Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормы и оценки в социальном и гуманитарном познании






Проблема обоснования норм, рассматриваемая далее, является, пожалуй, наиболее сложной и в то же время наименее разработанной темой теории аргументации и логики.

Нормы и оценки относятся, как уже говорилось ранее, к активным употреблениям языка, связанным непосредственно с человеческой деятельностью.

Призванием человека долгое время считалось только описание реальности с использованием пассивных употреблений языка, а не преобразование мира. Интерес к активным употреблениям языка, в частности к оценкам и нормам, был, естественно, ничтожным.

В последние 100 с небольшим лет ситуация изменилась. В философии было введено понятие ценности, непосредственно связанное с человеческой деятельностью. Постепенно стали складываться логика норм и логика оценок, начала формироваться современная теория аргументации, или новая риторика, которая попыталась, в частности, проанализировать проблему объективности норм и оценок и описать те конкретные способы обоснования, которые используются в случае активных употреблений языка.

Несмотря на успехи, достигнутые в исследовании обоснования норм и оценок, вопросы, связанные с активными употреблениями языка и приданием им объективного значения, все еще остаются недостаточно ясными.

Обсуждение проблемы обоснования норм и оценок необходимо прежде всего в силу двух обстоятельств. Во-первых, нормы и оценки играют особую роль в деятельности человека, социальных и гуманитарных науках, и в частности в юридической теории и практике. Во-вторых, нормы и оценки во многом обосновываются совершенно иначе, чем описательные высказывания.

Оценки и их частный случай – нормы, как мы уже говорили, являются необходимыми элементами социальных, а во многом и гуманитарных теорий. Более того, определенные оценки лежат в самой основе социального игуманитарного теоретического знания.

Социальная теория – и в частности, теория права – анализирует общество в свете возможностей улучшения условий существования человека. Описывая альтернативы дальнейшего развития тех или иных сфер социальной жизни или намечая историческую перспективу для общества в целом, социальная теория обязана подвергнуть критике другие возможные пути. Этого нельзя достигнуть без оценочных суждений.

Еще до начала изучения общества социальный исследователь должен принять или отвергнуть некоторые общие оценки. В частности, немецкий философ Г. Маркузе выделяет следующие два оценочно-нормативных момента, с самого начала осложняющие соблюдение социальной теорией исторической объективности:

– оценочно-нормативное суждение, что человеческая жизнь стоит того, чтобы ее прожить, или, скорее, может и должна стать таковой; это суждение лежит в основе всякого интеллектуального труда, оно является предпосылкой социальной теории, и отказ от него (хотя он и не был бы нелогичным) равнозначен отказу от самой теории;

– оценочно-нормативное суждение, что в данном обществе существуют специфические возможности для улучшения человеческой жизни, а также средства и способы, которые данное общество должно использовать для реализации этих возможностей.

Социальная теория должна, опираясь на эмпирические данные, показать объективную значимость данных оценочных суждений, как и всех других оценок, которые исследователь вынужден принять в качестве обоснованных до начала своего конкретного анализа.

Выдвигавшееся философами-неопозитивистами требование исключать любые оценки (и, соответственно, нормы) из языка социальных наук неосуществимо и проистекает из стремления перестроить эти науки по образцу естественных наук. Нереалистичной является и более слабая рекомендация отчетливо отделять в социальных дискуссиях нормы и оценки от чисто описательных утверждений. Многие утверждения, как мы уже видели при обсуждении особенностей юридического языка, носят двойственный, описательно-оценочный характер и функционируют в одних контекстах как описания, а в других как оценки или нормы. В социальных и гуманитарных теориях нередко невозможно провести ясную границу между описаниями и нормами или оценками и воспользоваться со-

ветом четко отделять описательные суждения от нормативных и оценочных суждений.

Человеческая деятельность невозможна без норм и оценок. Науки, изучающие человека и общество и имеющие своей конечной целью рационализацию и оптимизацию человеческой деятельности, всегда устанавливают неявные или даже явные нормы и оценки и опираются на определенные ценности. Проблема не в устранении норм и оценок, которое в данных науках в принципе недостижимо, а в обосновании объективности выдвигаемых нормативных и оценочных положений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.