Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностики. Отношения с детьми должны строиться на основе личностно - комфортного психологического климата, а не формально-делового подхода. З.В






Отношения с детьми должны строиться на основе личностно - комфортного психологического климата, а не формально-делового подхода. З.В. Кураченко
Для того, чтобы изучить социально-психологический климат в классе педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют и по ним провести диагностику своего класса и наметить пути развития.

Характеристика благоприятного социально-психологического климата класса.

1. В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

2. В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

3. В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

4. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.

5. Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

6. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Характеристика неблагоприятного социально-психологического климата класса.

1. В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатия ребят друг к другу, присутствует соперничество. Члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому, друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

2. В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, идет заметное разделение на «привилегированных» и «пренебрегаемых». Учащиеся класса презрительно относится к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

3. Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.

4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.

5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.

6. В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.

Параметры наблюдения А.В. Микляевой и П.В. Румянцевой помогут определить триосновных вектораформирования социально-психологического климата: эмоциональный фон, способность к сотрудничеству, эффективность взаимодействия.

Эмпирические референты социально-психологического климата класса:

Параметры Вербальные референты Невербальные референты
Благоприятный социально-психологический климат
Эмоциональный фон Словесное выражение позитивного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам. Доброжелательные улыбки, смех. Позитивный или спокойный тон высказываний.
Способность к сотрудничеству Обращения к собеседнику с уточняющими вопросами. Высказывание заинтересованности в мнении других (" А как ты думаешь? ", " Вам это нравится? " и др.) Выслушивания с демонстрацией внимания (поддакиванием, угуканием), контактом глаз. Равноправные позиции (по предпочитаемой позе, расположению в помещении и относительно друг друга).
Эффективность взаимодействия Словесное подтверждение решения поставленной задачи. Словесное выражение удовлетворения результатом. Жесты, выражающие удовлетворение проделанной работой. Улыбка при подведении итогов работы.

 

Неблагоприятный социально-психологический климат
Эмоциональный фон Словесное выражение негативного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам. Недоброжелательные улыбки, смех, обидные слова в адрес одноклассников. Печальный или враждебный тон высказываний.
Способность к сотрудничеству Перебивание собеседника. Высказывание незаинтересованности в мнении других (" А кто тебя спрашивает? ", " А ты здесь причем? " и др.) Отсутствие угукания, поддакивания или контакта глаз. Неравноправные позиции (стремление доминировать или подчиняться, по позе и расположению).
Эффективность взаимодействия Словесное отрицание решения поставленной задачи. Словесное выражение неудовлетворения результатом. Жесты, выражающие неудовлетворение проделанной работой. Печаль или враждебность при подведении итогов работы.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.