Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Елена Сергеевна Надеждина






 

Избранные дневниковые записи о еп. Стефане (Никитине)

 

11 сентября 1960 г. В день Усекновения главы Иоанна Предтечи

Из проповеди Е.С.Н.

 

Скажите, что вас поразило в сегодняшнем Евангелии? А меня вот что поразило: Ирод слушал и даже почитал Пророка, имел великое к нему уважение, оберегал его, хотя он и обличал его за незакон­ную связь с Иродиадой. Как же это? Слушал, оберегал. Все же обез­главил его. Слушал, почитал, опечалился и... обезглавил, совершил такое преступление?

Подумайте, братие, не являемся ли и мы с вами в некотором роде иродами? Слушаем слово Божие, кладем поклоны, знаем, что не надо лгать, ругаться, вражду иметь, а все же враждуем, произ­носим бранные слова. Гнев в сердце вместо мира и тишины. Поду­майте и исправляйте сердце свое.

А потому он [Ирод] совершил его [это преступление], что у него была слабая воля, он был легкомысленным. Это очень знаменательно. Как в притче о Сеятеле говорится, что одно зерно упало на каменистую почву и быстро взошло, но, т.к. земля была неглубока, не имея крепкого корня, засо­хло. Или другое зерно — заглушило терние. Часто человек слушает с интересом, горячо схватывает и так же быстро за­бывает, остывает. Так и Ирод — он не был таким особенно плохим, но легкомысленным. Так же часто бывает с нами. Идем в храм, даже слезы иногда проливаем, а вернемся до­мой, да что домой! — тут же рядом толкнет кто-ниб[удь], и вот уже забыто доброе устроение, и закипел гнев. Каж­дый скажет: «Я не убивал!» Между проч[им], как получает­ся убийство? Первый этап — раздражение, второй — гнев, третий — ярость, четвертый — неистовство, когда человек уже не помнит себя и совершает преступление. Следователь­но, раздражение входит в рубрику «убийство». Важно не толь­ко дело, но важно внутреннее устроение, при котор[ом] было совершено действие. Вот ты был в храме, пролил даже слезы, и сейчас же раздражился — значит, тщетна была твоя молит­ва и тщетны были твои слезы.

Как же, каким путем идти, чтобы уподобиться зерну, дав­шему большие плоды?

Во-первых, стараться развить в себе страх Божий.

Во-вторых, очень хорошо ежедневно учинять собственный суд над собой. Просмотреть, проверить, что сделал хорошего или дурного за день и за ночь.

Повторяю, не дела только важны. Важно устроение души, при котором дело совершается. Имея раздраженное, яростное душевное устроение, человек виновен почти как в убийстве, хотя оно и не состоялось, ввиду отсутствия под­ходящих условий.

В Моисеевом законе требовалось лишь исполнение дела — не убий. Христос изменил: «всякий гневающийся на брата свое­го напрасно подлежит суду». Устроение души человека должно быть таким, при котором не может быть совершено злое дело.

Не ранее 27 сентября 1960 г.

Праздник Воздвижения креста Г[оспо]дня.

Из слова еп[ископа] Стефана 1960 г.

 

Сегодня мы празднуем Крест Г[оспо]день, прославляем его.

Сегодня мы празднуем Крест Г[оспо]день не так, как на Страсти [ой] неделе и на четвертой неделе В[еликого] поста. Тог­да мы вспоминаем страдания Спас[ител] я на Кресте.

Сегодня мы празднуем Крест как символ победы над смер­тью и над грехом.

Что такое Крест? Это не имеющая измерения, безгранич­ная любовь Бога к нам!

Чем же мы можем ответить на такую любовь? Ответ мы на­ходим в Еванг[елии]: Аще кто хочет по Мне идти, да отвержется себе91.

Что значит отвергнуться себе? Это значит уничтожить в себе все, что противоречит заповедям Г[оспо]дним. У каждо­го человека есть страсти, кот[орые] влекут его ко греху. От­вергнуться себе значит победить, бороться с этими страстями. Победить свою природу чрезвычайно] трудно. Без помощи Божественной] благодати человек не может этого сделать и не должен надеяться на свои силы.

Что такое грех? Грех — это проявление страсти.

Итак, надо принести [Богу] свое крепкое желание испол­нять все, о чем я сейчас говорил. Желать и просить у Бога по­мощи, т.к. без помощи Божеств [енной] благодати мы бессильны что-либо в себе изменить.

Аминь.

18 октября 1961 г.

28 сент. — день рождения Серг[ея] Алексеевича] Никитина.

27 июля (н[ового] стиля) —день Ангела владыки Стефана.

Среда, 18 октября 1961 г.

1. О монашестве

2. Об упадке веры

3. О разумении Евангелия

4. О выздоровлении

 

1. О монашестве.

Монашество должно существовать. Без монашества не будет христианства, но форма отжила свой век. Форма будет иная, а какая — время покажет.

Монастыри закрывают, а кто их закрывает? Большевики, коммунисты? Нет, мы сами их закрываем своими грехами. Сво­ими пороками.

 

2. Об упадке веры.

Еще в 18 в.... писал, что наблюдается упадок веры. Чтоже удив­ляться, что в 1961 г. упадок веры?! А тогда была и позолота, и блеск, и пышность облачений. И все же упадок!

 

3. О чтении Евангелия.

Удивительно, как при многократном чтении Евангелия вдруг открывается смысл. Читал ведь много раз, но словно огненны­ми буквами вдруг открывается смысл прочитанного.

 

4 О выздоровлении.

Я считаю чудом свое выздоровление. У 99% после паралича не восстанавливаются речь и движение.

Без даты

28 апреля 1963 г., в воскресенье, в г. Калуге скончался влады­ка Стефан (Сергей Алексеевич Никитин). <...> Епископ Стефан ждал смерти, боялся ее, но потом примирился и стал готовиться к ней «как к литургии» (это его слова).

 

Епископ Стефан (Никитин)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.