аморальна и, во-вторых, неубиваема (живет себе, зараза, и хоть бы хны...), все, что вам остается сде­лать — так это спроецировать влечение на бедную (воз­можно, даже совсем ничего не подозревающую о ваших


любовных эскападах) женщину. И заставить поверить — сначала себя, а потом, если надо, то и других, что она вас преследует! Точно так же, если вы враждебны к кому-то, а враждебность эта для вас неприемлема, вы спроецируете ее на того, кого ненавидите, и заставите себя принять (и очень быстро) идею о том, что на самом деле именно он враждебен к вам и вас же ненавидит.

Далее — для особо любопытных — я привожу не­сколько модифицированную таблицу «Типичное значение различных симптомов Тени», составленную К. Уилбером /17/. В основном для повышения уровня вашего интеллекта, но с тайной целью, чтобы вы поняли, что тысячу раз прав был Ф. Перлз, как-то грустно заметивший, что «все мы живем в доме, окна которого зеркала, и думаем, что смо­трим наружу, а видим только самого себя...».

 

Симптом   Исходная теневая форма
Преследование   Влечение
Давление   Желание
Отверженность другими   Отвержение других
Вина   Возмущение
Тревога   Возбуждение
Застенчивость   Заинтересованность
Страх   Враждебность
Печаль   Рассерженность
Обязанность   Желание

Чтобы это все стало вам хоть чуточку более понят­ным, поясню, как здесь «работает» ваше бессознательное на самом первом из симптомов.

 

Симптом Перевод Исходная теневая форма
«Вы меня преследуете...! На самом деле это я хочу (но не могу в силу ряда соображений, неясных мне самой) преследовать вас... ...Потому что меня к вам чертовски влечет!

И, как говорится, и т. д. и т. п. Но — все это может показаться вам слишком сложным.

И, чтобы не грузить ваши бедные и неокрепшие го­ловы довольно сложной теорией проекций, просто поясню,


что известная фраза (поговорка) «У кого что болит, тот про то и говорит» имеет непосредственное отношение к нашей теме. Ибо, хотите верьте, хотите нет (а от этого ничего не изменится), во вне и в других мы практически всегда бо­ремся с тем, что не принимаем внутри и в себе. И хотя это может показаться циничным (а по мне, так грустным), но самые яростные борцы с алкоголизмом суть скрытые ал­коголики, боящиеся выпустить свой латентный алкоголизм из-под внутреннего контроля и потому «давящие» его во вне. Про яростных борцов с педофилией и гомосексуализ­мом выводы сделайте сами. А в порядке утешающей (после ужасных выводов) тренировки ума подумайте, с чего это жители США изо всех сил борются за внешнюю демократию во всем без исключения мире... Все пра­вильно — потому что запутавшись в сетях собственной по­литкорректности, американцы внутренне суть самая несвободная нация в мире...

Так вот, во всех подобных случаях мы тоже имеем дело с расколом на полярности. Но в силу того, что одна из них является как бы морально (хотя и не всегда только мо­рально) неприемлемой, а другая, наоборот, сверходобряе-мой, первая прочно изгоняется глубоко в Тень, тогда как вторая становится едва ли не главной в Персоне (Лично­сти).

Рис. 15

В результате, как, например, в данном случае, заку­сивший удила Ханжа, казалось бы, начисто возобладал над,


условно говоря, Распутником. Заодно блокировав и вполне здоровое сексуальное удовлетворение. «Казалось бы» по­тому, что ничего, никто и никогда в Тени скрыть еще не смог. И как потом, уже после излечения от крайностей, при­знался мне этот мужчина, он был завсегдатаем порносай­тов, а также тайно «грешил Ононом» (ежели не поняли, что это такое, то и не парьтесь).

Все это я объяснил клиенту не сразу, а в процессе работы. Каковую начал с разъяснения принципов внутрен­него конфликта и внешне неожиданного, но подспудно ожи­даемого вопроса.

— Скажите, — спросил я, — если мы сейчас вот так расставим два стула и на один из них посадим эту часть Сверхморалиста — кстати, на какой...

— На левый, — не задумываясь, брякнул клиент

—...то какая часть должна находиться на стуле пра­вом, и, кстати, как бы вы ее назвали?

— А тут и думать нечего, — мрачно ответил мужик, — Сексуально Озабоченный... Достал же он меня, зараза...

Дальнейшее было уже делом знакомой вам техники. Выяснить, что части люто ненавидят друг друга. Опреде­лить, что в идеале обе они хотят своему хозяину одного и того же. Найти ресурсные характеристики каждой из ча­стей, интересные с точки зрения оппонента. И осуществить слияние: правда, в этом случае довольно драматическое. С ка­кими-то загадочными судорогами, сменившимися не менее таинственным «марсианским» («Война миров» Г. Уэллса) уханьем (клиент за это потом долго извинялся)...

...Через неделю этот мужчина взял внеочередной отпуск и на неделю укатил с женой (это хорошо, что с женой) куда-то в теплые края. Наконец-то провел медовый месяц, который вообще-то мог у него состояться двадцать лет тому назад...

Так что примем как данность, что в практике пси-


хотерапии сплошь и рядом встречаются ситуации, при ко­торых основной причиной проблем клиента выступает факт существования некой отторгаемой им Самостоятельной Единицы Сознания. Той самой, которая показалась ему не-приемлимой, ненужной или просто неэкологичной, отчего он отправил ее «куда подальше» (в область Тени по К. Юнгу). Отправил, даже не подозревая о том, что из этого своего далека она периодически будет напоминать ему о себе и даже просто-напросто мстить. Как, например, это де­лает любая отвергнутая женщина, сколь бы интеллигентной и воспитанной она не была.

Я не привожу далее собственного описания этой процедуры. И потому, что она ничем не отличается от слия­ния частей. И оттого, что она (же) очень даже хорошо опи­сывается психотехнологией воссоединения с отторгнутой частью Ф. Фанча /19/.

1. Обнаружьте, нет ли у вас какого-то поведения, изо­
лированного от обычного.

2. Подберите условное, приблизительное название этого поведения, но будьте готовы изменять его по мере обнаружения нового материала. Названия должны быть очень широкими и общими (например, «часть, поддержи­вающая»). Они предназначены для того, чтобы раз­делить поведение на две большие группы, так что не стремитесь быть слишком точным.

3. Спросите себя: у меня есть часть, которая? И получите подтверждение этого.

 

4. Теперь задайтесь вопросом: чем занимается (что де­лает) эта моя часть? Узнайте ее общее поведение и дея­тельность. Будьте при этом совершенно беспристрастны и постарайтесь не навешивать отрицательных ярлыков.

5. Спросите себя: есть ли у меня часть, противопо­ложная? Узнайте обратную сторону. Ее не

нужно особо искать, это просто дополняющая часть, ко-


торая не делает того, что делает первая, но делает все остальное или что-то противоположное.

6. Теперь последовательно задайте своим частям сле­
дующие вопросы:

«Чем занимается эта часть?»

«Какие хорошие качества части А?», «Чего ей не хва­тает?»

«Какие хорошие качества части Б?», «Чего ей не хва­тает?»

«Эти части присутствуют одновременно или по оче­реди?»

«Если бы часть А могла говорить с частью Б, что бы она сказала?»

«Если бы часть Б могла говорить с частью А, что бы она сказала?»

7. Побудите эти две части говорить друг с другом, отвечать друг другу и просто обмениваться информацией.

8. Теперь спросите себя или части: «Часть А ценит (хорошо относится, восхищается, любит) часть Б?» и на­оборот.

9. Поощрите части начать больше ценить друг друга и признать, что они взаимодополняющие части одного це­лого. Не настаивайте на этом сверх того, к чему части готовы.

10. Задайтесь вопросы: «Чему может часть А нау­
читься у части Б?» Если они еще не поняли, что могут
учиться другу друга, побудите каждую из них понять, что
ей чего-то не хватает, и согласиться работать над до­
стижением этого. Обратите внимание части на другую
часть как на источник обучения этому.

11. Договоритесь о том, как части могут начать об-


мениваться информацией и учиться друг у друга. Побу­дите части обмениваться энергиями. Вообразите, что они это делают.

12. Если части после этого не начали быстро сли­ваться, узнайте, что разделяет их. Выясните, что стоит между ними и разберитесь с этим. Это может быть не­приятное ощущение, которое вы испытываете, когда части сталкиваются вместе. Может быть, полезно спра­виться с этим с помощью изменения личной истории и реимпринтинга, а потом вернуться к процессу объедине­ния.

13. Если вы почему-то чувствуете, что все это проис­ходит слишком быстро или слишком сильно, то вы мо­жете составить план, по которому эти части будут продолжать сотрудничать или объединяться. Вы даже можете оставить части разделеннымино так, чтобы они хорошо общались и сотрудничали друг с другом.

14. Если слияние частей начало происходить, вы мо­жете ускорить его. Способ осуществить это объединение следующий. Вытянув руки вперед ладонями вверх, вообра­зите в каждой руке часть и наблюдайте, как они обмени­ваются энергией. Когда вы ощутите или увидите, что это происходит, сведите руки вместе. Такие действия скорее всего дадут толчок для полного объединения частей, если они уже готовы к этому.

15. Теперь проверьте слияние, обратившись к себе как к целостной личности. Задайтесь вопросом: как изменится моя жизнь теперь, когда у меня все это воссоединилось и слилось? Обязательно спросите себя, как, начиная с этого момента, пойдут ваши дела в той области, с которой вы работали. И не удивляйтесь, если там все очень суще­ственно изменится.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.