Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результаты исследования особенностей детско-родительского взаимодействия и представлений о семье






Была проведена методика ВРР с целью выявления особенностей се­мейных и детско-родительских отношений в исследуемой паре. Резуль­таты показали, что мать применяет к ребенку строгие меры, устанавли­вает жесткие правила во взаимоотношениях с ребенком, принуждает его к чему-либо. Также ярко выражено контролирующее поведение по отно­шению к ребенку, что может проявляться в мелочной опеке, навязчиво­сти, ограничении. Наряду с этим мать считает, что ее мнение не являет­ся авторитетным для сына, и сила влияния ее поступков, действий незначительна.

Воспитательная политика матери в глазах Димы выглядит следую­щим образом: мать видится ему требовательной, ожидающей от него вы­сокого уровня ответственности. Представления матери о себе как о строгом и контролирующем родителе полностью совпадают с мнением мальчика, что отражается в том числе и в высоких показателях по шкале «согласие - несогласие между родителем и ребенком». Дима удовлетво­рен отношениями с матерью, однако она действительно не является авторитетным взрослым для него. Поведение матери воспринимается ребенком как отвергающее, она кажется ему непоследовательной и непо­стоянной в своих требованиях, в применении наказаний и поощрений. Такое восприятие может стать следствием отвергающего отношения ро­дителя к ребенку.

Воспитательная политика отца характеризуется требовательностью, он для сына близкий человек, вызывает желание делиться с ним самым важным и сокровенным. Ребенок оценивает свои отношения с отцом как отношения сотрудничества, что позволяет предполагать включенность Димы во взаимодействие с отцом, признание им прав и достоинств сы­на. Отношения между ними, скорее всего, строятся на принципах равен­ства и партнерства. Отец - авторитетный взрослый для ребенка, отно­шения с ним полностью удовлетворяют сына. Однако наряду с этим поведение отца воспринимается Димой как отвергающее, а взаимодей­ствие отца с ребенком видится подростку непоследовательным.

Анализ данных, полученных с помощью методики " Семейная социограмма", показывает, что семья воспринимается адекватно как матерью, так и ребенком. Однако для подростка наиболее значимым членом се­мьи является младшая сестра, себя же он изображает в некотором отда­лении от всех остальных членов семьи, но прорисовывает свои связи с отцом и сестрой. Для матери равнозначимые члены семьи - ее мать и муж. Рисунок матери позволяет предположить эгоцентрическую направ­ленность ее личности. На нем отражены ее прямые связи со всеми чле­нами семьи, однако все они общаются между собой через нее. У ребенка общение с матерью опосредованное - через отца.
Таким образом, анализируя особенности детско-родительского взаи­модействия в семье, можно утверждать, что мать реализует авторитар­ный тип воспитания, но это не соответствует возрасту ребенка. Адек­ватным для подросткового возраста является демократический стиль семейного взаимодействия, который с успехом применяет в исследуемой семье отец. Неоднозначность восприятия семейных коммуникаций ре­бенком может быть обусловлена его возрастом и стремлением к незави­симости и самостоятельности при наличии надежного тыла.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.