Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий комментарий






 

1. Что такое корпоративное право?

 

Корпоративное право - новая структура в российском праве, появившееся лишь с развитием рыночной экономики. Оно - дитя свободы и результат развития демократических начал в нашей стране.

Корпоративное право - это система правил поведения, устанавливаемых органами управления корпорации, выражающих волю ее членов, обязательных для участников корпорации и охраняемых силой корпоративного принуждения, а при его недостаточности - силой государственного принуждения.

Иначе корпоративное право можно назвать внутриорганизационным, внутрифирменным правом.

Организации бывают самыми разными, но каждая из них представляет собой автономное образование:

- у каждой из них есть свои специфические цели деятельности;

- людской субстрат каждой их них весьма определенен и включает конкретных людей, отличающихся друг от друга;

- каждая организация имеет в качестве финансовой основы объединение определенных капиталов;

- социальное назначение любой из них весьма отличается (и порой существенно) даже от однородных организаций, не говоря уже о других.

Вот почему государству удается осуществить правовое регулирование деятельности очень широкого спектра организаций лишь по самым главным и принципиальным аспектам.

Чтобы максимально эффективно организовать свою деятельность, организации вынуждены создавать дополнительно для себя и своих работников правила поведения, исходя из конкретных условий, в которых они находятся, а также имеющихся у них возможностей (финансовых, технологических, кадровых и др.). Документы, в которых содержатся эти правила поведения, называются корпоративными актами.

 

2. Какие правоотношения регулируют корпоративные акты?

 

Любая организация живет и действует в многомерном правовом пространстве и вступает в правовые отношения со многими и многими субъектами права. Разобьем все эти отношения на три блока.

Первый блок. Отношения между предпринимательскими организациями, их объединениями и государственными органами.

Предпринимательство в целом не имеет надежного механизма саморегулирования, который бы позволил ему успешно функционировать и проявлять беспредельную и бесконечную социальную жизнеспособность. В социальной жизни вообще все носит относительный характер. Предпринимательство - не исключение. Вот почему несомненные " плюсы" предпринимательской деятельности, например, выживание в процессе конкуренции только самых жизнеспособных ее субъектов, легко могут превратиться в " минусы", например, большой уровень безработицы и др. Отсюда и потребность в целой системе государственных органов, поддерживающих в качестве некой опоры всю систему бизнеса, с которыми предпринимательским организациям приходится устанавливать отношения.

Второй блок. Отношения по установлению делового сотрудничества с контрагентами.

На установление деловых отношений с контрагентами направлены многие и весьма различные институты рынка: биржи, аудит, реклама, маркетинг и др. Главным же правовым инструментом здесь выступает договор. Именно с помощью него чаще всего оформляются деловые отношения. Договорные отношения - важный аспект деятельности корпораций.

Третий блок. Корпоративные или внутрифирменные отношения. Именно на их урегулирование направлено корпоративные акты.

Внутрифирменные отношения - это разнообразные отношения внутри корпорации как единого целостного образования, в котором объединены разные категории людей, как собственники, управляющие, так и наемные работники. Интересы этих людей порой бывают взаимоисключающими (например, собственники заинтересованы во вложении полученной прибыли в развитие производства, наемные работники - в ее распределении и потреблении). Достичь баланса интересов позволяют умело составленные корпоративные акты.

 

3. Насколько разнообразны внутрикорпоративные правоотношения?

 

Внутрикорпоративные отношения делятся на несколько видов. Самыми значимыми из них, пожалуй, являются отношения по управлению капиталами, находящимися в распоряжении корпорации. Не менее значимы и отношения по использованию ее материальных ресурсов. Но финансовые и материальные ресурсы будут лежать " мертвым грузом", если в корпорации не будет удовлетворительно урегулирован процесс применения труда, если социальные вопросы, весьма значимые для работников, будут оттеснены в ее деятельности " на обочину". В конечном счете, эффективность деятельности корпорации прямо зависит от того, как будут урегулированы эти внутрифирменные отношения.

Давайте вдумаемся в смысл, который несут в себе однокоренные слова " предпринимательство", " предприниматель", " предприимчивый": осуществить какое-либо дело, проявить находчивость, изобретательность, смелость, решительность, иначе говоря, делать что-либо самостоятельно и свободно. Иностранное слово " бизнес" имеет то же значение, потому что произошло от слова " busy", т.е. занят или имею дело. Таким образом, предприниматель и только он может решить, как эффективно вести затеянное дело, самостоятельно регулируя вопросы, возникающие в процессе его осуществления, с помощью корпоративных актов.

Смело можно сказать, что корпоративные или внутрифирменные отношения составляют ядро в деятельности корпорации. Ибо если они не будут правильно налажены, все другие отношения будут не нужны, до них дело просто может не дойти. Судите сами, если внутри организации царят беспорядок и анархия, то вполне может случиться так, что выпуск продукции будет себе в убыток и придется " самораспуститься", не дожидаясь окрика со стороны государственного органа относительно неуплаты налогов и применения банкротства. Если не налажен процесс производства должным образом, то вряд ли стоит рассчитывать на выпуск качественной продукции, а кому нужна негодная продукция, кто будут заключать договоры на ее поставку?

 

4. Корпоративное право для России: новое или хорошо забытое правовое явление?

 

Сама идея корпораций и корпоративного права как массива правовых норм, регулирующих их внутреннюю деятельность, была экспортирована в Россию из западноевропейских стран. Процесс дальнейшего ее усвоения и практического осуществления также проходил под влиянием западноевропейского законодательства и деловой практики.

Освоение корпоративной идеи началось еще при Петре I, который под влиянием своих заграничных путешествий утвердился во мнении о необходимости создания корпораций и в России. Но успех в этом плане пока не был достигнут по той причине, что в России еще не было для этого благодатной почвы: не сложились соответствующие условия в силу хронического отставания России от западноевропейских стран по многим и многим объективным причинам.

Лишь к конце ХIХ века в России корпоративная форма хозяйствования понемногу и довольно болезненно (как, впрочем, и в некоторых западных странах) стала входить в жизнь. Развивалось и корпоративное право. Однако, в отличие от западноевропейского внутрифирменного права, в нашей стране в тот период оно шло своим " самобытным" путем, а если точнее, то " разливалось", подобно реке в период паводка и далеко не всегда соответствовало даже тем немногочисленным законодательным нормам, регулирующим деятельность корпораций.

В советский период корпоративная, т.е. основанная на объединенных капиталах, форма хозяйствования была свернута. Государственная собственность уверенно " шествовала" по стране, практически исключив иные формы собственности. Поскольку же государство являлось единственным собственником всего и вся, необходимого для хозяйствования, поскольку и распоряжения, как управлять предприятиями, его фондами, трудовыми ресурсами следовали исключительно от государственных органов управления. Места внутрифирменному нормативному регулированию по указанным причинам не находилось, да и было не нужным. Оно могло дезорганизовать административную систему экономики. Более того, внутрифирменное регулирование признавалось вредным, инициатива строго наказывалась. Понятно, что законодательное регулирование в области экономики доминировало.

Лед тронулся, когда начались рыночные преобразования в нашей стране (в начале 90-х годов). Проведенная приватизация государственной собственности привела к образованию множества хозяйствующих субъектов, которым имущество уже принадлежало на праве частной собственности. Вполне понятно, что всякий собственник, наживший имущество как праведным, так и неправедным путем, не желает с ним просто так расставаться и поэтому прилагает все силы к тому, чтобы эффективно распорядиться своей собственностью. Для этой цели он издает внутрихозяйственные (внутрифирменные) нормы, чаще всего закрепляя их в корпоративных актах.

Сейчас применительно к организациям в законодательстве сформулирована и закреплена презумпция компетентности на издание корпоративных нормативных актов. Устанавливаются всего лишь пределы корпоративного регулирования, например, недопустимость ухудшения правового положений работников по сравнению с нормами законодательными, непротиворечивость корпоративных актов актам законодательным, установление в корпоративных актах прав и преимуществ сотрудникам организаций только за счет собственных средств и другие.

 

5. Что такое корпоративные нормативные акты?

 

Корпоративные нормативные акты - это документы органов управления корпорации, содержащие корпоративные нормы.

Корпоративные акты создаются имеющимися на предприятии органами управления, компетентными в решении тех или иных вопросов производственной и социальной жизни коллектива. В них в той или иной мере должна выражаться воля коллектива, отсюда проистекает их властность, даже некоторая авторитарность, а также официальность и обязательность.

Корпоративный акт обладает следующими признаками.

Во-первых, он имеет правотворческий характер, т.е. в нем либо устанавливаются корпоративные нормы, либо изменяются, либо прекращается их действие.

Во-вторых, корпоративный акт должен издаваться органами управления только в пределах своей компетенции, иначе по одному и тому же вопросу в организации будет существовать несколько нормативных решений, между которыми наверняка обнаружится несхожесть, а то и противоречия. Все это отнюдь не способствует качественному регулированию внутрикорпоративных отношений.

В-третьих, корпоративный акт всегда облекается в документальную форму (решение общего собрания, совета директоров, приказ руководителя и др.). Причем этот документ или документы должны иметь реквизиты (вид корпоративного акта, его наименование, орган управления, его принявший, дата принятия, номер и др.). Письменная форма необходима для достижения единообразия в понимании требований корпоративного акта, справедливого применения возможных санкций за его неисполнение.

В-четвертых, корпоративные акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, законодательству и корпоративным актам, имеющим большую юридическую силу, например приказ руководителя - решению общего собрания.

 

6. Какие существуют виды корпоративных нормативных актов?

 

Их классификацию можно производить по различным основаниям.

По субъектам корпоративные нормативные акты делятся на акты коллективов предприятий, акционеров, наемных работников (акты корпоративных референдумов, акты общих собраний), акты исполнительных органов корпораций (акты советов директоров, правлений, советов предприятий и др.) и, наконец, акты руководителей корпораций, принимаемые в порядке единоначалия.

По отраслевому признаку различаются корпоративные нормативные акты, регулирующие финансовую деятельность (финансовые корпоративные акты), сферу управления (административные корпоративные акты), сферу применения труда (трудовые корпоративные акты), сферу социального обеспечения (пенсионные, жилищные и другие корпоративные акты) и, наконец, имущественную сферу (гражданско-правовые нормативные акты). Именно данный критерий положен в основу классификации корпоративных нормативных актов, предлагаемых в прикладной части данной книги.

 

7. Какие требования предъявляются к корпоративным нормативным актам?

 

1. Корпоративные нормативные акты должны отражать объективную реальность. Это означает, что в процессе принятия акта, до момента вступления его в силу необходимо просчитать экономические возможности его выполнения, предусмотреть организационные издержки и барьеры на пути его реализации, учесть особенности коллектива (половые, возрастные, квалификационные и т.д.). Допустим, стоит ли принимать корпоративный акт о выплате дополнительной пенсии в размере 100% от пенсии государственной работникам, хотя и проработавшим в корпорации длительное время, если не ясно, будут ли для этой цели соответствующие средства в следующем году. Или оправданно ли будет устанавливать слишком раннее начало рабочего дня, если коллектив предприятия состоит из женщин, на которых, как правило, лежит большая часть утренних обязанностей по дому? Игнорирование этого обстоятельства может привести к массовым опозданиям на работу.

2. Корпоративные нормативные акты должны иметь определенную структуру, а не представлять собой хаотичный набор нормативных положений. При издании наиболее важных корпоративных актов не помешает ввести в их структуру небольшую преамбулу (вводную часть). Обычно в ней излагаются цели и задачи нормативного акта, причины, побудившие его принять, круг лиц, на которых он распространяется, и др. В составе корпоративного акта может быть выделена часть, где определяются термины, используемые в дальнейшем. Классическое построение корпоративных нормативных актов по схеме: субъекты правоотношений - объекты-права и обязанности-льготы и санкции, употребляемой чаще всего при создании законов, в основной массе случаев вряд ли возможно. Однако непреложным остается факт, что корпоративные акты, выдержанные с точки зрения системности и логики, имеют больший коэффициент полезного действия, нежели неровные, хаотичные, сумбурные акты по содержанию.

3. Корпоративные нормативные акты должны быть доступными для понимания всех членов, работников корпорации. В коллективе встречаются различные по возрасту, по интеллекту люди. За аксиому необходимо взять следующее правило: корпоративные акты должны быть рассчитаны на людей со средним или даже ниже среднего интеллектуальным уровнем, работающих в корпорации или инвестирующих ее. Требуется избегать в них мудреных фраз, специфических юридических терминов. К примеру, если руководитель крупного предприятия передает право налагать дисциплинарные санкции начальнику структурного подразделения, то в приказе ему не следует употреблять фраз типа: дисциплинарная юрисдикция входит в компетенцию руководителей структурного подразделения.

4. Содержание корпоративных актов лучше излагать простым и ясным языком.

5. Важно учитывать и такие требования к ним, как строгость стиля и соответствие правилам формальной логики.

6. Кроме того, они не должны носить слишком абстрактный характер и в то же время " увязать" в деталях.

 

8. Какие реквизиты должны иметь корпоративные нормативные акты?

 

Корпоративные акты, необходимо снабжать всеми обязательными реквизитами, к которым относятся:

Вид корпоративного акта. Обычно при этом указывается орган, его принявший: общее собрание, совет директоров, правление, руководитель предприятия или структурного подразделения и т.д.

Наименование акта. Наличие данного реквизита оказывает дисциплинирующее воздействие на субъекта, издающего этот акт, тем, что дает возможность более или менее точно определить предмет нормативного регулирования. Допустим, наименование акта " Порядок выплаты дивидендов" не позволяет " растекаться мыслью по древу", " застревать" попутно на других вопросах. Помимо этого, наименование корпоративных актов облегчает процесс их систематизации и обеспечивает удобство их нахождения и использования.

Дата принятия акта. Данный реквизит способствует быстрому нахождению корпоративного акта в случае, когда по одному и тому же вопросу таковых принято несколько.

Подписи должностных лиц. Они играют особую роль при оспаривании корпоративных актов в суде в качестве неправомерных.

Номер акта. Реквизит имеет, также как и дата корпоративного акта, определенное значение для проведения систематизации корпоративных нормативных актов.

Суммируя вышеизложенное, можно отметить, что подготовка корпоративных актов - дело непростое. Однако при разумном, умелом составлении они способны стать мощным фактором в процессе организации деятельности корпораций. Следует иметь в виду, что они в большей мере, нежели законодательные акты, несут на себе печать субъективности. Содержание корпоративных актов в большей степени зависит от их разработчиков, от того, как и в чем последние видят задачу корпоративного акта, какими средствами пытаются ее решить, как формулируют сами правила поведения, какой круг адресатов выбирают, какие санкции определяют. Вот почему при неразумном использовании корпоративные нормативные акты могут стать источником психологической напряженности в коллективе, страха, неуверенности, а то и нарушения интересов членов коллектива.

Крайне важной в связи с этим является разработка руководства по производству нормативных актов на предприятии. На некоторых предприятиях такие руководства уже стали появляться (см. образец в прикладной части - Гл. 8 " Юридическая работа в корпорации"), но пока они регулируют в основном порядок принятия корпоративных актов. Вопросы же их внутренней формы (структуры, языка, стиля изложения и т.п.), а тем более содержания не затрагиваются. Это безусловное упущение можно отчасти объяснить тем, что корпоративное нормотворчество - явление, возникшее у нас не так давно.

 

9. Какие выделяются виды корпоративного правотворчества?

 

В процессе создания корпоративных норм участвуют различные субъекты. В зависимости от этого корпоративное нормотворчество можно подразделить на три вида: прямое, представительное и опосредованное.

А. Прямое (непосредственное) корпоративное нормотворчество - осуществляемая коллективом организации (коллективом акционеров, коллективом персонала) самостоятельная деятельность по созданию корпоративных норм.

Проходить прямое нормотворчество может по-разному. Здесь могут быть использованы, по крайней мере, три способа принятия корпоративных норм.

1. Принятие корпоративных норм общим собранием коллектива. Надо отметить, что это довольно сложная форма корпоративного нормотворчества и с организационной, и с юридической, и с финансовой точек зрения. Именно поэтому закон и практика вышли на путь принятия общими собраниями таких нормативных актов, которые решают принципиальные вопросы, причем они не столь многочисленны: утверждение устава, избрание органов управления корпорации, изменение уставного капитала, утверждение годовых отчетов, принятие решения об акционировании, приватизации государственных предприятий, вопросы о социальных льготах, о режиме работы, направлениях использования прибыли и некоторые другие.

2. Созыв конференции коллектива. Конференция - это еще более серьезный форум многотысячного коллектива и довольно трудоемкий в плане его проведения. На конференцию для обсуждения вопросов собираются делегаты от всех структурных подразделений корпорации. Конференцию коллектива персонала как способ принятия корпоративных норм надо выделить особо, но все же, думается, проблемы, здесь возникающие, сходны с теми, которые приходится решать при проведении общих собраний персонала. Если проанализировать корпоративные акты, принимаемые конференциями коллектива, с точки зрения содержания, то можно также отметить их важность, особую значимость для жизни коллективов корпораций, т.е. то, что свойственно и актам, принимаемым собранием персонала.

3. Проведение референдума. Этот способ принятия корпоративных норм используется очень редко. И причина здесь не в финансовых и организационных трудностях, а в том, что за период советской власти у людей сформировалась определенная психологическая установка, согласно которой государство - это единоличный хозяин, работники же - подчиненные, винтики в общественном организме, их голос ничего не значит, а следовательно, и нечего принимать участие в референдуме. Сейчас, похоже, проявляет себя и другая, сходная с этой установка, имеющая место на частных предприятиях: предприниматель (руководство частного предприятия) считает, что он может действовать по принципу: " что хочу, то и ворочу", все же остальные обязаны подчиняться. Вот почему выяснение воли коллектива работников, которая наиболее полно может быть продемонстрирована на референдуме, мало кого заботит. Референдум на предприятии - это весьма редкое и неординарное событие, и он почти нигде не становится объектом корпоративного нормативного урегулирования.

4. Опросы работников как основа нормотворчества осуществляются в корпорациях еще реже. В качестве примера можно привести опрос, проведенный на КАМАЗе. Работникам этого предприятия предлагалось ответить на вопрос, желают ли они, чтобы КАМАЗ стал предприятием акционерным. Большинство из них ответили: " Да". И тогда конференция трудового коллектива утвердила данное решение и ряд других, связанных с ним, корпоративных актов.

Б. Представительное корпоративное нормотворчество может осуществляться следующими органами: совет директоров, правление, совет предприятия, совет трудового коллектива (совет персонала). Они осуществляют одновременно контрольные или даже исполнительно-распорядительные функции.

Совет директоров выполняет в основном контролирующие функции. Предметом основной его заботы являются имущественные интересы участников корпорации. Именно эти интересы акционеров должен прежде всего представлять и защищать совет директоров. По этой причине его еще называют наблюдательным советом.

Основными задачами советов директоров являются разработка политики корпорации с целью увеличения ее прибыльности и конкурентоспособности, обеспечения устойчивости ее финансового состояния, защита прав акционеров, формирование исполнительных органов корпорации. Кроме этого, советы директоров берут на себя и довольно серьезную нормотворческую нагрузку по созданию корпоративных нормативных актов.

Правление - это также коллегиальный, представляющий корпорацию в целом, но уже исполнительный орган корпорации. Поскольку в формировании состава правления полностью или частично принимает участие общее собрание акционеров (или в ООО - вкладчиков), понятно, что оно и представляет именно их интересы.

Создается этот орган для практического решения задач, стоящих перед корпорацией, исполнения решений общих собраний и совета директоров, а также для оперативного управления делами корпорации.

Естественно, в практической деятельности, которой занимаются правления корпораций, встречается множество вопросов, разрешение которых сразу, " залпом" или иначе в нормативном порядке, представляется более эффективным, нежели их индивидуальное решение. Ну, скажем, далеко не все работники корпораций обращаются к администрации с просьбой выдать ссуду на необходимые им нужды. И тем не менее, чтобы в коллективе не рождались кривотолки относительно действий администрации (кому-то дали, а кому и отказали, поскольку работник, дескать, с точки зрения администрации не относится к числу покладистых) лучше этот вопрос решить в нормативном порядке, т.е. издав корпоративный нормативный акт. Вряд ли по этому, прямо скажем, не глобальному для финансового состояния корпорации вопросу стоит утруждать совет директоров. Правление сможет самостоятельно упорядочить вопрос о предоставлении ссуды работникам, приняв " Положение о выдаче беспроцентной целевой ссуды".

Совет трудового коллектива или совет персонала. Скажем прямо, для нашей страны это практически новое явление. Ранее интересы коллектива представлял профсоюзный орган. Сейчас же профсоюзы (их может быть на предприятии несколько) ослабили свое влияние на трудовой коллектив корпорации и уступили свои исконные права совету трудового коллектива (СТК).

Какие же вопросы решают представительные органы предприятия?

В. Опосредованное корпоративное нормотворчество является прерогативой единоличного исполнительного органа корпорации.

Правомочие председателя правления или директора (генерального директора) издавать корпоративных нормативных актов в самом общем виде фиксируется в Уставе корпорации. Перечень же конкретных вопросов, регулируемых с помощью корпоративных актов, предусмотреть заранее невозможно. Однако практика показывает, что единолично руководителями предприятий решаются следующие вопросы.

1) Оперативные вопросы, т.е. требующие срочной, незамедлительной реакции, - в противном случае смысл урегулирования теряется и возможно наступление нежелательных последствий. Причина, вызывающая срочность разрешения того или иного вопроса, чаще обнаруживает себя внезапно, хотя и не всегда.

2) Специальные вопросы, для разрешения которых требуются особый опыт и знания. К примеру, как произвести остановку производства, закрыть помещения на длительный период (допустим, в случае проведении забастовки или отключения электроэнергии), как предотвратить проникновение посторонних лиц в помещения предприятия, где находятся особо ценные предметы, сведения и т.д., - в этом более осведомлены работники специальных отделов (технологического, охраны, секретного и т.д.). Предложения названных структур корпорации и принимаемые в связи с ними решения ложатся в основу принятия нормативного акта руководителем.

Иногда встречаются специальные вопросы, которые руководитель предприятия своей волей решить не в состоянии. В таких случаях можно пригласить специалистов (на условиях срочного трудового договора, по трудовому соглашению на время выполнения определенной работы, по договору подряда и т.д.). Оформляется предложенное специалистами решение нормативным актом, утверждаемым руководителем.

3) Вопросы, не относящиеся к разряду важных, т.е., допускающие разные варианты своего решения, не влекущие при этом нежелательных последствий, допустим, положение о структурных единицах, должностные инструкции, правила принятия и исполнения решений на предприятии.

Все три группы вопросов объединяет то, что собирать общие собрания или представительные органы и вести дебаты по поводу их разрешения либо неэффективно, либо нецелесообразно, либо невозможно ввиду дефицита времени.

 

10. На каких принципах должны основываться корпоративные нормативные акты?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.